Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Наука Берта Хеллингера и СМД.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
17.07.2019
Размер:
59.9 Кб
Скачать

Наука Берта Хеллингера и смд-подход к методу расстановок: суть принципиальных различий

Интервью у Сергея Дидковского взяла Татьяна Красновская

 

Так что же такое эти мистические расстановки, и как относятся к ним представители СМД-консультирования?

Краткий ответ на этот вопрос будет звучать так:

             Расстановки являются результатом длительной эволюции системного терапевтического подхода к работе сначала с семьями, а затем и с корпорациями и другими типами социальных организаций.

             Берт Хеллингер привнес в расстановки принципиально иную картину мира, полностью изменив их смысл и назначение.

             Результатом проникновения Науки Б. Хеллингера в систему терапевтического обучения, стало ритуализация и выхолащивание метода.

             Сам Берт Хеллингер публично отказался от того, чему учат его квазипоследователи в своих школах, выйдя из того движения, которое он сам же и инициировал.

             Мы с уважением относимся к личности и методу Б.Хеллингера, но работаем на принципиально иных онтологических основаниях. Все что объединяет нас с Бертом - это привлечение людей в процессе построения эмпирических моделей решаемых проблемных ситуаций.

             И мы учим этому искусству принятия решений, обеспечивающих инициацию изменений в структурах социальных взаимодействий на семинарах, проводимых в Киеве, Днепропетровске, Мариуполе и Алуште. А в ближайшее время и в Харькове.

 

Это если коротко. А если подробнее, то….

 

1. С моей точки зрения, история развития системного подхода в терапии и организационном консультировании прошла несколько шагов.

 

На первом шаге стало очевидно, что проблема прошедшего психологическое консультирование клиента восстанавливается, как только он возвращается в лоно семьи. А значит работать надо не с конкретным человеком, а со всей семейной структурой в целом. И менять надо не того, на ком наиболее ярко проявились разрывы и перекосы в структуре внутрисемейной организации, а саму структуру сложившихся взаимодействий и коммуникаций. И как только это было понято, объектом работы психотерапевта стали структуры семейных отношений и на консультационные встречи начали приглашать все семью в целом (см. к примеру, книги основоположников семейной системной терапии Карла Витакера, Вирджинии Сатир и Сальвадора Минухина).

 

На втором шаге оказалось, что семья, как система, совершенно не стремится изменяться. И поэтому постоянно играет с терапевтом, стремясь сохранить сложившуюся структуру взаимоотношений. И терапевты проигрывают семье, поддаваясь на ее уловки и провокации и постепенно превращаясь в элемент семейной структуры, будучи ассимилированы ею. Для того, что бы выиграть в этой игре, терапевты начали вводить наблюдателей, находящихся за стеклом и контролирующих общение терапевтов с проблемной семьей. Как только они замечали, что семья начинает переигрывать психотерапевтов и вводить их в свой семейный транс, они тут же останавливали работу, вызывали терапевтов в закрытую комнату, вытаскивали их из тех иллюзий, в которые они провалились, и решали вместе с ними, что делать с семьей дальше. За счет этого структура психотерапевтической работы резко усложнилась. (см. об этом книгу М.Сельвини Палацолли «Парадокс и контрпарадокс»).

 

 

На третьем этапе произошла драматическая ситуация: терапевты команды Тома Андерсена, ушедшие за «стекло» забыли закрыть за собой дверь. И вся их дискуссия с наблюдателями прошла при незримом присутствии семьи, услышавших весь диалог терапевтов о том, что происходит, и что делать дальше с этими, не желающими меняться людьми. К большому удивлению терапевтов, семье это очень понравилось и оказало на нее огромный терапевтический эффект. Поскольку, обсуждая происходящее с семьей, терапевты периодически имитировали и комментировали ее действия, и семья смогла увидеть себя со стороны. Так возникла идея построения замещающей модели семейной структуры. А сам метод был назван методом рефлексивной команды. Его суть сводилась к следующему: Терапевты выявляли проблемную структуру взаимоотношений в семье. Замещая членов семьи собой, они объективировали эту структуру для членов семьи. Наблюдая за моделью семейной структуры, представленной терапевтами, семья начинала осознавать то, что с ней происходит, и вносить необходимые для нее изменения в свои коммуникации и отношения. (см. к примеру «Учебник по системной терапии и консультированию» А. фон Шлиппе и Й.Швайтцера).

 

 

На четвертом этапе был сделан итоговый шаг. На место заместителей семейной структуры начали приглашать студентов терапевтических вузов и иных желающих. Задача семьи состояла в предоставлении материала для построения схемы модели. Задача терапевтов - в выявлении этой схемы и построении на ее основе модели с помощью приглашенных заместителей. «Живая модель» создавала для терапевтов и членов семьи общее представление о семейной структуре. Наблюдая за ее жизнью терапевты и клиенты могли вместе решать вопрос о том, какие изменения необходимы. И используя эту модель из заместителей проигрывать эти варианты «вживую». Для семей, не заинтересованных в том, что бы на их сессиях присутствовали посторонние, начали использовать в качестве заместителей пластиковые фигурки. Сегодня такие игрушки-заместители выпускаются промышленностью. В Украине и России такой набор игрушек стоит от 40 до 70 евро.

 

Б. Хеллингер пришел в расстановки тогда, когда все уже было сделано. Но он принес с собой совершенно иной принцип и иную онтологию, и иной способ использования заместителей. И за счет этого внес в расстановки принципиально иной смысл и содержание. И именно поэтому с именем Б. Хеллингера связан пятый этап развития расстановок и расстановочного движения.