Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Sorokin_1.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
03.08.2019
Размер:
73.73 Кб
Скачать

Сорокин П.А. Квантофрения

Царица наук и культ нумерологии

…В древних цивилизациях математика использовалась для теоретических и практических целей, причем не только для решения проблем в сфере материального и насущно необходимого, но и в области психосоциального. Перепись населения; расчет налогов, богатства и дохода; вычисление военной мощи; измерение продолжительности различных циклов в жизни индивидов и групп; предсказания, основанные на астрологических и прочих расчетах…

Математическое изучение психосоциальных явлений получило особое развитие в XVII и XVIII вв. Спиноза, Декарт, Лейбниц, Ньютон, Вайгель, Мальбранш, Кемберленд, Беркли, Гоббс и другие начали построение универсальной количественной науки - пантометрии, или Mathesis universae, а также ее отраслей: психометрии, этикометрии и социометрии, призванных изучать психосоциальные явления по принципам геометрии и физической механики…

В настоящее время количественное изучение психосоциальных явлений - один из основных методов исследования. Если метод действительно математический и если он применен к психосоциальным явлениям, поддающимся количественному анализу, то он оказывается продуктивным и заслуживает все большего совершенствования. Однако когда истинно количественный метод подменяется псевдоматематической подделкой; когда этот метод используется неверно, когда им тем или иным образом злоупотребляют; когда его прилагают к явлениям, которые на сегодняшний день количественному анализу не подлежат; наконец, когда он представляет собой манипулирование математическими символами в вакууме или простое переписывание математических формул на бумагу, безо всякой попытки привязать их к релевантным психосоциальным единицам, тогда такой подход дает осечку. При таких обстоятельствах использование математического метода превращается в пустую квантофреническую идею, не имеющую ничего общего с математикой и не дающую никакого нового знания о мире.

В течение нескольких последних десятилетий метрофреническая идея с пагубными для них последствиями стремительно разрасталась в сфере психосоциальных наук, и теперь она угрожает потопить в своих темных водах множество неколичественных изысканий, равно как и множество изысканий истинно количественных. Приливная волна настолько высока, что современное состояние психосоциальных наук можно, не ошибившись, назвать веком квантофрении и нумерологии. Эта болезнь проявляется во многих формах и встречается в каждой области социологии, психологии, психиатрии и антропологии: а) В специальных журналах публикуется все растущее число кванто- и метрофренических исследований. Согласно метрофрении, только работы, содержащие измерения и числа, считаются научными… г) Подобная неверная оценка распространилась и среди государственных организаций, промышленных корпораций, крупных и мелких учреждений, университетов и прочих институтов, обеспечивающих проведение исследований в сфере «бихевиористских» или психосоциальных наук. Чиновники, распоряжающиеся средствами для проведения исследований в этих областях, все чаще набираются из статистиков и нумерологов, то есть «лучших» специалистов в психосоциальных науках… е) Соответственно, престиж человека, занимающегося статистикой, массовыми опросами, строящего «математические модели» или «математические роботы», престиж нумеролога и метрофреника, манипулирующего числами, ныне гораздо выше, чем престиж качественного ученого.

Из всех дисциплин в сфере психосоциальных наук курс статистики часто оказывается единственным, требуемым абсолютно от всех студентов этих отделений. Будучи невежественными в области истории, теории, методов и других основ социологии и психологии, они тем не менее могут получить свою докторскую степень с отличием, если знакомы с элементарной статистикой. Не сдав удовлетворительно экзамен по статистике, они вряд ли сумеют доучиться до конца или как-то продолжить обучение, несмотря на отличные знания по истории, теории и методам этих дисциплин. Аналогично, для человека, не обучавшегося статистике, меньше шансов стать преподавателем в области психосоциальных наук. Эти дисциплины превратились в территории, где властвует захватническая армия статистиков, бухгалтеров, счетоводов, нумерологов и метроманьяков.

А теперь мы перейдем к доказательству выдвинутых обвинений.

Ложная математика в современных психосоциальных науках

Первое нашествие квантофренической напасти в современной психологии и социологии представлено теми мнимыми количественными исследованиями, которые не имеют отношения к истинному математическому методу. Вот несколько примеров замены истинно математических символов и формул бессодержательными символами и пустыми формулами.

В своем количественном исследовании интеракции как особой социальной энергии Лайзен утверждает, что: (1) социальные связи могут быть либо позитивными либо негативными, (2) взаимодействующие агенты могут быть либо качественно равными (неорганические связи), либо неравными (органические связи). Выражая оба критерия «математически», Лайзен обозначает количества социальной энергии символами a, b, c, а ее качества - x, y, z. Сделав это, он перешел к их использованию следующим образом: (1) ax=bx+cx означает скопление или сумму людей, лишенных социального сознания и скрепленных вместе только инстинктом; (2) ax=bx-cx означает негативные социальные связи или социальные конфликты; (3) ax=bx*cx означает позитивные органические связи или коллективное сознание взаимодействующих индивидов; (4) ax=bx:cx означает негативные органические связи или сумму взаимодействующих лиц, сознающих субординацию, зависимость и т.д. Не требуется пространных рассуждений, чтобы увидеть помимо скудости классификации и анализа явлений интеракции и структур групп ложно-математическую сущность используемых символов, которые лайзеновские словесные определения социальной энергии, позитивных и негативных связей и типов групп скорее запутывают, чем проясняют. За его ax, by, cz и т.д. не стоит ничего четко определенного; они не означают ни количества, которое можно измерить, ни качества, которое можно определить…

Нет более неверного, жалкого понимания природы и функции математики, чем избитое клише, будто математика - это схематизация. Только лишь символизация любой дисциплины недостойна даже пародии на математику...

Переписывание, искажение математических формул и их контрабандное внедрение в психосоциальные науки

Другая форма квантофрении представляет собой переписывание математических формул, физических и химических понятий и попытку приложения их к психосоциальным явлениям...

Прежде всего, переписывание и внедрение математических понятий в психосоциальные дисциплины - это действия отнюдь не революционные, а очень старые. Они стары почти так же, как и сама психосоциальная мысль. Мы найдем их и в старых индийских, и буддистских, и вавилонских, и греческих, и римских трактатах о психосоциальных явлениях. В XVII и XVIII вв. переписывание и применение понятий механики и математики цвело пышным цветом под названиями «социальной физики», «социальной механики», «социальной геометрии», «пантометрии, социометрии, психометрии, этикометрии» и mathesis universae. С тех пор эти «операции» беспрестанно воспроизводились целым сонмищем социальных и психологических грамотеев, надеявшихся создать новую «социальную физику», «социальную механику», «социальную геометрию» или «социальную энергетику»...

Из недавних попыток типичными примерами этой формы метрофрении являются действия А.Портуэндо-и-Барсело, С.К.Хэрет, М.Линс, К.Левин и Дж.Ф.Браун. И-Барсело заимствует «арифметическое n-мерное пространство» Г.Кантора и называет его «n-мерным параметром психологических измерений». «Материальная точка» механики превращается в «индивида» и «психосоциальную точку». Х1, Х2, Х3 и т.д. теперь обозначают «значения n-го числа координат этой психосоциальной точки». Поскольку в механике «два направления вектора», то и в социальной механике также «два направления вектора». Поскольку в механике есть «инерция», «прямолинейное и равномерное движение», «состояние покоя», «скорость», «равновесие» и «равенство действия и противодействия», И-Барсело радостно вводит эти понятия в свою «социальную механику», не заботясь о том, чтобы прояснить, что они могут означать в царстве социальных и психологических явлений...

И что же это жалкое переписывание закона механики может означать психологически или социологически? Разве лицо Х, убитое лицом Y, производит по отношению к лицу Y «действие, равное и противоположно направленное» действию убийцы Y? Или же действие X, заключающего в тюрьму Y, равно и противоположно по направлению действиям Y по отношению к Х? Или действия лектора Х равны и противоположно направлены действиям студента Y, заснувшего на лекции Х? Если в подобных взаимодействиях каждое действие и противодействие равны друг другу, тогда какие же действия и противодействия не равны? Уже этих простых вопросов достаточно, чтобы увидеть, насколько пусто психосоциальное содержание этого закона механики.

Короче говоря, старательное переписывание, предпринятое И-Барсело, искажает точное значение понятий механики и не добавляет ничего к нашему пониманию социальных и психологических явлений. Подобная критика целиком приложима и к схожему переписанному «околичествлению» психосоциальных явлений, предложенному С.Г.Хэрет, П. де Миранда, М.Линс, К.Левин, Дж.Ф.Браун и другими…

Когда авторы начинают использовать псевдоматематические знаки типа A, B, C, D, а при помощи своих доморощенных терминов «передвижение», «путь», «направление-цель», «вектор», «текучесть», «сцепление» и т.д.  описывать футбольный матч между Гарвардом и Йелем, то они оказываются настолько далеки от своей задачи, что, если бы они сразу не заявили, что речь пойдет о футбольном матче Гарвард-Йель, никто и не догадался бы, что авторы хотят сказать и какое психологическое явление они описывают. Я проводил экспериментальный тест такого рода. В своей группе студентов я прочитал авторское описание и спросил, о каком психологическом явлении в нем идет речь. Ни один человек не догадался, что это было описание футбольной игры...

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]