Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Страноведение.docx
Скачиваний:
31
Добавлен:
21.08.2019
Размер:
501.79 Кб
Скачать

Тема 7. Страноведче­ская характе­ристика стран Зарубежной Азии

1. Историко-культурные очаги мировых цивилизаций

На территории Зарубежной Азии выделяют 3 историко-культурных общности (мира):

  1. Арабский мир (Юго-Западная Азия) – характеризуется распространением ислама. Отношение к труду – отрицательное, работа – это торговля.

  2. Индийский мир (Южная Азия) – характеризуется распространением буддизма; сохраняется кастовая система в обществе.

  3. Китайский мир (Восточная и Юго-Восточная Азия) – характеризуется распространением течений буддизма (конфуцианство, синтоизм, даосизм); в обществе преобладает дисциплинированность, высокая работоспособность.

Азия является родиной всех мировых религий (ислама, христианства, буддизма), а также сохраняет некоторые традиционные верования и распространены различные течения основных религий. В целом конфессиональный состав отличается пестротой, которая в отдельных странах приводит к вооруженным конфликтам.

Политическая карта Зарубежной Азии является одной из самых неустойчивых (статус о. Тайвань, Палестинских территорий, Турецкой республики Кипр и т. д.).

2. Особенности размещения населения Зарубежной Азии

Регион сосредотачивает 60% населения мира. Здесь расположены крупнейшие страны по численности населения (Китай – 1,3 млрд. чел., Индия – 1,2 млрд. чел., Индонезия – 205 млн. чел. и др.). Даже микрогосударства региона (Мальдивы, Бахрейн) имеют численность населения более 500 тыс. чел.

Для региона характерна крайняя неравномерность в размещении населения. При средней плотности населения 70 чел./км2, много стран с плотностью населения более 900 чел./км2 (Бангладеш, Мальдивы), отдельные территории имеют плотность населения 4-5 тыс. чел./км2. Минимальная плотность населения 2-10 чел./км2 (Монголия, Саудовская Аравия и др.).

Уровень урбанизации региона самый низкий в мире – 30%, в отдельных странах еще ниже (Китай – 21%, Индия и Индонезия – 28%, Непал -10%). Широко распространена «ложная» урбанизация, она особенно характерна для столиц и крупных промышленных центров. В результате данных процессов имеется много мегалополисов и крупнейших агломераций (Токайдо, Сеул, Осака-Киото-Кобе, Калькутта, Мумбаи, Нью-Дели и др.) с численностью населения более 12 млн. чел.

В целом самыми населенными территориями региона являются побережья и долины крупных рек.

Субрегионы Зарубежной Азии: Юго-Западная Азия

1. Средний Восток

В русской географической традиции к ре­гиону Ближнего Востока принято относить следующие страны: Бахрейн, Египет, Израиль (и Палестину), Иорданию, Ирак, Йемен, Катар, Кипр, Кувейт, Ливан, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Саудовскую Аравию, Сирию, Судан, Турцию. Те же страны вкупе с Ираном и Афганистаном принято называть Средним Вос­током. Такое выделение регионов во многом условно, и разными авторами часто модифици­руется.

В наибольшей степени может оспариваться вклю­чение в этот регион Афганистана, который по це­лому ряду признаков тяготеет к российско-средне­азиатскому политико-географическому региону, и Судана, южная часть которого, безусловно, тяготе­ет к Тропической Африке. Условно и наименова­ние регионов: ведь по отношению к центральным районам Русского государства большинство пере­численных стран являются вовсе не «востоком», а югом. Другое часто употребляемое наименование стран региона Среднего Востока, за вычетом Егип­та и Судана, почти «противоположно» — не Сред­ний Восток, а Юго-Западная Азия. Топонимиче­ская «путаница» связана с иноязычными заимство­ваниями из западноевропейской географии без должного переосмысления (переориентации име­ни применительно к положению России). Из французского был скалькирован термин «Proche Orient» — Ближний Восток, из английского «Middle East» — Средний Восток. Действительно, для ближних к Азии французов этот Восток «ближ­ний», а для более западных англичан — «средний». Живущие восточнее французов итальянцы и вовсе в топонимике никак не дистанцируют себя от рассматриваемого региона, именуя его просто «Levante» — Левант, т. е. «восток». В узком смысле к странам Леванта принято относить Сирию и Ли­ван, но часто под этим термином подразумевается и вся территория Ближнего Востока (иногда вклю­чая южную часть Балканского полуострова). В недавнем прошлом широко использовался термин «Передняя Азия», обозначавший страны от Босфо­ра, Средиземного и Красного морей на западе до Иранского нагорья на востоке (термин, почти рав­нозначный термину «Ближний Восток», только за вычетом Кипра и двух африканских стран).

В арабской географической традиции насе­ленные арабами страны, от Египта и далее к востоку (Бахрейн, Иордания, Ирак, Йемен, Катар, Кувейт, Ливан, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия, Сирия, а также территория Палестины), принято именовать термином «Машрик» (Вос­ток), в отличие от арабских стран, лежащих к за­паду (Ливия, Тунис, Алжир, Марокко, Западная Сахара, Мавритания) и именуемых Магрибом — Западом (в узком смысле к странам Магриба от­носят только Тунис, Алжир и Марокко).

В современном регионировании мира, кото­рое во все большей степени основывается на цивилизационных факторах, наблюдается устойчи­вая тенденция объединять Средний Восток со странами Северной Африки в единый культур­но-географический регион. Иногда на весь этот регион распространяют имя его азиатской части и именуют Арабским Востоком, вкладывая в по­нятие «Восток» не географический, а культуро­логический смысл.

Это один из наименее населенных регионов мира. На 23 входящих в него страны в 1999 г. приходилось около 390 млн жителей (т. е. менее 7% населения планеты). Вместе с тем это ре­гион, пожалуй, наибольшего деления единого этноса, как бы законсервировавшего свою фе­одальную раздробленность: 18 стран и более половины населения -- арабы; 8 стран — на­следственные монархии.

Что же объединяет этот огромный регион? Прежде всего географическое положение «на бойком месте», в контактной зоне трех частей света - Азии, Европы и Африки. Пересечению множе­ственных экономико-географических и геопо­литических связей, напряжений и интересов способствует и высокая «обслуженность» терри­тории региона средиземными морями. Берега региона омываются собственно Средиземным, Черным, Красным и Каспийским морями, а также глубоко вдающимся в сушу Персидским заливом Аравийского моря. По изрезанности береговой линии и доступности суши с моря регион уступает только Европе.

Геология региона обусловила его уникальную нефтенос­ность — здесь сосредоточено около 2/3 разве­данных нефтяных запасов зарубежного мира. Разведанные месторождения нефти и газа име­ются на территории всех стран региона. Однако распределение запасов между странами весьма неравномерно: одни страны (особенно Саудов­ская Аравия, Кувейт, Ирак, Иран, ОАЭ, Ливия, Алжир, Катар) обладают месторождениями ми­рового значения, другие еще не вышли на промышленный уровень добычи, и нефтяные доходы не играют существенной ро­ли в их экономике.

Страны региона имеют давние традиции по­литической интеграции — на протяжении столетий они в тех или иных комбинациях входили в состав единых государственных образований. Важнейшим объединяющим фактором реги­она является принадлежность большинства вхо­дящих в него стран к ядру исламского мира. Религия ислама, возникшая в начале VII в. в Мекке и Медине (западная часть современной Саудовской Аравии), распространилась в пер­вую очередь в рассматриваемых странах. Хотя география ислама в мире намного шире (круп­нейшие по численности приверженцев ислам­ские общины находятся за пределами региона -в Пакистане, Индонезии, Бангладеш, Индии, Нигерии), все же главные центры исламской учености и законности, ведущие духовные авто­ритеты, святыни и главные события истории ислама приурочены именно к этому региону. Ислам — религия, исповедуемая подавляющим большинством населения стран региона (исклю­чения составляют лишь Израиль с его переселенческим иудейским населением, Кипр и Ли­ван, где мусульманские и христианские общины сопоставимы по численности. При многочисленных противоречиях, имеющихся между странами реги­она, все они в большей или меньшей степени привержены идее исламской солидарности.

Арабы — народ, в среде которого и возник ислам, — разнесли его по региону в ходе заво­еваний и переселений. Одновременно по реги­ону распространились арабский язык и арабская культура. В разных частях столь обширного про­странства, конечно, языковые и культурные арабские инновации претерпевали «обработку» местными языками и обычаями. Однако многие арабо-исламские традиции, литературный араб­ский язык едины для всех арабских стран реги­она. Даже в странах с преобладающим неараб­ским населением — Иране, Турции, Афганиста­не арабский язык так или иначе имеет хождение как богослужебный (по одному из ис­ламских догматов, Коран, дарованный людям на арабском языке, непереводим).

Обращает на себя внимание то обстоятельст­во, что практически все страны региона распо­ложены в природной зоне сухих субтропиков. Высокие среднегодовые температуры (с выра­женным суточным и годовым ходом: средняя январская изотерма +12°, июльская — +28°) и малое количество осадков (почти повсеместно, кроме горных склонов, менее 250 мм в год) обусловили резкую аридность климата. Тради­ционные культуры региона, в первую очередь арабская, издавна выработали многообразные приемы рационального водопользования как в быту, так и в сельском хозяйстве. Ближний Вос­ток — родина ирригации и большинства гиги­енических навыков, усвоенных от арабов евро­пейцами, а через них и многими другими наро­дами современного мира.

Рассматриваемый регион в силу своей аридности и наличия горных массивов с высотной поясностью издревле является крупнейшим в мире ареалом расселения кочевых племен — это и арабы пустынь (бедуины), и берберы горных массивов Магриба, и туареги Сахары, и кочев­ники-горцы — хазарейцы, и пуштуны Афганис­тана, часть курдов в Турции, Иране и Ираке. Кочевые племена являются важным фактором внутренней нестабильности в регионе.

Хотя кочевые народы составляют в настоя­щее время не более 5% населения региона, образ кочевника, занимающегося разбоем, весьма по­пулярен в национальных культурах, героизи­рован и поэтизирован. Этот своеобразный на­циональный идеал в сочетании с глубокой исламской религиозностью, граничащей с фана­тизмом, делает общественную жизнь в регионе весьма взрывоопасной. Внешним силам неод­нократно удавалось использовать возможности дестабилизации обстановки в регионе в своих интересах. Исламский фундаментализм превра­щается в настоящее время в важный фактор ми­рового баланса политических сил.