Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
5.История отечественной криминологии..doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
01.08.2019
Размер:
98.3 Кб
Скачать

Криминология 20-30-х годов.

Взгляд дореволюционных криминологов на преступность как социальное явление, сыграл важную роль в послереволюционном развитии России. Он лёг в основу разработки уголовной политики молодой Советской республики и был включён в основу теоретических положений формирующейся советской криминологии. Так, в «Руководящих началах по уголовному праву», принятых в 1919 г., преступление оценивалось как продукт социальной среды. Говорилось о том, что при выборе наказания следует иметь в виду, что преступление вызывается укладом общественных отношений, в котором живёт преступник.

Развитие отечественной криминологии до середины 1930 годов характеризовалось:

  • преемственностью достижений дореволюционного периода;

  • интенсивным информационным взаимодействием с зарубежными исследователями;

  • включением в методологическую базу (прежде всего на уровне общего) исторического материализма как стратегического ориентира;

  • отчётливо проявилась и заинтересованность практики в использовании результатов криминологических исследований.

Многие представители дореволюционной науки (А.А. Жижиленко, М.Н. Гернет, М.М. Исаев, С.В. Позднышев, Н.Н. Полянский и др.) продолжали разрабатывать проблему преступности и борьбы с ней на основе теории факторов. Их работы более глубоко рассматривали отдельные виды преступлений и типы преступников – убийц, воров, растратчиков, несовершеннолетних, алиментщиков, корыстно-насильственных преступников. Они содержали обширный фактический и аналитический материал.

Сопоставление тенденций преступности с социальной обстановкой и мерами противодействия было осуществлено А.А. Герцензоном, Е.Г. Ширвиндтом, А.С. Шляпочниковым, А.Я. Эстриным и др. Эта проблематика освещалась в учебниках по уголовному праву 1924-1926г.г.

Развитию науки во многом помогло образование в 1918 г. ЦСУ РСФСР, а в 1923 г. – ЦСУ СССР, в структуру которых входили отделы моральной статистики. Они систематизировали данные о преступности, иных правонарушениях, судимости, личности осуждённых (уже в 1920 году регулярная судебная отчётность поступала из 85 % губерний и областей). Эти данные ежегодно публиковались. Публиковалась и статистика Комиссий по делам несовершеннолетних (КДН). Они рассматривали до середины 30-х годов большинство общественно опасных деяний подростков.

Активизации криминологических исследований во многом способствовала работа научно-прикладных учреждений по изучению преступности и преступников. Эти научные лаборатории вели анализ преступности, консультировали следователей, судей, работников ИТУ, изучали состояние и причины преступлений отдельных видов, личность преступника.

Кроме того, в 20-х годах было проведено внедрение специальных анкет и программ для получения картины социальных, образовательных, в том числе эмоциональных, ценностно-ориентационных и других особенностей преступников, проходящих через Народный комиссариат юстиции (НКЮ), государственное управление мест заключения (ГУМЗ)

Для объединения криминологических исследований в стране, преодоления обнаружившихся недостатков методологии Постановлением СНК РСФСР от 25 марта 1925 года был создан Государственный институт по изучению преступности и преступника. Задачи института носили комплексный характер и предусматривали:

  • изучение причин и условий, вызывающих и способствующих развитию преступности и отдельных её видов;

  • анализ успешности методов борьбы с преступностью;

  • разработку вопросов уголовной политики.

Институт издавал сборник «Проблемы преступности», участвовал в криминологической экспертизе проекта УК 1926 года и практике его применения, в подготовке материалов для Постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 26 марта 1928года «О карательной политике и состоянии мест заключения».

Вместе с тем на рубеже 20-30-х годов в стране складывается жёсткая система администрирования во всех областях жизни общества. Наука всё более попадает под воздействие догматических формул, принадлежавших руководителям страны. Идея классовой борьбы прочно занимает ведущее место в большинстве теоретических работ, легко разбивая любые иные концепции и взгляды. С её помощью объясняются и причины преступности, и трудности строительства социализма, и проникновение буржуазной идеологии в советскую науку.

Наряду с идеологическими мерами были предприняты и организационные. Постепенно прекращали свою деятельность кабинеты по изучению личности преступника и преступности, закрывались юридические журналы «Право и жизнь», «Ежедневник советской юстиции» и др. В 1931 году Государственный институт по изучению преступности реорганизуется в Институт уголовной и исправительно-трудовой политики и передаётся в ведение Наркомюста РСФСР. Проведение в нём криминологических исследований фактически сворачивается. Институт стал издавать сборник «Проблемы уголовной политики».

Таким образом, следует сказать, что если в начале периода отмечалась восприимчивость идей дореволюционных криминалистов, то в дальнейшем всплеск интереса к проблеме личности преступника значительно сократил объём исследований социальных причин преступности. Однако деятельность по предупреждению преступности, начавшаяся в 20-х годах в СССР была прервана и, начиная с 30-х годов, получила широкое распространение официальная установка о неотвратимости наказания, как одном из главных принципов предупреждения преступности.

В этот период государству, идущему к режиму жёсткой диктаторской власти, подлинная наука была не только не нужна, но и опасна как потенциальный источник независимого и честного слова. В условиях тоталитарной власти господствовало монопольное право на истину, принадлежащее власти. Многие из известных криминологов были репрессированы (Л.И. Ратнер, А.С. Шляпочников, Е.Г. Ширвинд, Е.Б.Пашуканис) и погибли в лагерях.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]