Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Виктимность.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
17.08.2019
Размер:
218.62 Кб
Скачать

I

Глава 2

ПСИХОТЕРАПИЯ ВИКГИМНОСТИ

X радиционно в виктимологии психологическая интер­венция и психотерапия проводятся с жертвами, уже перенес­шими различные формы насилия; либо это работа непосред­ственно после события, либо с отсроченными последствиями травмы в виде различных личностных расстройств, в частно­сти ПТСР. Соответствующие вопросы будут рассмотрены в главе 3 настоящего справочника.

Однако очевидно, что, кроме психотерапевтической рабо­ты с последствиями перенесенной травмы, не менее важна ра­бота собственно с комплексом жертвы, или виктимностью, в первую очередь с целью профилактики превращения потенци­альной жертвы в жертву реальную, или латентной виктимно-сти в виктимность реализованную.

Вопросу о различии между консультированием и психоте­рапией посвящено немало работ, как отечественных, так и за­рубежных авторов (Психотерапевтическая энциклопедия, 1998; Кочюнас, 1998; Роджерс, 1999; Айви и др., 1999; Фицд-жеральд, 2001; Бьюдженталь, 2001; Малкина-Пых, .Таланов, 2003), и мы не будем подробно останавливаться на данном во­просе. В целом это различие связано с уровнем консультатив­ного взаимодействия, на который решается пойти клиент и к которому профессионально готов психолог. Кроме того,-сле­дует иметь в виду, что клиент немедицинской терапии — это психически здоровый человек, то есть он не может быть пси­хически больным человеком или находиться в состоянии, по­граничном с психотическим (Емельянова, 2004).

Особенности виктимной структуры личности (психологии жертвы) подробно рассмотрены в главе 1. Рассматривая во­просы психотерапии и консультирования, мы будем опирать­ся на эти особенности.

Клиент-жертва подавляет специфические факты, мыс­ли, чувства, поведенческие реакции по отношению к себе, другим и происходящим событиям. Тем самым он поддержи­вает принятые им в детстве решения относительно себя и ок-

168

Психотерапия виктимности

ружающего мира, и это помогает ему чувствовать себя жерт­вой.

Жертва интерпретирует происходящие события в соответ­ствии со своей жизненной установкой и даже пытается созда­вать ситуации, подтверждающие ее значимость. Она демонст­рирует свое несчастье и закрепощенность в разнообразных си­туациях, чувствуя при этом вину, обиду, печаль, стыд, беспокойство, страх, гнев. Причем ее чувства носят хрониче­ский характер (Плотникова, 2003).

Для клиента-жертвы характерно убеждение в том, что его восприятие отражает внешние события, но никак не внутрен­нее состояние и не выбранные им самим мысли и чувства. Кто-то или что-то заставляет его чувствовать себя несчаст­ным, подавленным, злым, обиженным, и за его чувства ответ­ственны окружающие и сложившаяся ситуация. «Посмотрите, что вы со мной делаете!» — восклицает жертва. Такие клиенты используют свои «излюбленные» эмоции, которые поощря­лись и разрешались в их детстве, для получения «поглажива­ний» (термин транзактного анализа, который объясняется ни­же, в разделе 2.1) от окружающих. Один клиент жалуется и ждет поглаживаний за продолжение своих страданий. Другой живет в ожидании катастрофы и приводит факты, подтвер­ждающие его страхи. Третий стремится повысить самооценку за счет других и ждет изменений от них. «Я не сдамся, пока этот человек не сделает что-нибудь для меня», — твердит он.

Жертвы бессильны и могущественны одновременно. Де­монстрируя свое несчастье и свои тяжелые чувства, они ис­пользуют это как шантаж для манипуляции другими. «Если я буду достаточно несчастна, он изменится!», «Если я буду злым и усталым, мне не придется общаться с женой и детьми!». Жертвы ищут союзников в своих несчастьях.

Работа с клиентами-жертвами может вызывать опреде­ленные трудности у консультантов, особенно начинающих. Они могут оказаться в ловушке, когда при работе с клиен­том-жертвой отдают предпочтение только эмпатическому слу­шанию. В этом случае клиент может перейти в разряд «посто­янных», чтобы удовлетворять свои ненасыщаемые потребно­сти в позитивных поглаживаниях посредством «доброго» консультанта. Если консультант не поддерживает правила иг­ры, диктуемые клиентом-жертвой, он может столкнуться с не­годованием и агрессией, которым должен профессионально противостоять.

169