Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
журн в экстр сит.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
06.09.2019
Размер:
181.76 Кб
Скачать

По определению, журналист – это сотрудник периодического издания. Работа журналистом заключается в том, чтобы оперативно собрать, обработать, грамотно и доступно изложить актуальную информацию. Связь между журналистом и аудиторией осуществляется посредством информационного канала (печатные СМИ, телевидение, радио, Интернет), в зависимости от которого выделяют следующие журналистские специализации: сотрудники печатных изданий (газет, журналов, справочников), журналисты электронных СМИ (телевидение, радио, Интернет), фотокорреспонденты (в некоторых случаях фотографии не просто играют роль иллюстрации к литературному материалу, а являются полноценными произведениями)».

Также журналистов можно классифицировать по направлению работы: журналисты-международники, отраслевые журналисты, политические, экономические или спортивные обозреватели, рекламный журналист, телерепортер и так далее – и по жанру работ: репортер, публицист, обозреватель, очеркист, фельетонист … Специализация может меняться в зависимости от того, в чем на текущий момент состоит работа журналиста.

Журналист в экстремальной ситуации

Критерии телевизионной документалистики – достоверность, полнота информации, непредвзятость – становятся предельной необходимостью в репортажах, объект которых – экстремальные ситуации. Несоблюдение этих критериев не только искажает картину происходящего, но и нередко приводит к обострению положения, в том числе и массового насилия. Присутствие камер и журналистов как фактор публичности способно повлиять на сам ход событий, заставляя задуматься о проблеме цензуры.

В наименьшей степени это касается репортажей о несчастных случаях и стихийных бедствиях.

Катастрофы и стихийные бедствия. Решающую роль в такие моменты играют оперативность поступающих сообщений и максимально возможная достоверность фактов. Оба эти условия предотвращают рождение слухов. Не менее важна тональность журналистского изложения. «Живописуя» подробности катастрофы, репортеры, погруженные в «материал», в состоянии оказать на публику куда более травмирующее психологическое воздействие, чем лаконичный отчет о самом событии.

Максимальная осторожность требуется при оглашении цифр – размеров ущерба и количества жертв. Такие цифры постоянно корректируются по мере поступления новых данных. Необходимые элементы событийной трансляции – комментарии экспертов, анализирующих причины произошедшего и возможные последствия.

Гражданские беспорядки и массовые волнения. Участники несанкционированных митингов, демонстраций, пикетов и других форм выражения общественного протеста, не говоря уже о вдохновителях этих движений, стремятся воспользоваться присутствием журналистов для публичного обнародования своих деклараций. Такие массовые акции, собственно, и организуются с целью привлечения к себе общественного внимания, а также разоблачений «врагов народа»[4].

Тележурналисты, не ориентирующиеся в ситуации и не осознающие подлинных, а не прокламируемых мотивов происходящего, рискуют оказаться вовлеченными в стихийное или кем-то направляемое (оба эти момента чаще взаимосвязаны) развитие действия. Их поведение в этих случаях не только не снижает общественного накала страстей, но и придает ему масштабы, далекие от его истинного значения.

Отсутствие программы заранее предусмотренных действий, рассчитанных на экстремальные ситуации, может привести руководство телекомпании к решению вообще отказаться от освещения событий в эфире.

Именно это произошло в роковую ночь с 3 на 4 октября 1993 г., когда Останкинский телецентр штурмовали вооруженные сторонники низвергнутого парламента, уже захватившие мэрию. Четыре из пяти останкинских телеканалов были отключены из-за опасения, что нападающие «захватят эфир». Решение, принимавшееся без консультации с техническими специалистами, было неграмотным, поскольку информационные службы могли перебазироваться в другие здания, не говоря уже о резервной студии под Москвой. Если бы не решительные действия руководства Российского телевидения, принявшего на себя управление вторым федеральным каналом, информационный вакуум грозил привести в состояние массовой паники всю страну.

Самоустраняясь в критические моменты от роли наиболее достоверного информатора, телевидение отдает аудиторию во власть различного рода домыслов, дезориентирующих общественное сознание и еще более усугубляющих ситуацию.

Однако альтернатива между «показывать плохо» и «ничего не показывать» (оба выбора свидетельствуют о журналистской некомпетентности) не может возникнуть, если документалисты в экстремальных условиях следуют профессиональным рекомендациям:

§          избегают прямой трансляции с места события, развитие которого непредсказуемо и бесконтрольно;

§          стараются сделать как можно более незаметным свое присутствие: не демонстрируют съемочную аппаратуру, не включают без крайней надобности осветительные приборы, не афишируют эмблему телекомпании;

§          основываются в репортажном изложении на фактах, а не эмоциях;

§          воздерживаются от экспрессивных выражений, содержащих оценку: «озлобленная толпа», «оголтелые сборища», «озверевшие власти», от прилагательных типа «агрессивный», «хулиганствующий», «разнузданный» и таких определений, как «путчисты», «мятежники», «заговорщики», если эти определения не заимствованы из официального лексикона;

Муратов

Школа экстремальной журналистики

 

 

Российскую журналистику последних десятилетий можно причислить к разряду экстремальной журналистики, если учесть те социально-политические и экономические условия, в которых ей приходится существовать. Но настала пора говорить о собственно экстремальной журналистике. И говорить об этом должны те, кто обладает реальным опытом работы в экстремальных условиях – «горячих точках». Организаторы данной школы имеют такой опыт. Первая и вторая Чеченская война, события в Абхазии, на Балканах – это далеко не полный перечень мест, где работали инициаторы создания данной школы. Опыт, наработанный специалистами школы, используется в учебных программах Академии ФСБ, Академии МВД, академии Гражданской Защиты МЧС, Академии Погранслужбы ФСБ, Комитетом по контролю за оборотом наркотиков, Министерством Обороны.  

 

 

Экстремальная журналистика - это разновидность конфликтной журналистики, исследующей, познающей необычные факты и события. При этом нередко сам журналист находится в экстремальной ситуации, осложняющей поиск и передачу информации. Военные репортажи, сообщения из горячих точек, с мест трагедий, криминальные и другие расследования - все это экстремальная журналистика.

 

Специальные корреспонденты должны владеть особой методикой сбора, обработки и передачи информации, знать соответствующие, в том числе этические, законы и действовать в их рамках. И этому должны обучать на факультетах и отделениях журналистики или в специальных школах по типу той, о которой идет речь в данной концепции.

Предисловие

М.А. ФЕДОТОВ,

секретарь Союза журналистов России, председатель

правления программы «Поддержка российских СМИ»

Института «Открытое общество»

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

Я бы хотел сразу сказать, что проект, в котором вы участвуете, - это первый проект, реализуемый в рамках программы «Горячие точки». Наша главная задача заключается в оказании умиротворяющего воздействия на ситуации, оказании содействия в постконфликтном урегулировании и в предотвращении конфликтов в тех точках, которые сегодня еще не стали «горячими», а являются пока «теплыми». В рамках этой программы будут реализовываться различные проекты. И гуманитарного направления (помощь беженцам), и образовательного направления (помощь учителям, в том числе - финансирование подготовки учебников, закупка и доставка их в школы, восстановление школ), и так далее. Одним из самых важных в этой программе является информационное направление. Мы решили, что должны содействовать тому, чтобы общество получило полную и правдивую информацию о происходящем в «горячих точках». При этом мы исходили из того, что порой роль журналиста в «горячей точке» - это роль не пассивного стороннего наблюдателя, а активного миротворца, роль объективного и абсолютно правдивого источника информации для общества, аккуратного в высказываниях, в определениях и выводах, потому что каждое слово, сказанное не совсем точно, может иметь болезненные последствия. Поэтому мы призываем вас быть очень щепетильными, очень точными, работая в «горячих точках». Я желаю вам успеха - и в самой поездке, и в том творческом труде, результатом которого должны стать написанные вами материалы для ваших газет и главы будущей книги. Мы очень заинтересованы в том, чтобы такая книга появилась, чтобы общество смогло понять, ощутить, прочувствовать ту ситуацию, которая складывается в «горячих точках», не из газетных статей, которые сегодня прочитали - к вечеру забыли, а из книги, где будет сконцентрировано видение ситуации глазами наших российских журналистов. Прочувствовать и попытаться ее исправить.

Какие правила действуют, и что следует иметь в виду, находясь в зоне вооруженного конфликта? Ограничение доступа к информации. Обязательно должно быть разрешение военных властей на посещение передовой или зоны боевых действий, зоны вооруженных столкновений. Здесь эти меры оправданы, потому что не вся информация должна быть доступна журналистам. Журналисты, представляющие электронные средства массовой информации, могут снять, сфотографировать, показать объекты, представляющие сведения, которые нежелательно знать противной стороне. Поэтому ратование за снятие жестких ограничений, с моей точки зрения, неоправданно. Потому что военные полностью отвечают за положение дел в зоне конфликта, они лучше разбираются в ситуации, они лучше и полнее могут дать информацию, чем журналист, самостоятельно собирающий эту информацию. Тем более, что за каждого аккредитованного журналиста, за его безопасность несет ответственность орган, при котором он аккредитован. И опять же, по Международному гуманитарному праву, журналист, который нарушает правила аккредитации, установленные правила работы в зоне конфликта, сам снимает ответственность за свою безопасность с военных, тех, кто его аккредитовал.

И последнее правило, которое надо знать. Если вы будете входить в чужой дом со своим уставом, то вы никогда не получите ни крова, ни приюта, не будете чувствовать себя в безопасности. И поэтому, если вы все-таки решились отправиться на вторую чеченскую войну, мне кажется, что время до своей командировки вы должны посвятить изучению традиций, быта и культуры кавказских народов.

Журналист - всегда миротворец

Здесь были сказаны золотые слова по поводу аккуратности работы в «горячих точках», по поводу того, что там, где происходит событие, отчасти предсказуемое, люди особенно трепетно относятся к каждому слову, к каждому показу на телевидении, и малейшее искажение, малейшее преувеличение или преуменьшение, не говоря уж об оскорбительном тоне, работает на войну. А цели всего проекта и ваших поездок - миротворческие. Причем нужно не просто дать информацию, изложить то, что происходит. Информационная часть - это очень важно, но намного важнее сделать выводы: как дальше жить, что дальше делать, каким образом поступать в той или иной ситуации. Если вам нужна будет какая-либо помощь - информационная, организационная, - то по мере наших сил и возможностей мы вам такую помощь окажем.

Штаб Миротворческой миссии дислоцируется в Пятигорске, но региональные отделения находятся во всех субъектах Федерации. В уставных положениях нашей организации написано, что наши основные цели - предотвращать возможные конфликтные ситуации, влиять на государственные органы, общественные организации, на национальные, религиозные формирования, чтобы предотвратить эскалацию этих конфликтов. К сожалению, далеко не все мы в состоянии сделать.

Скач книга