Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Tema_4_Formirovanie_edinogo_Rossyskogo_gosuda.doc
Скачиваний:
10
Добавлен:
02.08.2019
Размер:
123.9 Кб
Скачать

Материалы к лекции «Образование единого Российского государства в XIV-XV вв.»

1: Объединительные политические тенденции развитого Средневековья

Объединение Руси по времени совпало с аналогичными процессами в Западной Европе. Феодальный строй, в котором господствовало военное сословие, неизбежно оформился в регулярно воюющее общество. Как только основным способом разрешения конфликтов стал закон, возник новый государственно-политический уклад – национальное монархическое государство, способное смирить буйство воинов-феодалов. Отличительной чертой такого государства было стремление верховных правителей к абсолютному единовластию, принципиально иной уровень централизации власти, наличие механизмов вертикального управления страной, - признаки, которых не наблюдалось на предшествующих этапах развития государственности в раннее Средневековье. Другой общей чертой России и Запада было совпадение по времени процессов политического объединения стран и их этнической консолидации, которые растянулись примерно на два столетия – XIV-XV вв.

Хронологическая близость образования единого Российского государства и национальных монархий Западной Европы (вторая половина XV века) не отменяет принципиальную разницу в характере осуществления процессов объединения. В ходе завоевания русских земель Золотой Ордой, Литвой и Польшей единая древнерусская народность, существовавшая в киевский период, разделилась на три ветви: великорусскую, белорусскую и украинскую, которые оформились к концу XV века как отдельные национально-государственные образования. Для Западной Европы это было в целом не характерно. Большинство раннесредневековых народностей либо сохраняли свою этническую целостность в новую историческую эпоху, либо шли по пути интеграции с близкородственными этносами. На этой базе и сформировались национальные монархические государства Запада.

В отличие от Запада складывание единого государства в России шло параллельно с освобождением страны от монголо-татарского ига, что наложило свой неизгладимый отпечаток на характер исторического развития Отечества. До нашествия феодальные отношения развивались у нас по общеевропейской схеме, только замедленнее: от преобладания государственных форм земельной собственности к усилению вотчинных – княжеских, боярских, монастырских. Однако эта тенденция не стала преобладающей из-за иноземного ига. В связи с необходимостью изыскивать средства для выплаты дани Золотой Орде, государственные формы землевладения вновь вышли на первое место. Произошла их консервация. Государственная форма собственности осталась на Руси определяющей.

В Западной Европе XV века господствовали сеньориальные отношения. На Руси же система вассалитета законченного вида не обрела. Одновременно в Западной Европе уже с середины XIV века начала слабеть личная зависимость крестьян от феодалов, усиливалось третье сословие – рыцари и горожане, ставшее опорой королевской власти в ее борьбе с сепаратизмом родовой аристократии. На Руси же при господстве государственно-феодальных форм отношений личная зависимость крестьян только начала юридически оформляться в масштабах всей страны к концу XV века. Русские города, за исключением Новгорода и Пскова, не играли самостоятельной политической роли, находясь всецело в руках князей, так что третьего сословия в России не сформировалось.

Таким образом, на Руси глубинные предпосылки объединения и централизации страны не укоренялись в области социально-экономических отношений, единственно возможной для обеспечения стабильности развертывания исторического процесса. Для нас приоритетную роль играли два других фактора – внешнеполитический и религиозный. Единое Российское государство формировалось под определяющим влиянием потребности противостоять Золотой Орде на востоке и Великому княжеству Литовскому на западе. Российская монархия при этом не была создана татарами, как иногда утверждают, но складывалась вопреки Золотой Орде и в борьбе с ней. Правда, следует признать, что ордынская политика в отношении русских князей стимулировала объединительные процессы. Если бы все слои населения Руси не были заинтересованы в сильной государственной власти, способной противостоять внешней агрессии, то при той слабости социально-экономических предпосылок ее осуществления невозможно было бы провести политические преобразования в столь сжатые сроки.

Другой внешней объединительной силой для Руси выступала общность веры. Принадлежность к православию и церковной общности сплачивала русские земли против «поганых агарян». Церковные иерархи Руси сыграли важную роль в объединительном процессе, они выступали идеологами и организаторами антиордынской борьбы. Авторитет Русской православной церкви резко возрос именно в XIV веке, когда страна собралась с силами и дала первый серьезный отпор угнетателям. Именно тогда в полную меру зазвучала симфония властей – духовной и светской. Уже в XV веке, когда сложилось единое государство, эта гармония была нарушена. Византийское предание о власти, унаследованное Русью после падения Константинополя, было воспринято у нас в его главном средоточии – представлении об абсолютном единстве самодержавия и православия. Это в свою очередь рождало особый религиозный смысл русской монархии. На царя переносились качества первого лица христианской Троицы. В силу этого русский царь обладал беспредельной властью и не имел права допустить ее общественного порицания как невозможного богохульства.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]