Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
1семинар(4).doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
10.08.2019
Размер:
54.27 Кб
Скачать

Во время переговоров

В то время как антантовская дипломатия проявляла свою изобретательность в деле окружения молодой Советской республики, в Брест-Литовске разыгрывались драматические события. Они явились следствием перехода в наступление против Советской России дипломатии и военщины германского блока.

Трудное положение Советской республики в Бресте дипломатия Антанты попыталась использовать в своих целях. По мере того как затягивались брестские переговоры, у союзников укреплялась надежда, что большевики будут вынуждены вновь воевать с Германией. Это заставило союзную дипломатию на время изменить свою тактику по отношению к Советской республике. В парламентах и прессе Англии, Франции, Италии стали раздаваться голоса в пользу признания советского правительства и посылки дипломатических представителей в Россию.

В Соединённых штатах отдельные группы выступали с предложениями помощи Советской республике. Если непосредственно после Октябрьской революции американский посол Фрэнсис заявлял, что США не признают советской власти, то на втором этапе брестских переговоров тон американской дипломатии стал иным.

В английском Парламенте также заговорили об оказании помощи России. Официальные и неофициальные представители Антанты обращались к Наркомату, обещая оружие, деньги, инструкторов для войны с Германией. Все контрреволюционные партии в России — кадеты, эсеры, меньшевики — вслед за Антантой агитировали за войну с Германией. В том же направлении действовали и предатели внутри большевистской партии в лице троцкистов и бухаринцев.

Во время переговоров в Бресте появилось сообщение, будто Япония хочет заключить сепаратный мир с Германией и совместно напасть на Россию, что привело к переговорам с США на счёт возможного конфликта.

Эти переговоры являются примером ленинской тактики в период брестских переговоров. Эта тактика допускала принятие помощи от одной группы капиталистов, чтобы отбиться от другой.

Соображения и выводы, высказанные В. И. Лениным в ходе дискуссии о Брестском мире, закладывали определенную основу для выработки в дальнейшем концепции мирного сосуществования государств с различным строем. Исследовавший эти сюжеты А.О. Чубарьян отмечает, что в период Бреста Ленин еще не ставил вопрос о формах и методах взаимоотношений Страны Советов с капиталистическими странами: в те месяцы была решена принципиальная проблема — допустимость таких отношений. Именно в это время В. И. Ленин впервые выдвигает идею о возможности блокирования Советского государства с одними буржуазными государствами против других, по его мнению, более агрессивных и опасных для судеб социализма.

После Брестского мира

По словам Шишкина Валерия Александровича завоеванная дорогой ценой мирная передышка оказалась для Советской России недолгой. И первым государством, которое стало нарушать Брестский мир, была Германия. Ее правящие круги, не возобновляя «большой войны», стали на путь «ползучей агрессии», под разными предлогами захватывая одну за другой части территории России и Украины.

Весной 1918 года высадкой английских войск на севере России, а также японских и английских отрядов — на Дальнем Востоке началась открытая вооруженная интервенция стран Антанты против Советской России, В конце июня во Владивостоке высадился отряд американской пехоты. В конце мая вспыхнул антисоветский мятеж находившегося на территории России чехословацкого корпуса, поддерживаемого Антантой. Все это, разумеется, сильно затрудняло политико-дипломатическую борьбу советского правительства против захватнических устремлений и действий германского империализма. Перед советской дипломатией снова во весь рост встала практическая задача — добиваться мира для своего государства.

Однако практическое решение этой задачи было крайне затруднено. Главным препятствием выступала откровенная враждебность правящих кругов ведущих капиталистических держав, после непродолжительных раздумий пришедших к твердому убеждению в необходимости любым путем, вплоть до применения вооруженной силы, погасить, уничтожить опасный для их существования «очаг большевизма». С другой стороны, не содействовал достижению намеченной цели советской дипломатии продолжавший весьма воинственно провозглашаться в Москве курс на «мировую революцию».

Видимо, «брестский душ» оказался не настолько холодным, чтобы остудить горячие головы российских ультрареволюционеров. 10 июля 1918 г. V Всероссийский съезд Советов принял Конституцию РСФСР, в которую в качестве первого раздела был включен полный текст упомянутой выше «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа». Наряду с отмеченным уже курсом на «установление социалистической организации общества и победу социализма во всех странах» в декларации ставился вопрос о непризнании Советской властью финансовых обязательств дореволюционной России, что весьма болезненно задевало интересы прежде всего таких стран, как Франция и Англия. (Шишкин Валерий Александрович. Становление внешней политики послереволюционной России (1917 – 1930 годы) и капиталистический мир. СПб., 2002.)

Выводы

Обостренные взаимоотношения Антанты с большевиками переросли в противостояние из-за не желания советов умерить свой пыл по вопросу всемирной пролетарской революции. После интервенции союзных войск Советская Россия попала в самое неблагоприятное положение из всех, которые только можно представить.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]