Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Билеты_по_Истории_Востока.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
02.08.2019
Размер:
283.14 Кб
Скачать

Внутренняя и внешняя политика Турции в конце 20-х-30-е годы. 5

Мустафа Кемаль переизбирался президентом в 1927, 1931 и 1935. Первым премьер-министром был Исмет-паша (с 1934 известный как Иненю), занимавший эту должность почти непрерывно вплоть до 1937, когда его сменил Джеляль Баяр. Большую часть этого периода существовала только одна партия – Народно-республикан-ская.

На некоторое время были разрешены еще две оппозиционные партии, но начавшаяся политическая борьба заставила президента принять решение об их роспуске. Во время предвыборной компании 1931 Кемаль провозгласил свою программу из шести пунктов: республиканское устройство, секуляризм, опора на народ, национальное единство, создание сильного государственного сектора в экономике и глубокие реформы. Эти шесть принципов были включены в Конституцию в 1937.

Светская власть с самого начала столкнулась с проблемой отделения религии от государства. После низложения Мехмеда VI вопрос о духовном главе мусульман был решен провозглашением халифом Абдул-Меджида, двоюродного брата Мехмеда. Однако вскоре халифат был упразднен парламентским законом, и в 1926 большинство мусульманских законов о семье заменили модифицированные положения из Швейцарского гражданского кодекса.

В 1928 Великое национальное собрание упразднило статус ислама как государственной религии, отменило ношение фесок и предложило закрыть религиозные усыпальницы, мавзолеи и дервишские дома. Портреты вождя были развешены во всех магазинах и учреждениях, его скульптуры украшали площади по всей Турции. Великое национальное собрание перенесло день отдыха с пятницы на воскресенье и ввело григорианский календарь. Из школьных программ убрали религиозные дисциплины, в общественных местах было запрещено появляться в религиозной одежде. К 1938 Турция окончательно превратилась в светское государство.

Кемаль верил, что образование устранит неравенство среди турок. Сложный арабский алфавит, плохо приспособленный для турецкого письма, был заменен в 1928 латинским. В городах создавались образовательные центры для взрослого населения, в которых можно было получать книги и информацию по здравоохранению, в турецкой прессе популяризировались многие современные западные идеи.

Одновременно с этими программами упорно насаждался новый турецкий национализм. Превозносились древние тюрки; активно цитировались работы Юсуфа Акчураоглы, в которых показывались многочисленные связи между мощной древней тюркской культурой Центральной Азии и современной турецкой нацией. В 1935 был принят закон, обязавший всех граждан Турции взять турецкие фамилии. Кемаль принял фамилию Ататюрк (отец турок), а Исмет – Иненю (название деревни, где он выиграл два знаменитых сражения с греками). Даже Адам в Коране стал тюрком, а мусульманский призыв к молитве оглашался на турецком языке. Лозунгом дня стал призыв «Турция для турок и турки для Турции».

Выдвинув идею этатизма, Кемаль понимал под ним активную роль государства в национальной экономике. Осенью 1929 во время падения турецкой лиры правительство установило жесткий контроль над сделками с участием иностранных подданных. К середине 1930-х годов Турция начала развивать добывающую промышленность и строить фабрики, используя капиталы «Сумербанка» и «Этибанка» – государственных корпораций, управлявших общественными фондами. К началу Второй мировой войны «Сумербанк» контролировал ок. 60 цементных, сахарных, обувных и текстильных предприятий. «Этибанк» инвестировал средства в добычу и разведку полезных ископаемых, в том числе хромитов, медной и железной руды и угля.

Внешняя политика. Сразу после подписания Лозаннского договора в 1923 начался обмен жителями между Турцией и Грецией. Страну покинули 1,3 млн. греков, а в обратном направлении переехало полмиллиона мусульман. Это перемещение сопровождалось значительными сложностями, но обменная процедура помогла улучшить греко-турецкие отношения. В 1932 Турция была принята в Лигу наций, а с 1934 стала играть ведущую роль в Балканской Антанте (Греция, Румыния, Турция и Югославия). После того как Муссолини начал создание своей империи, захватив Эфиопию, Кемаль выдвинул предложение странам, подписавших Лозаннский договор, провести конференцию по пересмотру положений о Черноморских проливах. Летом 1936 на конференции в Монтре (Швейцария) была подписана новая конвенция, предоставлявшая Турции право укреплять обороноспособность в зоне проливов и закрывать их для военных кораблей воюющих сторон.

В 1937 Турция по образцу Балканской Антанты заключила с Ираном, Ираком и Афганистаном Саадабадский пакт. Еще в Лозанне был поднят вопрос о провинции Александретта (Искендерон), но тогда она была включена в состав Сирии, находившейся под французским мандатом.

В 1938 Франция, стремившаяся улучшить отношения с Турцией, передала Александретту в совместное турецко-французское управление, а позднее в том же году на ее территории была провозглашена независимая республика Хатай. Вскоре после этого Национальное собрание Хатая, где турки располагали незначительным большинством, 22 голосами против 20 высказались за присоединение к Турции. Эти действия сопровождались в 1939 протестами со стороны сирийцев, которые объявили все эти манипуляции незаконными, ссылаясь на условия мандата Лиги наций.