Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
новая история ЕА.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
06.08.2019
Размер:
2.17 Mб
Скачать

1905—1906 Гг. Во Франции и передовой интеллигенцией. В январе —

марте 1905 г. по всей стране прокатилась мощная волна народных выступлений — демонстраций, митингов, собраний солидарности с русской революцией. Наибольшей силы народные выступления достигли во вторую половину февраля; об этом можно судить хотя бы по тому, что лишь в один из дней февраля выступления и демонстрации в защиту русской революции состоялись одновременно в 39 городах. Усилилась и стачечная борьба пролетариата, принимавшая все чаще политический характер и доходившая до открытых вооруженных столкновений. В апреле 1905 г. в Лиможе, вследствие конфликта, возникшего на фарфоровых заводах, принадлежавших американцам братьям Хэвиленд, в борьбу были вовлечены рабочие большинства предприятий. В город были введены войска.

268

15 апреля рабочие пытались взять тюрьму и освободить заключенных. Солдаты открыли огонь. Началось сражение, принесшее большое число жертв с обеих сторон. Вооруженное столкновение произошло также летом того же года в Лонгви. В феврале 1905 г. было создано «Общество друзей русского народа», объединившее прогрессивные силы французской интеллигенции. Председателем и неутомимым деятелем общества был знаменитый писатель Анатоль Франс; большую роль в обществе играли профессора Сеньобос, Реклю, Псишари, писатели Поль и Виктор Маргерит, Октав Мирбо, художник Стейн-лейн и др. «Общество друзей русского парода» развернуло широкую пропаганду в защиту русской революции: организовывало митинги, собрания, выпускало брошюры, воззваний, выступало против предоставления Францией займа царскому правительству.

Передовые люди Франции высоко оценили значение русской революции. «В 1789 г. наши предки показали Европе пример буржуазной революции, зато теперь русские пролетарии дают нам урок революции социальной»,— говорил в 1905 г. Анатоль Франс. Жан Жорес, горячо приветствовавший русскую революцию, писал еще определеннее: «Освобождение русского народа... поставит русский пролетариат в авангарде европейского пролетариата». Французские рабочие оценили значение новой формы классовой борьбы, примененной русским пролетариатом в ходе революции,— массовой политической стачки и попытались применить ее на французской почве. С ноября 1905 г. началась крупная политическая забастовка рабочих портовых арсеналов Шербура, Бреста, Тулона, Рошфора и др. В марте 1906 г. катастрофа на угольной шахте «Курьер», во время которой погибло более 1200 рабочих, вызвала взрыв негодования пролетариата; забастовало 46 тыс. горняков в разных районах страны. Вслед за шахтерами забастовали типографские рабочие, - металлисты, текстильщики. К концу марта и в апреле 1906 г. бастовало уже свыше 80 тыс. рабочих. В конце апреля с большим успехом была проведена всеобщая стачка в Лориане. На 1 мая была назначена всеобщая стачка за 8-часовой рабочий день. Подготовка к ней воодушевила рабочий класс всей страны. Повсюду в больших и малых городах Франции шли рабочие собрания, создавались стачечные комитеты, шла боевая подготовка к выступлению 1 мая.

Буржуазия была охвачена смятением и страхом. Богатые люди бежали из столицы: в отходивших за границу и на юг поездах места брали с бою. Оставшиеся скупали продовольствие и делали запасы. Еще раньше началась широкая утечка капиталов из Франции. В Париж на помощь полиции и 15-тысячному гарнизону были введены 60 эскадронов кавалерии и 50 батальонов пехоты. Накануне 1 мая министр внутренних дел Клемансо под предлогом вымышленного им «заговора» арестовал руководителей Всеобщей конфедерации труда.

Лишенные руководства, не имея единого плана действий, рабочие все же начали борьбу. Всеобщей стачки провести не удалось, но в Париже и пригородах бастовало 200 тыс. рабочих, забастовки и демонстрации прокатились по всей провинции. Забастовочные бои про-

269

летариата продолжались и в мае, и в июне; с июля движение пошло на убыль. 1906 год был годом наивысшего подъема забастовочной борьбы рабочего класса за все предвоенное время. В этом году было зарегистрировано 1309 стачек с 438 тыс. бастующих; в результате забастовок было потеряно 95 млн. человеко-дней. Революционный подъем 1905—1906 гг. был самым крупным классовым движением французского пролетариата со времени Парижской коммуны 1871 г. Ограниченность результатов, достигнутых пролетариатом в его борьбе, объяснялась прежде всего слабостью и недостатками руководства рабочим движением со стороны социалистических и профессиональных организаций.

Эпоха империализма привела во Франции,

Ооъединение как и в ДруГИХ странах, к усилению борьбы

социалистических партии "г"' „ * - * •' "^

двух тенденции в рабочем движении. В могучем подъеме забастовочной волны, в боевых настроениях рабочего класса, в его выступлениях против милитаризма и империалистической агрессии, в популярности среди рабочих идей массовой стачки отчетливо выражалось усиление революционной тенденции. Наряду с ней возросла и оппортунистическая тенденция, питаемая не только мелкобуржуазными элементами, сильными и раньше во Франции, но и рабочей аристократией, которую поддерживала теперь империалистическая буржуазия. Особенно острой была борьба в социалистическом движении вокруг «казуса Мильерана». Значительная часть социалистов во главе с Жоресом одобрила вступление Мильерана в правительство, ошибочно полагая, что эта акция поднимет влияние пролетариата в общественно-политической жизни, и встала на путь поддержки кабинета Вальдека-Руссо. Но в конкретных условиях того времени, когда республике уже не угрожала серьезная опасность, правительство Вальдека-Руссо по своему составу, характеру и целям было не революционным, а реакционным буржуазным правительством, и вступление социалиста Мильерана в правительство было не просто ошибкой, а актом измены социализму и пролетарскому движению.

Гедисты и бланкисты были правы, выступив с резкой критикой поступка Мильерана, хотя обоснование этой критики не всегда было у них верным. С наибольшей глубиной оппортунистическая сущность «казуса Мильерана» была вскрыта лишь Лениным, показавшим, что мильеранизм есть ревизионизм на практике. В 1901 г. противники «министериалистской тактики» — гедисты и бланкисты — создали Социалистическую партию Франции. Поддержавшие Мильерана социалисты образовали Французскую социалистическую партию, возглавленную Жоресом. Социалистическое движение оставалось расколотым до 1905 г.

В апреле 1905 г. в Париже состоялся объединительный конгресс социалистических партий. Объединение это совершалось во исполнение решений Амстердамского конгресса II Интернационала. Оно было ускорено фактически установившимся в ходе движения солидарности с русской революцией социалистическим единством снизу. Формально объединение социалистов произошло на основе марксистской

270

платформы, в которой провозглашалось, что «социалистическая партия является не партией реформы, а партией классовой борьбы». Вследствие этого крайние реформисты — Бриан, Вивиапи, Поль Бонкур и др.— отказались войти в объединенную партию и образовали особую группу «независимых социалистов», преобразовавшуюся позднее в партию «республиканских социалистов». В действительности объединение французских социалистических партий произошло не в результате разгрома оппортунистов, а на основе компромисса с частью оппортунистов. Ни в классовом, ни в идейном отношении объединенная партия не стала однородной. В ней сосуществовали и боролись революционное и оппортунистическое направления. Руководящая роль в партии все более переходила к жоре-систам. Последние направляли все внимание партии на вопросы «положительной работы» — участие в парламентской деятельности и выборах, работу в муниципалитетах и т. д. — и проповедовали «мирное врастание» в социализм. Жоресистов в большинстве вопросов поддерживали бланкисты; новые руководители бланкистов вроде Марселя Самба проявляли большую готовность к сотрудничеству с левобуржуазными партиями. Гедисты произносили пылкие речи против оппортунизма, но они все более отрывались от живого движения рабочих масс, их нужд и требований. Между словами и делами гедистов разрыв делался все большим. Гед и гедисты не сумели извлечь практических уроков из опыта русской революции 1905— 1906 гг. Не понимая природы империализма, гедисты не смогли наметить и применить формы борьбы пролетариата, соответствующие новой обстановке, понять необходимость непосредственной подготовки социальной революции. Гедизм вырождался в центристское направление, прикрывающее бессильной критикой оппортунизма реформистскую практику партии.

Французские рабочие одобрили создание единой социалистической партии; к моменту образования объединенной партии она насчитывала 35 тыс. членов; в ноябре 1906 г. их было уже 43 400, а в 1908 г.— 49 300. В партийных низах, среди рядовых социалистических рабочих росли боевые революционные настроения, протест против реформистской линии партии. В условиях нараставшего революционного подъема в стране в социалистической партии определилось левое, революционное направление, наиболее ярко представленное Марселем Ка-шеном, руководившим в ту пору социалистической организацией департамента Жиронда. На Втором конгрессе партии в Шалоне (октябрь — ноябрь 1905 г.) и в предсъездовской дискуссии левые социалисты подвергли резкой критике односторонне парламентский курс политики партийного руководства. Кашен требовал проведения новой тактики, новой политики, которые он определил образной формулой: «Будем проводить не политику протянутой руки, а политику выставленного кулака». Выступление Кашена имело большой успех, и Кашен был избран в руководящие органы партии. Но левое крыло в партии было еще слишком слабым и организационно неоформленным; оно не было в состоянии изменить линию партии.

271

Многие из рабочих, неудовлетворенные пар-

Анархо-синдикализм „ ^ "

ламентскои по преимуществу деятельностью

социалистической партии, поддались пропаганде анархо-синдикалистов. Полуанархистские элементы, еще в конце 90-х годов укрепившиеся во Всеобщей конфедерации труда, выработали особую систему теоретических взглядов и практических методов ведения борьбы, получившую название анархо-синдикализма. Анархо-синдикалист-ская доктрина представляла собой эклектическую смесь главным образом бакунистских и прудонистских идей. На лидеров и теоретиков анархо-синдикализма оказал также известное влияние французский вульгарный социолог Жорж Сорель. В наиболее полном и систематизированном виде программа анархо-синдикализма была изложена в так называемой Амьенской хартии, принятой конгрессом Всеобщей конфедерации труда в 1906 г.

Анархо-синдикализм «отвергал» государство во всех его видах, в том числе и диктатуру пролетариата, и отрицал политическую борьбу во всех ее формах, от парламентской деятельности до социалистической 'революции. Анархо-синдикализм противопоставлял ей так называемое «прямое действие» как якобы непосредственную, не знающую никаких промежуточных звеньев, борьбу труда и капитала. В качестве практических способов «прямого действия» анархо-синдикалисты предлагали стачку, бойкот, саботаж. Высшей формой «прямого действия» они считали всеобщую экономическую забастовку — «революцию скрещенных рук», подменяя ею подлинную революцию и вооруженное восстание. Анархо-синдикалисты отрицали необходимость политического руководства борьбой пролетариата со стороны его авангарда — политической партии пролетариата. Саму идею партии анархо-синдикалисты считали заимствованной у буржуазии и чуждой рабочему классу; основной организацией рабочего класса анархо-синдикалистская доктрина объявляла синдикат (профсоюз). Согласно анархо-синдикалистской доктрине, профсоюзы являются единственными классовыми органами борьбы труда против капитала, и в будущем коллективистском строе профсоюзы станут руководителями и организаторами производства.

Несмотря на свою показную «революционность», анархо-синдикализм был в действительности течением глубоко враждебным революционному рабочему движению. За тактикой «прямого действия» скрывался отказ от эффективной борьбы против буржуазии и от социалистической революции. Выступая против завоевания политической власти рабочим классом, против диктатуры пролетариата, анархо-синдикализм приводил к тому же оппортунизму, только прикрытому псевдореволюционной «левой» фразой. Вот почему Ленин разоблачал антипролетарскую сущность анархо-синдикализма и вел против него непримиримую борьбу, показывая, что анархо-синдикализм — это оппортунизм «наизнанку».

Анархо-синдикалистские идеи отражали преимущественно взгляды и настроения пролетаризованных мелкобуржуазных элементов — тех слоев рабочего класса, которые формировались из разоряемых капитализмом мелких крестьян, ремесленников, кустарей и т. д.

Успехи анархо-синдикализма в 900-х годах находились также в связи с узкопарламентской, становящейся все более оппортунистической практикой социалистической партии. Ленин говорил, что рабочих «часто толкала к анархизму совершенно законная ненависть к оппортунизму и реформизму партий II Интернационала...» *.

Успехам анархо-синдикалистов во французском профсоюзном движении способствовали оппортунистические ошибки французских социалистов в отношении к профсоюзам. Гедисты фактически самоустранились от борьбы за идейное и политическое влияние на профсоюзы. Хотя они считали лозунг «нейтральности профсоюзов» неправильным, на практике они ничего не делали, чтобы обеспечить политическое руководство социалистической партии над профсоюзами. Эта ошибка усугублялась еще тем, что гедисты, проявляя догматизм и сектантство, оставались равнодушными к лозунгам всеобщей стачки, к массовым выступлениям против милитаризма, против колониальной политики, которые отражали растущие революционные настроения французского пролетариата. Тем самым гедисты отдавали организацию этих выступлений и руководство ими в руки анархо-синдикалистов из Всеобщей конфедерации труда. Многие революционно настроенные рабочие, недовольные пренебрежением социалистической партии к внепарламентским средствам борьбы, сочувствовали анархо-синдикалистскому движению и вступали в профсоюзы Всеобщей конфедерации труда. В 1900 г. во французских синдикатах состояло 492 тыс. членов, в 1905 г.— 781 тыс. в 1910 г.— 977 тыс., в 1914 г. — 1026 тыс.

Слабость рабочего и социалистического дви-

Выборы 1906 г. жения позволяла радикалам сохранять свое

Кабинет Клемансо г тТ * лппо

влияние на массы. На выборах 1905 г. радикалы вместе с поддерживающими их группами приобрели абсолютное большинство в палате.

Выборы показали дальнейшую передвижку влево общественных настроений страны, что заставило радикалов предпринять новые маневры. Новый председатель совета министров, лидер радикальной партии Ж. Клемансо старался подчеркнуть отличие своего правительства от всех прежних кабинетов. Он учредил министерство труда, воскресив старое требование французских рабочих времен еще февральской революции 1848 г., и передал его «независимому социалисту» Вивиани. Руководство министерством было поручено генералу Пикару, прославившемуся своей ролью в деле Дрейфуса. Еще ранее, в том же 1906 г., Дрейфус и Пикар были полностью реабилитированы и восстановлены в армии с повышением в чине. Демонстративно подчеркивая торжество демократии над реакцией, правительство распорядилось о перенесении праха Золя в Пантеон. Но все это была внешняя, декоративная сторона деятельности правительства Клемансо. В коренном же вопросе — а им была острая борьба между пролетариатом и буржуазией — Клемансо и его правительство показали себя верными слугами империалистической реакции.

1 В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 41, стр. 201.

272

273

1907 год был ознаменован острыми боями.

Классовые бон 1907 г. ^ марте в Париже забастовали рабочие

Движение г г

крестьян-виноделов электропромышленности, в том же месяце

забастовали докеры в Нанте. Правительство двинуло против стачечников войска. В июле правительство силой подавило стачку рабочих обувной промышленности. Самые серьезные события развернулись летом того же года среди крестьян-виноделов южных департаментов, остро страдавших от поразившей виноградники болезни филоксеры и разорявшихся из-за конкуренции более дешевых фальсифицированных вин. Крестьяне-виноградари потребовали вмешательства правительства для улучшения их бедственного положения. Объединившись в Генеральную конфедерацию виноделов, они организовали в городах Ниме, Перпиньяне, Монпелье, Нарбонне крупные демонстрации, угрожая прекращением уплаты налогов. В некоторых демонстрациях, как, например, в Монпелье, участвовало до полумиллиона человек. Во главе движения стояли мэр Нарбонны социалист Ферруль и крестьянин-винодел Марселей Альбер. В июне 1907 г. ряд муниципальных советников юга, поддерживавших требования крестьян, сложили свои полномочия. Клемансо отдал приказ об аресте Ферруля и других руководителей движения и двинул в район волнений войска. В Нарбонне и в некоторых других местах произошли кровавые столкновения. Один из полков, сформированный по территориальной системе и состоявший в большинстве из местных уроженцев,— 17-й пехотный полк — не повиновался командованию и перешел на сторону крестьян. Восстание 17-го полка произвело громадное впечатление в стране. Оно показало, что революционный дух проник в армию. Правительство, двинув крупные воинские силы, разоружило 17-й полк и подавило движение.

Летом 1908 г. в предместье Парижа Дра-

Баррикады вейле вспыхнула забастовка землекопов.

в Внльнев-Сен-Жорж ^

Правительство пыталось подавить ее силой,

среди рабочих были убитые и раненые. В ответ на это профессиональный союз строителей назначил на 30 июня всеобщую стачку протеста строительных рабочих. При прохождении через пригород Парижа, Вильнев-Сен-Жорж, демонстранты подверглись нападению войск. Рабочие дали отпор, и на улицах пригорода были воздвигнуты баррикады. Разгорелось ожесточенное сражение. События в Вильнев-Сен-Жорж показали, что классовая борьба во Франции обострилась до того, что «мирная» обстановка парламентской борьбы сменяется сценами настоящей гражданской войны» 1.

В эти годы усилилось и движение государственных служащих. Получавшие мизерное жалованье учителя, почтово-телеграфные служащие, железнодорожники добивались улучшения своего положения. Правительство ответило репрессиями против руководителей союзов учителей и почтовых работников и законом о запрещении государственным служащим организовываться в профессиональные союзы и прибегать к стачкам. В течение трех лет Клемансо со свире-

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]