Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Климов Е.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
18.08.2019
Размер:
220.67 Кб
Скачать

Глава 11

старины. Отец (он - преподаватель физкультуры), со своей стороны, определил меня в ДЮСШ (Детско-юно-шескую спортивную школу). Он часто брал меня на различного рода соревнования, водил на стадион. Ус­пехи в спорте пришли ко мне гораздо раньше, чем в истории. В 8-9 классах я вполне серьезно мечтал о лаврах чемпиона мира и олимпийских игр. Но в кон­це 9-го класса у меня катастрофически началось пор­титься зрение. Кончилось тем, что врачи запретили мне заниматься спортом. Не случись этого, вполне возможно, что учился бы сейчас не на истфаке, а на спортфаке нашего института...».

М.С., студентка-историк 3 курса. «Первая мысль о возможной профессии учителя появилась в 3 классе, кстати, она зафиксирована в сочинении «Письмо в 19... году». Тогда выбор (мой) пал на совмещенное препода­вание - математики и иностранного языка, что было не беспочвенно, т.к. школа наша была специальная, «английская» (с усиленным преподаванием иностран­ного языка); знакомство с языком было.

К 8 классу стало ясно, что математика в дальней­шем невозможна (как специальность для меня) из-за отсутствия (у меня) пространственного воображения, необходимого в геометрии, хотя любовь к точности, логичности алгебры, тригонометрии по-прежнему ос­тавалась.

Гуманитарные науки всегда давались легко. Пред­почтение отдавала истории; интереснее было. К тому же играло роль и то, что отец преподаватель истории (мать - тоже преподаватель). Больше всего любила учи­тельницу истории, так как мне нравилась ее манера ведения урока, манера держаться.

Сейчас поняла, что как учитель - буду плохой.

Убежденность есть, а вот смогу ли передать ее детям в силу своего психологического склада, не знаю. Вот здесь-то мне никто квалифицированного совета дать не мог...»

Б.С. студент-историк 3 курса. «Родители были толь­ко - «за!», когда я решил поступать в пединститут (в семье у нас нет педагогов). Позиция товарищей - в корне противоположная. Некоторые смеялись, другие давали «советы» ( сколько буду получать, трепать свои нервы и т.п.). Основная масса, если говорить прямо, не одобряла моей профессии. Это сохранилось у них и сейчас

Учителя моей школы (школа деревенская) говори­ли как мне, так и моим родителям, что я должен не­пременно учиться дальше и поступать в институт обя­зательно; очевидно, для этого был повод - учился я только на «5»...

Сведений о профессии в семье не мог получить, в школе - да! Учитель истории мне. советовал во мно­гом, и о себе много рассказывал и о самой истории...

Совершил ли я ошибку при выборе профессии? Ду­маю, нет. По мне, пусть, что хотят, думают и говорят;

решил давно поступить в пединститут и поступил (с третьего раза!). Вообще-то я могу с уверенностью ска­зать, что я буду неплохим педагогом-историком, но если бы я пошел в ученые, то из меня бы не получил­ся таковой... нет у меня усидчивости...».

Нетрудно заметить, что хотя студентов просили фак­тически писать о прошлом (ретроспекция), каждый из них в большей или меньшей мере «цепляет > по своей инициативе и настоящее, и будущее («сейчас», «буду»); и такое устройство картины своей жизни, когда неотъемлемой частью ее является также и то, чего пока нет (будущее), нормально, естественно и желательно.

Несмотря на то, что в приведенных «автобиогра­фических записках» студенты по-разному разделяют поток своей жизни на, надо полагать, важные, значи­мые для них события, можно выделить две разновид­ности «строительных элементов» биографий: а) сами события и б) отношения между ними. В психологии так и принято различать, с одной стороны, выделяе­мые человеком события, а -с другой — мыслимые их связи, соотношения между ними. Начнем с послед­них.

Целесообразно выделить четыре разновидности та­ких соотношений, межсобытийных связей (см. в списке литературы к данной главе - Ахмеров Р.А., 1994; Головаха Е.И., 1988; Сколько Вам лет.. М., 1993):

ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ («цель - средство»); речь идет здесь о событиях будущего; одно мыслится как жела­емое, а другое - как то, которое к нему может привес­ти («в нашей школе скоро будет некому преподавать иностранный язык, это смогу и хочу делать я, но для этого надо поступить на заочное отделение факульте­та иностранных языков); «склейка» в сознании двух будущих событий, находящихся в рассмотренном со­отношении - это как бы «молекула», минимальная единица жизненного плана; речевые опознавательные признаки здесь — как бы ответы на вопрос типа «что для чего?» («... для того, чтобы...»);

РЕАЛИЗОВАННЫЕ («^причина - следствие»); речь идет здесь о событиях прошлого; состоявшееся в про­шлом событие мыслится как в той или иной мере обус­ловившее другое событие, тоже состоявшееся (напри­мер, в приведенном несколько выше казусе мальчик мечтал быть водителем такси, потому что сосед рабо­тал в автопарке и казался ему эталоном мужчины);

речевые опознавательные признаки реализованных (ре­ализовавшихся) связей - ответы на вопросы типа «по­чему?», «из-за чего?» («потому что», «поскольку»);

АКТУАЛЬНЫЕ («от состоявшихся событий через текущие к желаемому или избегаемому будущему»);

уже состоявшиеся события мыслятся как неслучайно, а то и преднамеренно связанные с будущим, и поэто­му они переживаются не как «ушедшие» в прошлое, а как представленные в широко мыслимом настоящем. Вот как Головаха Е.И. и Кроник А.А. поясняют спе­цифику этого типа межсобытийных связей (по кн. Сколько Вам лет?... М., 1993, с. 19-20): «Предпо­ложим, два молодых человека одновременно поступи­ли в один и тот же вуз, одновременно защитили дип­ломный проект, поступили на работу и оба хотят сде­лать крупное изобретение и получить повышение в должности. Однако понимание жизни у них разное.

Первый считает, что все в его жизни происходило и произойдет само собой — «потому, что...», то есть каждое последующее событие происходит вследствие предыдущего. Это своеобразная логика «жизненного эскалатора»: достаточно встать на первую ступеньку, и дальнейшее движение обеспечено. Иначе видится связь тех же событий второму молодому человеку. Он считает, что для подлинного успеха естественный ход событий необходимо подкреплять особыми усилиями, предпринимаемыми «для того, чтобы...». Он давно решил сделать крупное изобретение. Для этого избрал вуз, писал диплом, искал и нашел определенное мес­то работы. Не чуждо ему и стремление продвинуться (поступил на работу, предполагая возможность повышения в должности)...

Чем отличается их восприятие событий? Прежде всего количеством актуальных связей. В первом слу­чае - всего одна такая связь, которая делает актуаль­ными (переживаемыми как сегодняшние, «злободнев­ные» — Е.К.) только два события (поступление на ра­боту и изобретение); остальные полностью принадле­жат психологическому прошлому или будущему. У второго человека - пять актуальных связей, и, зна­чит, все названные события в большей или меньшей мере актуальны»;

«СВЕРХСИЛЬНЫЕ» связи (указ соч. с. 26); это очень своеобразная разновидность актуальных связей, заслуживающая отдельного рассмотрения: человек мысленно выходит за биологические пределы своей жизни в так называемый «исторический масштаб вре­мени» и в контекст своего жизненного пути включает события исторического прошлого и будущего — ска­жем, считает нужным исполнять заветы ушедших из жизни знатных представителей своей профессии, вдох­новляется тем, что подумают о его делах потомки, и смотрит на свое дело также и их глазами, и т.д.; в этой ситуации, в частности, мысль о предстоящей смерти перестает быть представлением о «тотальном конце» — человек способен переживать свое заполнен­ное деловыми заботами настоящее так, как если бы у него впереди была целая вечность.

Прежде чем продолжать чтение, вернитесь к свое­му «житию» и постарайтесь в нем выделить (можете -выписать в отдельную «ведомость») события прошло­го, настоящего и будущего, а также охарактеризован­ные выше типы межсобытийных связей.

По разным причинам в сознании человека могут быть преимущественно представлены либо реализован­ные, либо потенциальные, либо актуальные межсобы­тийные связи. И это не нейтрально по отношению к ходу его психического развития, продуктивности тру­да, душевного равновесия и даже здоровья. Не входя в соответствующую область достаточно специальных вопросов, дадим лишь некоторые общеориентирующие штрихи.

Если сознание человека слишком наполнено и по­глощено актуальными межсобытийными связями («те­кучка») в ущерб потенциальным и реализованным, воз­никает опасность превращения его в сухого и посто­янно беспокойного «делягу», когда в прошлом он не ценит и забывает практически все, что не служит так или иначе понимаемому им сейчас делу; он пережива­ет постоянную как бы нехватку времени (независимо от его физического наличия), оказывается не склон­ным помечтать, пофантазировать о возможных вари­антах дальнейшего хода жизни; все это может рано или поздно поставить его в ситуацию непредвиденно­го тупика, жизненного кризиса. Один из облегчаю­щих выходов здесь может состоять в том, чтобы про­извольно припомнить, мысленно перебрать уже реа­лизованные связи событий и, таким образом, напол­нить сознание успокаивающими представлениями о том, что многое уже сделано. Полезно также, произ­вольно предавшись мечтам о будущем, «просеять», «расставить по росту» события-цели, отбросить все мел­кие, оставив наиболее важные, перспективные, стра­тегические. Полагаем, вы это уже сделали.

11.2. О так называемых «биографических кризисах»

Полезно знать о некоторых основных вариантах так называемых «биографических кризисов» (по Р.А. Ах-мерову, 1994):

КРИЗИС НЕРЕАЛИЗОВАННОСТИ. Он возникает, когда по тем или иным причинам в субъективной кар­тине жизненного пути слабо представлены реализо­ванные связи событий жизни. Возникают пережива­ния такого содержания, что моя-де жизненная про­грамма не выполнена, «не удалась», «не повезло»;

человек не видит или недооценивает свои достижения, успехи, и в своем прошлом не усматривает существен­ных событий, достаточно полезных с точки зрения настоящего и предстоящего.

Одной из причин этого рода кризиса может быть новая социальная среда, в которую человека «забро­сило», с которой он считается и которая может не це­нить его специфический опыт, подготовленность, ква­лификацию («... А! Пять лет учился... с кафедры мо­жешь болтать языком... а деньги делать не можешь... вот подметай теперь за мной...» и пр.).

Здесь хорошо бы или сменить среду, или хотя бы найти в ее рамках приемлемую «субкультуру» - кру­жок понимающих тебя людей, или (и) не слишком близко принимать навязываемые средой ценностные представления, расходящиеся с общечеловеческими, или вносить лепту в облагораживание данной мало­культурной среды, или «приналечь» на работу во имя дальнейших очевидных достижений («бегство в рабо­ту»), что уж совсем неплохо.

КРИЗИС ОПУСТОШЕННОСТИ. Он возникает в си­туации, когда по тем или иным причинам в субъективной картине жизненного пути слабо представлены актуальные связи, ведущие от прошлого и настояще­го в будущее. И несмотря на то, что человек сознает наличие у себя к данному времени важных, значи­мых достижений, у него доминирует переживание, что он — «уже выкуренная сигарета», и у него нет заметно привлекающих его в будущем конкретных целей, «сил нет» и т.п.

Одной из причин может быть некоторая душевная усталость после длительного периода самозабвенной и упорной работы, «штурма высот» в жизни, в профес­сии. В этом случае оправданы существенная передыш­ка, отстройка от утомившего образа жизни и деятель­ности. Другой вариант - при резкой смене социаль­ной, производственной ситуации, жизненных обстоя­тельств у всякого возможна затрудненность ориенти­ровки в сложном потоке внешних явлений, пережива­ние большой неопределенности, непредсказуемости будущего — «не знаешь, за что ухватиться...». Здесь, как и всегда, полезна ориентация на общечеловечес­кие, а не ситуативные ценности, поиск единомышлен­ников, «родственных душ» и обсуждение с ними дей­ствительно непростых проблем существования в неоп­ределенном мире.

КРИЗИС БЕСПЕРСПЕКТИВНОСТИ. Он возникает в ситуации, когда по тем или иным причинам в созна­нии слабо представлены потенциальные связи собы­тий, проекты, планы, мечты о будущем. Дело здесь не в самой по себе неопределенности будущего (оно мо­жет казаться и вполне определенным - картина «без­надежного застоя», «гарантированной скуки» впере­ди или отсутствия перспектив профессионального ро­ста, утверждения себя в основных жизненных ролях, уместных для данного возраста), а в переживании, обозначаемом словами типа «впереди ничего не све­тит». У человека есть и достижения, и активность, и ценные личные качества, но он затрудняется в пос­троении новых жизненных программ, не видит для себя путей самоопределения, совершенствования, реа­лизации в тех или иных возможных ролях.

Подчеркиваем, что речь идет о некоторой «опера­тивной обстановке» и, быть может, «войне» внутри субъекта - в такой реальности, как его внутренний мир. И это ничуть не снижает остроты и практичес­кой значимости проблемы биографических кризисов.

Реальностью являются и психосоматические взаи­модействия, выражающиеся, в частности, в том, что затянувшиеся душевные переживания кризисного типа закономерно вызывают отклонения телесного здоровья.

Компетентные и добрые люди, друзья должны по­могать друг другу в ситуациях кризисов, исходы из которых одновременно означают и дальнейшее разви­тие человека как личности и как профессионала.

Указанные выше основные кризисы могут встре­чаться (по Ахмерову Р.А., 1994, с. 74-78)) в разных вариантах (« опустошенность+бесперспективность», «нереализованность+бесперспективность», «нереали-зованность+опустошенность», «нереализован-ность+опустошенность+бесперспективность»; это мо­гут быть весьма трудные случаи, когда человек, ли­шенный компетентной помощи, способен пойти и на суицид).

Нет смысла строго «привязывать» типы кризисов к календарному возрасту. Их возникновение и проте­кание очень индивидуально. Самое главное - своевре­менно, «в зародыше» их усматривать и рационально из них «выруливать». И это тоже развитие.

Вернитесь к приведенным выше «автобиографичес­ким запискам» студентов и подумайте, нет ли в них признаков биографических кризисов или хотя бы их «предвестников». Будь вы рядом с этими студентами (в числе их знакомых, друзей), что бы вы предприня­ли? (Ответ на этот непростой вопрос оставляем на ваше разумение).

Вернитесь к своему «житию» и гляньте на себя «со стороны» с точки зрения признаков или предвестни­ков профессионально-биографического кризиса. У вас еще все впереди и многое можно осуществить.