Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Психология религии - конспекты.doc
Скачиваний:
18
Добавлен:
16.08.2019
Размер:
276.99 Кб
Скачать

3.3. Особенности религиозно-психологического комплекса верующих

В ходе религиозной деятельности и религиозных отношений (прежде всего культовых) возникают и воспроизводятся различного рода религиозные психологические явления, обычно именуемые религиозно-психологическим комплексом.

Религиозно-психологический комплекс включает многие элементы: религиозные потребности, ценностные ориентации, установки, чувства, общение, стереотипы, привычки, традиции и др. Его содержание воплощает в себе единство, взаимосвязь и взаимное проявление религиозной идеологии и религиозной психологии.

Религиозная потребность относится к духовным потребностям человека. Ее основой служит религиозная вера (различного рода догматы, тексты, представления, свойства, связи и т.д.), находящая свое практическое выражение в культовых действиях верующего. Поэтому религиозную потребность личности можно определить как потребность в отправлении культовых действий, посредством которых осуществляется взаимодействие личности с потусторонним миром. Именно в этом, по мнению исследователей, и заключается специфика религиозной потребности, отличающей, отличающая ее от других потребностей человека (Угринович Д.М. Психология религии. М., 1986 – с. 267; 309, с. 103).

Известно, что в 1920-1930-е. гг. в СССР были закрыты многие тысячи церквей и мечетей. Сделано это было для того, чтобы религиозная потребность верующих постепенно ослаблялась и отмирала. В других же странах, где отношение к религии и церкви было противоположным, наоборот, создавались такие социальные условия, которые укрепляли и усиливали религиозную потребность людей. В вооруженных силах многих зарубежных государств эти условия обеспечиваются как правовыми гарантиями, закрепленными в законах, уставах и наставлениях, так и конкретными мероприятиями, например: функционирование института военных священников; действие в гарнизонах церквей, костелов, мечетей, синагог, а также оборудование культовых мест в полевых условиях; выделение специального времени для отправления религиозных обрядов; проведение «часов капелланов», пастырских бесед; объявление религиозных праздников официальными выходными днями и т.д.

Следует отметить, что религия удовлетворяет не только потребность верующих в совершении религиозных обрядов, молитв, но и многие нерелигиозные потребности людей, например, познавательные, мировоззренческие, нравственные, эстетические и др. В частности, мировоззренческие, нравственные, познавательные потребности верующих получают специфическое удовлетворение через систему религиозных догматов, мифов и норм поведения, пропагандируемых религиозными организациями. Эстетические потребности удовлетворяются благодаря эстетическим компонентам богослужения. Во взаимоотношениях с другими верующими и служителями культа реализуются потребности в общении, утешении, социальная потребность.

К важнейшим характеристикам направленности личности верующего относятся мотивы религиозности, включающие как мотивы религиозной веры (т.е. факторы, которые, по мнению верующего, делают его веру необходимой), так и мотивы культового поведения (т.е. причины, побуждающие посещать церковь, костел или молитвенный дом и совершать молитвы, религиозные обряды). При изучении мотивов религиозности людей следует учитывать то обстоятельство, что верующие не всегда осознают их и не всегда могут объяснить. Случается, что верующий по разным причинам не видит или не хочет видеть реальных мотивов, которые привели к религии. Часто в своих объяснениях он руководствуется ложными предпосылками. В то же время, среди верующих достаточно много людей, пытающихся доказать необходимость религиозной веры фактами, не относящимися непосредственно к религии.

Естественно, что при социально-психологическом изучении религии наибольший интерес представляет выявление мотивов религиозности не каких-то отдельных, конкретных личностей, а наиболее типичных мотивов, характерных для широкой массы верующих того или иного общества, такие материалы, полученные в результате специальных социологических исследований, обычно публикуются в научных изданиях (монографиях, журналах, отчетах и т.п.) и в прессе. Среди мотивов религиозной веры верующие часто называют такие, как «Религия обещает спасение души», «Религия обещает вечную жизнь в раю», «Религия дает эмоциональное успокоение», «Религия – это путь к нравственному совершенству», «В религии меня привлекает высокая мораль», «Религия может дать ответы на все вопросы» и др. (Москалец В.П. Религиозный культ: особенности функционирования и пути преодоления. Киев, 1987, - с. 65; 261, с. 270-271).

Из этих и других подобных высказываний видно, что среди мотивов религиозной веры, которые называются верующими, доминируют внешние для религии побуждения и потребности. Нерелигиозные мотивы, как показывают опросы верующих, преобладают и среди мотивов культового поведения («так принято», «потому, что многие ходят в церковь», «признают силу таинств», «придерживаюсь традиции», «отправление обряда успокаивает душу, отпускает грехи» и т.п. – Москалец В.П. – С. 66).

В системе характеристик направленности религиозной личности большую роль играют ценностные ориентации как важный показатель отношения верующего к религии. Они помогают выявить мотивы культового поведения верующего, характеризуют его взаимоотношения с религиозной общиной, его социальные и нравственные качества. Для верующего характерна специфическая система ценностных ориентаций , отличающаяся тем, что в ней главную роль играют идеи и нормы, вытекающие из религиозной веры. Земное подчиняется неземному, естественное – сверхъестественному. При подобной субординации ценностей все реальные социальные ценности, вытекающие из потребностей и интересов человека, рассматриваются как второстепенные. Главенствующую роль в иерархии ценностей верующих играют религиозные ценности, созданные их воображением. Таким образом, ценностные ориентации религиозных людей направлены, прежде всего, на главные ценности, проповедуемые вероучением, - Бога, его свойства и действия в отношении к миру и человеку, религиозные заповеди и истины и т.д.

По мнению специалистов, религиозная структура ценностей, детерминированная основами вероучения, оказывает влияние не только на сознание верующих, но и на их поведение в обществе. В частности, ориентация на религиозные ценности снижает социальную активность верующих или препятствует ей, переводит их энергию, мысли, чувства и стремления в особое русло, создавая иллюзорную форму социальной активности (участие в религиозных обрядах и в деятельности религиозных организаций и общин). В связи с процессами секуляризации, получившими достаточно широкое распространение во многих странах мира, в системе ценностных ориентаций у части верующих чисто религиозные ценности, обусловленные религиозной верой, постепенно перестают быть доминирующими и отходят как бы на задний план, уступая место обычным ценностям земной жизни. Последнее, однако, еще длительное время могут связываться в сознании верующего с теми или иными религиозными взглядами и представлениями.

Система ценностных ориентаций верующих характеризует их общее отношение к окружающей действительности, общую социальную направленность их сознания и поведения. Однако эта общая социальная направленность реализуется в их отношениях к конкретным событиям, фактам или лицам, в отдельных актах поведения. Поэтому важным элементом религиозно-психологического комплекса являются религиозные установки. Своеобразную роль в религиозно-психологическом комплексе играют религиозные установки. Религиозная установка – предрасположенность верующего к определенной оценке тех или иных социальных явлений и готовность к соответствующим действиям, обусловленным этой оценкой. В частности, исследователи отмечают, что религиозные установки играют роль своеобразного фильтра по отношению ко всей информации, поступающей к верующему, т.е. вся нерелигиозная информация усваивается «избирательно», в соответствии со сложившимися установками. Несоответствующая же этим установкам информация верующим не воспринимается.

Обычно четко проявляются специфические религиозные установки верующих в отношениях с единоверцами и служителями культа, с одной стороны, и c атеистами, неверующими и представителями других конфессий – с другой. У подавляющего большинства глубоко верующих, как правило, существует прочная позитивная установка по отношению к служителям культа и религиозным проповедникам. Например, в баптистских общинах у большинства верующих пресвитер пользуется непрерывным авторитетом, а его слова и указания воспринимаются с особым послушанием и вниманием. Столь же прочна и позитивная установка в отношении единоверцев – «братьев» и «сестер». Интересно, что она как бы фильтрует все те впечатления, которые возникают в процессе общения с единоверцами. Верующий может долго не замечать тех или иных качеств, действий, поступков, которые не согласуются с его представлениями об облике «подлинного христианина». И напротив, все положительное, что он видит у «братьев» и «сестер», обычно приписываются благотворному влиянию веры и религии. таким образом, раз сформировавшись, позитивная установка к другим верующим и служителям культа накладывает отпечаток на содержание и направленность сознания и поведения верующего.

Вместе с тем, не следует считать, что подобная прочная позитивная установка по отношению к единоверцам и служителям культа существует и у верующих других конфессий. У мусульман, например, судя по данным наблюдений, указанная установка присутствует, но в значительно ослабленном виде, а у отдельных групп (исламских фундаменталистов) полностью отсутствует. Об этом свидетельствует, в частности, то обстоятельство, что за последние несколько лет в Египте и , особенно в Алжире мусульманами экстремистами были убиты несколько тысяч единоверцев, в том числе муфтий Египта, необоснованно обвиненный в неверии.

Что же касается характера установки к неверующим, то она также не столь однозначна. Есть верующие, у которых сформировалась прочная отрицательная установка к неверующим. Они составляют незначительное меньшинство. В несколько раз больше число тех, у кого отрицательная установка в отношении неверующих отсутствует или почти отсутствует. Но самую большую группу (более половины опрошенных) составляют те, у которых указанная установка хотя и присутствует, но в ослабленном виде, что позволяет им поддерживать дружественные отношения с неверующими. Религиозные установки оказывают большое влияние на социально-политические ориентации и социальную активность людей.

Важным компонентом религиозно-психологического комплекса являются религиозные чувства. Религиозные чувства – «это эмоциональное отношение верующих к признаваемым объективным существам, свойствам, связям, к сакрализованным (обрядовым, ритуальным) вещам, персонам, местам, действиям, друг к другу и к самим себе, а также к религиозно интерпретируемым отдельным явлениям в мире в целом» (основы религиоведения. М., 1994, - с. 51).

Необходимо отметить, что эмоциональные процессы верующих с точки зрения их физиологической основы и главного психологического содержания ничего специфического в себе не содержат. С религиозными верованиями связаны обычные человеческие чувства: страх, любовь, гнев, радость, надежда, благоговение, восхищение и т.д. Но у верующих они имеют соответствующе предметно-образное оформление и смысл, т.е. они у верующих переживаются как «страх Господень», «любовь к Богу», «чувство смирения», «чувство греховности», «радость к ближнему», «любовь к ближнему», «благоговение перед красотой и гармонией сотворенной природы», «ожидание чуда» и т.д.

В связи с этим, американский исследователь религии У. Джеймс пишет: «Если мы согласимся понимать термин «религиозное чувство» как собирательное имя для тех чувств, которые в разных случаях порождаются религиозными объектами, - то мы признаем вероятность того, что этот термин не заключает в себе такого элемента, который имел бы с психологической точки зрения специфическую природу. Есть религиозная любовь, религиозный страх, религиозное чувство возвышенного, религиозная радость и т.д. Но религиозная любовь – это лишь общее всем людям чувство любви, обращенное на религиозный объект. Религиозный страх – это обычный трепет человеческого сердца, но связанный с идеей божественной кары» (Угринович Д.М. психология религии. М., 1986, - с. – 229-230).

Таким образом, из этого заключения и точек зрения других исследователей религиозно-психологических феноменов можно сделать вывод, что специфика религиозных чувств заключается не в их психологическом содержании, а в их направленности, в предметах, на которые они направлены. Что же касается предметов религиозных чувств, то ими могут быть различного рода религиозные обряды, представления и идеи. В тех же случаях. Когда религиозные чувства, казалось бы, направлены на реально существующий объект, например на какого-либо человека («святой» «праведник» и т.п.) или материальный предмет («чудотворная икона», «святой источник» и т.п.), то они в действительности всегда связаны не с самим объектом как таковым, а лишь со сверхъестественными свойствами, которыми якобы он обладает.

Важный элемент религиозно-психологического комплекса – религиозное общение («личная, эмоционально насыщенная взаимосвязь верующих, в форме которой происходит актуализация и персонификация религиозных отношений». Теоретическая и прикладная социальная психология. М., 1988, - с. 258). Как и всякое общение, религиозное общение осуществляется с помощью различных социально-психологических механизмов: внушения, заражения, подражания, идентификации и др. Вместе с тем не всякое общение верующих религиозное, поскольку оно может развертываться в нерелигиозных сферах: экономической. Политической, военной, художественной, в быту, на отдыхе и т.д. для глубоко религиозного человека Бог или иные сверхъестественные сущности нередко выступают как более важная реальность, чем окружающий мир. Общение с ними занимает важное место в жизни таких людей. Заменяя реальное общение с людьми, оно создает иллюзию взаимной близости, вызывает интенсивные чувства, ведет к эмоциональной разрядке.

Бог для верующего – собеседник, утешитель, к которому можно обратиться в любую минуту жизни, он всегда доступен, всегда выслушает и утешит. К иллюзорному общению с Богом человека нередко толкает дефицит общения с людьми, дефицит внимания и сочувствия к его нуждам и потребностям. Религиозное сознание предписывает два плана общения: верующих друг с другом, верующих со священнослужителем и верующих с гипостазированными существами – с Богом, ангелами, душами умерших и т.д. В религиозном общении находят выражение различные аспекты религиозных отношений: господство – подчинение («господь и раб Господень»), нравственно-религиозные отношения (покорность, смирение, религиозная любовь), отношения покровительства и охранения (ангел-хранитель), подчинения и авторитарности

В процессе религиозного общения, имеющего место в той или иной религиозной общине или конфессии, у верующих постепенно формируется чувство «Мы», происходит отделение их последователей от других верующих, верующих от неверующих, которые оцениваются как «Они». С одной стороны, верующие одной конфессии противопоставляют себя представителям других религиозных конфессий и обособляются, а с другой – они сплачиваются, консолидируются, испытывают все более сильную привязанность друг к другу, их психология и особенности поведения становятся все более схожими, они стандартизируются и конформизируются. В результате такого рода процессов и на основе сформировавшихся мнений, представлений, стереотипов у верующих появляется чувство конфессионального превосходства. Далеко не последнюю роль в этом играют богословы и служители культа.

Конфессиональная (религиозная) исключительность – характерное явление для всех современных религий. Однако в каждой религии она проявляется специфически, в конкретных формах. В повседневной жизни конфессиональная исключительность поддерживается как религиозной идеологией (через богословов, служителей культа, миссионеров и их богословские труды), так и посредством религиозного культа.

С социально-психологической точки зрения конфессиональная исключительность – явление не столь безобидное, как может показаться на первый взгляд. Отличие и отделение последователей одной религии от других порождают определенную настороженность и даже напряженность во взаимоотношениях между верующими различных конфессиональных групп, которая в определенных условиях может привести к открытой вражде, часто стимулирующейся различными политическими силами. Следует отметить, что характер общения, взаимоотношений и взаимодействия между верующими, принадлежащими к тем или иным конфессиям, определяется конкретной религиозной ситуаций в стране и не обязательно должен отличаться ярко выраженной враждебностью. Однако, часто находясь в латентном состоянии, религиозные противоречия в условиях социальной напряженности, порожденной различного рода кризисами, могут приобрести открытую форму. В таких случаях они становятся социально опасными. Более того, вероисповедный фактор может усиливать и обострить классовые, сословные, профессионально-групповые противоречия, имеющиеся в обществе.

Естественно, что психика верующих не сводится только к ее собственно религиозно-психологическим компонентам, поскольку включает и нерелигиозные элементы (например, национально-психологические особенности, особенности классовой психологии). Поэтому при рассмотрении специфики социально-психологического типа религиозной личности внимание должно быть сосредоточено лишь на тех аспектах ее направленности, которые непосредственно связаны с религиозной верой. Различные религии – это разные способы, которыми человек осуществляет свое искание Бога. И в этом причина и необходимость их разнообразия. Существует множество людей с различными особенностями психики и неодинаковыми потребностями, вот почему один способ искания Бога подходит одним людям, другой – другим.