Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Боярский_ЗФИ.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
25.08.2019
Размер:
74.24 Кб
Скачать

8

Начальнику Морской

Арктической Комплексной

Экспедиции (МАКЭ)

П.В. БОЯРСКОМУ

Уважаемый Петр Владимирович!

Прошу Вас рассмотреть мое предложение относительно экспедиции на морских каяках на Землю Франца-Иосифа летом 2014 года.

2014 год – это год, в котором исполнится ровно сто лет трагическим событиям 1914 года, когда неудачей закончились три русские полярные экспедиции: Владимира Русанова, Георгия Брусилова и Георгия Седова. Предлагаю в рамках программы «Память Российской Арктики» провести историко-географический эксперимент и пройти на морских каяках путем группы штурмана Валериана Альбанова по проливам между юго-западными островами архипелага. О маршруте и оборудовании несколько ниже, для начала кратко об истории использования каяков в Арктике.

01. Историческая справка.

С древнейших времен народы, населяющие побережье Ледовитого океана, используют легкие лодки с каркасом из дерева или китового уса, покрытые шкурой морского зверя: каяки, байдары, умиаки и т.д. Лодки эти имеют превосходные мореходные качества, отлично ведут себя в прибое, достаточно легки, чтобы их можно было без особого труда вытащить на плавучий лёд. Их изначальное предназначение – охота на морского зверя, рыбная ловля, перевозка людей и грузов. Конечно же, это не лодка для открытого моря а, скорее для прибрежного плавания от мыса к мысу или между островами в пределах видимости.

Полярные исследователи 19-20 веков обратили внимание на достоинства этих лодок и начали применять их в исследованиях арктических берегов и островов. Одним из первых легкие каяки, состоящие из легкого каркаса и парусиновой обшивки, использовал Фритьоф Нансен во время экспедиции на «Фраме». Не дойдя до полюса около 450 километров, Нансен вместе с его спутником Ялмаром Иогансеном отправились по дрейфующим людам на юг, к Земле Франца-Иосифа. Каяки они везли с собой на санях. Перезимовав на острове Джексона, весной 1896 года они отправились на юг, частично на лыжах, частично – пересекая проливы и полыньи на каяках. Путешествие благополучно закончилось на мысе Флора встречей с английской экспедицией Джексона.

По примеру Нансена взял с собой каяки и активно использовал их в исследованиях Эдуард Васильевич Толль в ходе экспедиции 1900-1903 на яхте «Заря». На каяках он совместно с Бирулей и Зеебергом весной 1901 года обследовали значительную часть побережья Таймыра от Таймырского пролива до устья Нижней Таймыры. И даже при условии, что значительную часть пути приходилось тащить каяки на санях, используя только собственные силы, в этих маршрутах в меньшее время удалось достичь больших результатов, нежели чем при использовании собачьих упряжек. Наконец, в 1902 году Толю с тремя спутниками удалось достигнуть острова Беннета, пройдя значительное расстояние по морю среди битых льдов только благодаря использованию каяков.

Третий широко известный эпизод – для нас особенно интересный – это поход штурмана Валериана Альбанова с дрейфующей во льдах шхуны «Святая Анна». По образу и подобию Нансена Альбанов и его спутники сначала изготовили каяки и сани, преодолели не одну сотню километров по дрейфующим льдам, а затем – примерно 150 километров на каяках между мысами и островами Земли Франца-Иосифа. Поход окончился на мысе Флора. Правда, из 13 человек до цели дошло только двое, но это можно объяснить сильным истощением группы, плохим питанием, болезнями (трихинилезом или цингой)

Сегодня морской каякинг – весьма распространенный вид экстремального досуга. На современных морских каяках ходят на мыс Горн, в Гренландию, Антарктиду и так далее и тому подобное. Использование современных материалов, снаряжения, сублимированных продуктов, источников энергии, экономичных горелок, средств навигации и связи возможно в разы увеличить автономность и безопасность. Пожалуй, нужно рассказать об одной экспедиции на каяках последних лет.

1 мая 2007 года в рамках Международного полярного года вертолетом на северный полюс были заброшены 2 человека – швейцарец Томас Ульрих и норвежец Бьорг Оусланд. С российской стороны помощь в заброске и оформлении документов оказывал Виктор Боярский. Целью путешественников было повторить (даже с превышением) маршрут Нансена и Иогансена: достичь по дрейфующим льдам северной окраины Земли Франца-Иосифа, а затем – частично на лыжах, а частично на каяках – южной точки архипелага – мыса Флора.

Всё снаряжение состояло из двух пластиковых каяков, которые в начале использовались как сани, их волочили за собой; маленьких прицепных саней, кайтов (нечто среднее между управляемым парашютом и парусом), гидрозащитных костюмов, топлива и питания, средств навигации и связи, фотоаппаратуры. Изначально вес груза на каждого участника составлял 170 килограммов. За пятьдесят дней, к 20 числам июня, они преодолели 900 километров по дрейфующим льдам и достигли острова Ева-Лив в северо-восточной части архипелага Земля Франца-Иосифа.

Дальнейшее расстояние – около 350 километров – на лыжах и каяках, двигаясь от мыса к мысу, перегребая проливы, временами используя кайт и маленький парус, они преодолели за 35 дней, к 24 июля 2007 года, и достигли точки назначения – мыса Флора на о. Нордбрук, откуда их забрала норвежская яхта. Безусловно, реальное пройденное расстояние по сравнению с намеченным маршрутом, составило около полутора тысяч километров, автономное путешествие заняло три месяца – выдающийся спортивный результат!

На этом заканчиваю краткую историческую справку и перехожу собственно к проекту.

02. Экспедиция по маршруту Валериана Альбанова – 2014

Идея проекта состоит в том, чтобы небольшая группа в составе 3-5 участников на морских каяках должна быть заброшена на начальную точку водной части альбановского маршрута, на мыс Мери-Хамсуорт на юго-западе земли Александры. Далее, двигаясь от мыса к мысу, группа должна дойти до конечной точки альбановского маршрута – мысу Флора. Это программа минимум.

Задача экспедиции видится троякой.

1. Историко-географический эксперимент: группа должна ориентироваться на те карты, которыми пользовался Альбанов при прокладке курса, самые простые навигационные приборы; понять логику движения группы, глядя практически с поверхности воды, а не с высокого борта судна; понять, почему Альбанов не дождался людей, идущих по берегу, на мысе Гранта; доказать саму возможность подобного плавания. По пути следования – на стоянках – возможно сделать несколько радиальных маршрутов, еще раз осмотреть места событий, возможно – обнаружить какие-то материальные следы вековой давности.

2. Историко-культурная задача: привлечь внимание широкой общественности и истории и сегодняшнему дню Российской Арктики, увековечить память людей, которые навсегда остались в Арктике. Снять большой видовой фильм о путешествии, и максимально близко воспроизвести давние события, привлекая кинохронику и другие изобразительные средства. Возможно также установить в ключевых точках маршрута (м. Мери-Хамсуорт, м. Гранта, о. Белл, м. Флора) памятных знаков, посвященных событиям 1014 года.

3. Задача чисто познавательная или же спортивная, которую также нельзя сбрасывать со счетов, ибо это является основным движущим мотивом для этого непростого и даже опасного предприятия.

Конечно же, можно еще более приблизить эксперимент к реальным событиям, пустив по берегу группу с альпинистским снаряжением и сравнить скорости движения пешком и по воде. А также можно построить каяки по образу и подобию альбановских и пройти маршрут на них. Однако первое потребует дополнительных организационных усилий, а второе повысит риск.

Маршрут: старт: мыс Мери-Хамсуорт – далее вдоль края ледника Норденшельда до мыса Лофли. Далее пересечение залива Вейпрехта, мыс Лудлова. Далее пересечение пролива Кембридж, мыс Ниль на земле Георга (обязательная стоянка и радиальные маршруты); пересечение залива Грей, мыс Гранта, обязательная стоянка, радиальные маршруты. Эту часть маршрута можно пройти за три-четыре перехода. Примечание: здесь отмечены только обязательные стоянки; в принципе остановки возможны у большинства скалистых мысов.

Далее: пересечение пролива Найтгейл до острова Белл, возможно – с заходом на мыс Стивенс на земле Георга, где также возможно обнаружить следы пропавших из группы Альбанова. Обязательная стоянка на острове Белл, можно попытаться обнаружить могилу Нильсена; осмотр домика Ли-Смита (один или два перехода).

Далее: пролив между оо. Белл и Мейбелл, пересечение пролива Майерса, достижение мыса Флора на острове Нордбрук (один переход). Радиальные маршруты, осмотр остатков зимовий Джексона и т.д., подробные съемки. Итого – около 150 километров, 7 переходов в среднем по 20-25 километров – вполне реалистичная задача для плавания на каяках. На этом программа минимум выполнена.

Однако эксперимент может быть продолжен. Если бы Альбанов, придя на мыс Флора, вскрыл бы почту, оставленную здесь экспедицией Седова, они с Конрадом непременно отправились бы к месту зимовки «Святого Фоки» в бухту Тихую на остров Гукера. Представляется интересным пройти и эту часть маршрута и даже продолжить его еще на 150 километров, чтобы окончить маршрут на единственном обитаемом острове архипелага – острове Хейса.

Итак: дополнительный маршрут: обход острова Нордбрук с одной из сторон, смотря по условиям; пересечение широкого пролива Де-Брюйне; остров Гукера, стоянка в бухте Тихой, осмотр зданий станции, подробные съемки (три перехода).

Далее: мысы Альберта Маркама и Льюис-Пул на о. Гукера; пролив Ален-Юнг, мыс Ушакова на о. Нансена, мыс Ушакова и мыс Артура. Затем остров Уилтона, остров Бромидж, мыс Темпл. (3-5 переходов). Затем широкий пролив Маркама до м. Чкалова на острове Чамп (1 переход). Далее – плавание вдоль берегов о. Чамп – мыс Фиуме и мыс Триест (2 перехода). И, наконец, пересечение пролива Ермак, остров Хейса, обсерватория им. Кренкеля, 1 переход, конец маршрута. Итого во второй части маршрута 10-12 переходов и около 200 километров. Всего маршрут займет около 20 дневных переходов и 350 километров.