Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История таможенного дела и таможенной политики России 1.doc
Скачиваний:
162
Добавлен:
17.04.2014
Размер:
6.53 Mб
Скачать

Раздел V. Пошлины в период феодальной раздробленности Руси 89

и обратно — по три марки кун или пол-окорока. Извозчики, возившие то­вары с судов до дворов, брали за провоз до немецкого двора по 15 кун, а до готского — 10 кун с каждого судна, а с отходящих — по полгривне кун. При отъезде за границу гости давали одну гривну церкви, называю­щейся Fridch. Это церковь св. Пятницы, построенная компанией новго­родских купцов, торговавших с иноземцами. Сверх того, при продаже ве­совых товаров иноземцы платили весовую пошлину (по 2 куны от кали). Все эти привилегии давались новгородцами как немцам, так равно и гот-ландцам»1.

Такого порядка сбора пошлин придерживались по всей Новгородской земле, в Ижоре и Кореле.

Кроме Новгорода, иностранные товары поступали в Пернов и Нарву. Суда шли по реке Нарве или перевозились по сухопутью до Эмбаха. То­вар на ладьях перемещался до озера, а затем до Пскова. Товары перево­зились также сухопутным путем через Вирланд.

Предметами торговли немецких купцов были сукна разных сортов, в том числе капеляки, которые шли на одежду священников, различные фландрийские и английские сукна, нидерландские и вестфальские полот­на. Из лучших сортов сукон предпочитались красные. Иногда привози­лась и соль, но она была не всегда качественная. Доставлялись вина и пи­во в бочках. Новгород снабжал весь русский мир сладким вином для цер­ковной службы.

" Из-за рубежа поступали шелк, кожа, пергамент, писчая бумага, стек­ло, копченое мясо, сушеная рыба, а также металлы и металлические из­делия: иголки, олово — из Англии, медь — из Швеции, железо — из Бо­гемии, свинец — из Испании. В неурожайные годы ввозился хлеб. Запре­щалось ввозить в Новгород серебро и золото. Иноземные купцы стреми­лись не продавать товары, а обменивать их.

Новгородская торговля была выгодна немцам и отрицательно сказыва­лась на доходах русских купцов. Корпоративное устройство немецкого двора не допускало сближения с русскими. Все торговые операции про­изводились с ведома двора, а деятельность каждого лица контролирова­лась. Стремясь избежать конкуренции, немецкая община устанавливала цены на товары, как продаваемые, так и покупаемые, и придерживалась правила продавать свои товары как можно дороже, а русские покупать как можно дешевле. С целью удержания цен немецкий двор регулировал количество ввозимых товаров, чтобы не было изобилия, которое повлек­ло бы за собой понижение цен, а для того, чтобы русские товары посто­янно оставались в низкой цене в сравнении с немецкими, купцу для заку­пок запрещалось привозить более 1000 марок.

Немецкая корпорация регулировала ввоз и вывоз товаров. С этой це­лью она составляла реестр. Так, например, в 1373 г. было постановлено не ввозить в Новгород обрезанных сукон и тканей красного цвета, а толь­ко зеленые. Иноземцев, которые не придерживались этого правила, нака­зывали, а их товар изымался и становился достоянием церкви Св. Петра. Кроме того, налагался пгграф 10 марок серебром. По постановлению Ли­вонского ордена в 1414 г. было запрещено продавать новгородцам лоша­дей. В соответствии с решением корпорации немецкие купцы вели только оптовую торговлю, розничная торговля иностранными товарами предоставлялась русским.

Все немецкие торговцы покупали товары у русских по ценам, уста­новленным корпорацией. Этим самым они избегали конкуренции, кото­рая существовала у русских купцов.

Ганзейцы, торгуя с русскими купцами, добивались следующих льгот: предоставления им права беспрепятственного приезда и отъезда, даже в случае возникновения войны; обеспечения местными властями защиты их личных и имущественных прав, возможности селиться на определенный срок; освобождения от обычая берегового права; предоставления права взыскивать с местных жителей торговую задолженность; не привлекать к ответственности за проступки, совершенные их соотечественниками, за их убытки; не конфисковывать имущество, оставшееся после смерти купца,, выдачи родному городу покойного для последующей передачи родствен­никам; введения правил, облегчающих привоз товаров, производство по-грузочно-разгрузочных работ, представления лоцманов и т. д.'.

Одновременно иноземцы пытались отменить нормы права, которые за­прещали гостю торговать с другим гостем (пока не удовлетворены интере­сы местных купцов), торговать в розницу, за исключением ярмарочных дней, поставлять товары в город произвольным маршрутом, пользоваться собственными весами, вступать в отношения купли-продажи с крестьянами.

Кроме того, ганзейцы стремились к созданию своих поселений, до­бивались невмешательства местных властей в их дела.

Между русскими и иноземными купцами шла постоянная тяжба. Они обвиняли друг друга в сбыте некачественного товара. Когда же разбира^ ли ее, то приходили к выводу, что некачественными были в первую оче­редь немецкие. Так, в 1375 г. немцы обвинили русских представителей в том, что они привозят на торг некачественные меха. При разбирательст­ве Дерптский совет пришел к выводу, что меха были хорошего качества.

В 1300 г. на жалобу новгородцев о том, что немцы поставляют «дур­ные» товары, альдерман немецкого двора вынужден был признать, что

1 Костомаров Н. И. Указ. соч. С. 378, 379.

1 См.: Таможенное дело в России X — начало XX в.: Исторический очерк. Докумен­ты, материалы. С. 8—9.

90 История таможенного дела и таможенной политики России

поступившие для продажи немецкие полотна были плохого качества. Нов­городцы постановили, что впредь они будут конфисковывать некачествен­ные товары.

В последующие годы недоброкачественные товары продолжали посту­пать на новгородский торг. Были случаи прекращения торговых отноше­ний. Так, в 1257 — 1259 гг. в договоре Александра Невского говорилось, «что ся учинило тяжи межи новгородцы и межи немцы и Готи и с всем Латинским языком, то все отложихомИ.

Анализ документов, раскрывающих взаимоотношения между инозем­ными купцами и торговыми людьми Новгорода и Пскова в XIII—XV вв., свидетельствует, что происходили постоянные тяжбы и разбирательства не только на уровне торговых общин, но и государств, посольских предста­вителей, делегаций. В торговые интересы Новгорода и Ганзы вмешивался Ливонский орден. На этой почве возникла война ордена с Московией. Она закончилась в 1483 г., и Ганза получила прежние права в торговле.

Наряду с торговлей с иностранцами, Новгород держал в своих руках торговлю со многими районами России. Торговая деятельность новго­родцев была направлена на север в Корелу, на Онегу, Двину и Пермь, в Суздаль и Владимир. Активно велась торговля с Южной Русью.

Из товаров, которые Новгород получал в большом количестве, веду­щее место занимали меха и шкуры, находившие спрос в европейских стра­нах. Меха собольи, лисьи, бобровые, куньи шли из Заволжья, Печоры, Югры и Перми. «Главное богатство Новгорода и главный предмет его вывоза составляли ценные меха — собольи, лисьи, бобровые, куньи и др., — которые в огромных количествах поступали из всех частей об­ширного Новгородского государства и затем вывозились в Среднюю и Западную Европу, — пишет С. Г. Пушкарев. — Средневековая Европа предъявляла громадный спрос на меховые товары, ибо меха употреб­лялись тогда не только для изготовления теплой одежды, но были лю­бимым украшением одежды и даже обуви всякого рода, и Новгород был поставщиком этого товара на всю Европу»2.

Кроме мехов с Севера новгородцы получали китовое и моржовое са­ло, морских птиц. Это послужило дальнейшему проникновению новгород­цев на северо-восток страны, приближению к Северному морю. Из Пер­ми и Югры новгородцы получали серебро, которое добывалось на сибир­ских рудниках, производили деготь и поташ. К вывозным товарам отно­сились кожа, лен, конопля, воск, юфть. Для внутренних потребностей новгородцы получали хлеб из более плодородных земель. Хлебная тор­говля приобрела широкий размах, ее центром был город Новый Торг, сто-