Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
233790_0CF3C_strashun_b_a_otv_red_konstitucionn...doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
13.08.2019
Размер:
4.44 Mб
Скачать

6. Конституционно-правовые гарантии прав и свобод

К числу таких гарантий следует отнести прежде всего право петиций, закрепленное в ст. 17 Основного закона. Каждый вправе сам или вместе с другими обращаться письменно с просьбами или жалобами в компетентные органы или к народному представительству.

Выше, в п. 1, уже говорилось об ограничении этого права для военнослужащих, которым ч. 1 ст.- 17-а запрещает групповые обращения. Компенсируется это ограничение наличием особого института — Уполномоченного Бундестага по обороне (ст. 45-6), который призван, в частности, защищать основные права военнослужащих.

Главной же гарантией конституционных прав и свобод в Германии, как и в других демократических странах, служит их судебная защита (см. ниже, п. 5 § 5). Согласно ч. 4 ст. 19, в случае нарушения чьих-либо прав публичной властью, для соответствующего лица открыт юридический, т. е. судебный, путь. При отсутствии иной подсудности обращаться следует в суд общей юрисдикции. Здесь, правда, вновь подтверждается упомянутое выше исключение, предусмотренное в ч. 2 ст. 10.

Гарантии прав и свобод содержатся в Основном законе также за пределами раздела об основных правах. Так, никто не может быть изъят из юрисдикции своего законного судьи, — гласит предложение первое ч. 1 ст. 101. В ст. 102 провозглашена отмена смертной казни. Согласно ст. 103, каждый имеет право быть выслушанным судом, наказание может последовать лишь за деяние, наказуемость которого была установлена до его совершения, никто на основе общих уголовных законов не может наказываться многократно за одно и то же деяние.

В ст. 104 особое внимание уделено правовым гарантиям в случае лишения свободы. Свобода лица может быть ограничена только на основании формального закона и только при соблюдении предписанных в нем форм. Лица под стражей не должны подвергаться моральным или физическим пыткам. О допустимости и продолжительности лишения свободы решает только судья, к которому надлежит обращаться немедленно в случае задержания, основанного на несудебном распоряжении. Полиция может задерживать лицо не дольше, чем до конца соответствующего дня. Лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления, должно быть в тот же день доставлено к судье, который уведомляет это лицо об основаниях задержания, допрашивает его и дает ему возможность представить свои возражения. Судья должен незамедлительно отдать мотивированный письменный приказ об аресте или распорядиться об освобождении лица. О судейском распоряжении произвести арест или продлить его следует незамедлительно известить родственника задержанного или лицо, которому он доверяет. В условиях состояния обороны, согласно п. 2 ч. 2 ст. 115-в, федеральный закон может установить иные сроки на случай, если судья не сможет действовать в течение нормального времени, однако время содержания задержанного лица в полиции и доставления его в суд не должно превышать четырех дней.

§ 3. Конституционные основы общественного строя

1. Конституционное регулирование экономических, социальных и духовно-культурных отношений

В ч. 2 ст. 14 Основного закона воспроизведена ставшая классической формула Веймарской конституции: «Собственность обязывает. Ее использование должно одновременно служить всеобщему благу». Эта формула выражает социальную функцию собственности, о чем уже упоминалось в Общей части учебника (п. 2 § 2 гл. IV).

Брак и семья находятся под особой охраной государственного строя, — говорится в ст. 6 Основного закона. Государство, в частности, следит за тем, как родители заботятся о детях и воспитывают их.

В Общей части учебника (п. 9 § 5 гл. Ill) мы уже излагали ст. 7 Основного закона, регулирующую основные принципы организации образования в стране. Напомним, что ч. 1 этой статьи ставит все школьное дело под надзор государства. Согласно ч. 3, религиозное обучение включено в публичных школах (за исключением неконфессиональных школ) в число регулярных учебных предметов, и без ущерба для государственного надзора оно ведется в соответствии с принципами религиозных общин. Однако никакого учителя нельзя обязать вести преподавание религии против его воли.

Как следует из приведенных в предыдущем параграфе положений данной статьи, наряду с публичными допускаются частные школы, причем при определенных условиях частные школы могут действовать вместо публичных. Часть 5 допускает частные народные школы (т. е. начальные) только в случаях, когда управление образования признает в этом особый педагогический интерес, или по просьбе лиц, управомоченных на воспитание детей, когда они создаются как общинные, конфессиональные или мировоззренческие (т. е. атеистические) школы, а публичной школы такого рода в общине нет.

Согласно ч. 6, остается в силе запрещение подготовительных школ.

Продолжающая действовать ст. 137 Веймарской конституции устанавливает, что не существует никакой государственной церкви. Гарантируется свобода объединения в религиозные общины (Religionsgesellschaften), а объединение религиозных общин в пределах имперской территории не подлежит никаким ограничениям. В рамках законов, действующих для всех, каждая религиозная община самостоятельно устраивает свои дела и управляет ими. Она назначает на свои должности без участия государства или гражданской общины.

Религиозные общины приобретают правоспособность согласно общим предписаниям гражданского права. Они остаются корпорациями публичного права, если таковыми были доныне (т. е. до вступления Конституции в силу). Прочим религиозным общинам должны, по их ходатайствам, предоставляться равные права, если их устройство и число членов дают гарантию продолжительного существования. Если несколько подобных публично-правовых религиозных общин объединятся в союз, этот союз также станет публично-правовой корпорацией. Такие религиозные общины вправе в соответствии с положениями законодательства земель взимать налоги на основе гражданских налоговых списков.

К религиозным общинам приравниваются объединения, ставящие своей задачей совместное развитие какого-либо мировоззрения (например, атеистического).

В ч. 2 ст. 138 Веймарской конституции религиозным общинам и союзам гарантируются право собственности и другие права на заведения, фонды и прочее имущество, предназначенное для целей культа, обучения и благотворительности. Комментатор Основного закона Дитер Хессельбергер отмечает, что из данного положения Конституции следует признание службы в церкви публичной службой*. В этой связи уместно также отметить, что, согласно действующей ст. 139 Веймарской конституции, воскресенье и признанные государством праздники остаются охраняемыми законом как дни, предназначенные для отдыха от труда и для возвышения души.

* См.: Hesselberger D. Op. cit, S. 340.

И наконец, действующая ст. 141 Веймарской конституции предусмотрела, что в случае, если потребность в богослужении и попечении о душе возникает в армии, больницах, уголовно-исполнительных учреждениях или прочих публичных учреждениях, необходимо допускать религиозные общины к совершению религиозных обрядов, исключая при этом всякое принуждение.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]