Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Смута.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
28.07.2019
Размер:
184.83 Кб
Скачать

Организация Второго ополчения. К. Минин и д. Пожарский

После поражения и раскола Первого ополчения города сами стали договариваться об организации нового движения за освобождение России. В августе 1611 г. нижегородцы и казанцы выработали свой «приговор», предупреждавший руководителей Первого ополчения о недопустимости смещения присланных ими для освобождения Москвы воевод и отвергавший избрание царя казаками без согласия «всей земли». Центром организации нового ополчения стал Нижний Новгород, где с призывом собирать средства «на строение ратных людей» выступил недавно избранный земским старостой купец Кузьма Минин. Благодаря добровольным пожертвованиям и чрезвычайному военному налогу были вооружены горожане и запасено продовольствие. Военным руководителем был избран лечившийся от ран в своем родовом селе Мугрееве князь Дмитрий Пожарский. Князь сражался в рядах Первого ополчения и едва живой был вывезен из Москвы. В Нижнем Новгороде в войско Пожарского стали собираться смоленские, вяземские и дорогобужские дворяне, стрельцы многих городов. Узнав о хорошем, в ополчение стали стягиваться коломенские и рязанские помещики, стрельцы и казаки окраинных областей.

В Великий пост, 23 февраля 1612 г., ополчение выступило в поход, двигаясь к Москве кружным путем через Балахну, Юрьевец, Кострому, Ярославль. Служилые и посадские люди встречавшихся городов вступали в ряды ополчения. Во время движения ополчения стало известно о том, что казаки Заруцкого присягнули объявившемуся в Новгороде и перебежавшему в Ивангород к тушинцам Лжедмитрию III. Назревала конфронтация двух ополчений. Минин и Пожарский разослали по городам грамоты, доказывая самозванчество нового Лжедмитрия. В отличие от Заруцкого, занятого осадой Москвы, у руководителей Второго ополчения было время, чтобы привлечь на свою сторону замосковные города.

Своеобразной столицей Второго ополчения стал Ярославль. Несколько месяцев, проведенных ополченцами в этом городе были использованы для того, чтобы заручиться поддержкой важнейших городов России, воссоздать структуру органов власти, наладить работу основных приказов. Был вновь собран Совет всей земли, возглавленный Мининым и Пожарским. Функции управления были разделены между двумя предводителями ополчения: Пожарский ведал политическими и военными делами, а Минин — административными и хозяйственными.

В лагере Первого ополчения было осознана ошибочность ставки на Лжедмитрия III. Заруцкому удалось изловить в Пскове очередного самозванца и отправить его в заточение. Казаки сложили крестное целование Лжедмитрию III и известили об этом Ярославль, намереваясь объединиться со Вторым ополчением. Однако новый Совет всей земли решил не идти на соглашение с «болотниковцем» и «тушинцем» Заруцким. Теряя власть, казачий атаман пытался наладить связь с интервентами, подослал даже убийц к Пожарскому. В итоге он был вынужден уйти в Коломну, где находилась его наложница Марина Мнишек с младенцем-«воренком» — сыном Лжедмитрия II, а затем бежал в Астрахань вместе с несколькими сотнями казаков. Осаду Москвы продолжала основная масса казаков под началом Трубецкого.

В июле 1612 г. Второе ополчение выступило по направлению к Москве. 24 июля в столицу вошли передовые отряды, а в августе подоспели главные силы. Первоначально необходимо было организовать изоляцию польско-литовского гарнизона, которым командовал сменивший Гонсевского Николай Струсь, и не допустить соединения с ним подошедшего войска Яна Ходкевича. Переправа вражеской конницы 22 августа через Москву-реку у Новодевичьего монастыря перешла в трехдневное сражение, в итоге которого кольцо блокады так и не было прорвано. Правда, в Кремль сумели прорваться три сотни польско-литовской пехоты, но они только усугубили положение осажденных, увеличив их число. После совместно выигранного сражения произошло примирение Пожарского и Трубецкого. Теперь осадой руководили два военачальника.

Наступила последняя фаза осады. Осажденные начали голодать. В Кремле и Китай-городе были съедены все животные, сгрызены кожаные вещи, выкопаны и употреблены трупы, наконец, началась дележка недавно убитых и засолка их впрок. Изголодавшиеся, опустившиеся до нечеловеческого облика интервенты не могли больше оборонять крепость. 22 октября отряды Трубецкого пошли на приступ Китай-города. Осажденные отошли в Кремль. Однако штурма Кремля не последовало. Интервенты открыли ворота и сдались (25 октября).

Очищение Москвы от интервентов не означало еще полной победы. Армия Сигизмунда III вновь вторглась в пределы России и стала лагерем под Волоком Ламским. Начинались морозы, заканчивалось продовольствие, Волок Ламский отчаянно сопротивлялся, и Сигизмунд III с сыном Владиславом так ни с чем и ушел восвояси.