Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекция 10. структура личности.doc
Скачиваний:
10
Добавлен:
11.07.2019
Размер:
122.37 Кб
Скачать

Лекция 10 Личность и ее психологическая структура.

(2 час)

Основные вопросы:

  1. Сущность личности.

  2. Структура личности.

  3. Динамическая функциональная психологическая структура личности по К.К.Платонову.

  4. Общие качества личности по К.К.Платонову.

  5. Структура личности по Б.Г.Ананьеву и А.Н.Леонтьеву.

1. Сущность личности

Личность объект многих наук — философии, социологии, этики, литературоведения, права, педагогики, медицины и т. д., но ни одна из этих наук не изучает личность так всесторонне, как психология. Что же такое личность с точки зрения психологии?

Известно более 50 ее определений. Правда, в подавляющем большинстве из них по существу определяется не личность, а человек. Примером здесь может быть такое определение: «Личность — это человек в совокупности его социальных качеств, формирующихся в различных видах общественной деятельности и отношений» (Л. П. Буева). Но ведь человека нет вне совокупности перечисленных качеств, и это определение могло иметь начало: «Человек — это существо...» — и было бы определением человека.

Или вот другое определение: «Конкретный человек со всем его духовным содержанием, физическими качествами, психологическими особенностями, его индивидуальным значением в коллективе, ролью в общественном труде составляет личность»( Н. Ф. Феденко). Но и здесь все перечисленное — это свойства человека с его физическими и духовными качествами. Интересно, что первое определение принадлежит социологу, а второе — психологу.

Действительно, дать определение личности, не тождественное определению человека, нелегко, но очень необходимо, так как без этого нет и быть не может четкости в понимании личности.

Нельзя признать достаточно четким и определение, данное в «Философской энциклопедии»: «Личность — человеческий индивид как продукт общественного развития, субъект труда, общения и познания, детерминированный конкретно-историческими условиями жизни общества». Ибо человек — это тоже существо, являющееся продуктом общественного развития, детерминированный конкретно-историческими условиями жизни общества. Кроме того, в перечне признаков субъекта упущено указание на способность его к переживанию, что обедняет личность. В Большой Советской Энциклопедии дано следующее ее определение: «Личность — человек как общественное существо, субъект познания и активного преобразования мира». В этом определении также нет упоминания способности субъекта к искусству, а уж к лирике и подавно. О таком определении можно сказать словами Гумилева:

Но что нам делать с розовой зарей

Над холодеющими небесами,

Где тишина и неземной покой?

Что делать нам с бессмертными стихами?

Ни съесть, ни выпить, ни поцеловать...

Человеку как организму стихи не нужны. Но человеку как личности нужны. И эта потребность как-то должна быть отражена в ее определении. Ведь личность не только познает и преобразует мир, как мы уже видели, она его еще и переживает.

Иногда определяют личность (притом со ссылкой на Маркса!) как совокупность общественных отношений. С этим определением нельзя согласиться. Здесь допускаются по крайней мере три неточности. Во-первых, Маркс так нигде не говорил. В тезисах о Фейербахе сказано: «...сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений». Трактовать эти слова по силлогизму:

сущность человека есть совокупность общественных отношений,

сущность человека есть личность,

значит, личность есть совокупность общественных отношений — нельзя, ибо объем понятия «сущность человека» в двух посылках не тождествен. И, наконец, личность, и тем более каждая конкретная личность — это не только совокупность общественных отношений. Здесь можно сослаться и на мнение социолога И. С. Кона. ««Сущность человека» и «конкретная личность» — не одно и то же. Могу ли я, не погрешив против истины, назвать себя совокупностью всех! общественных отношений, когда сфера моей (и вашей, и любого конкретного индивида) деятельности заведомо включает лишь незначительную часть этих отношений?».

Были сделаны попытки определить личность через деятельность, указав, что она есть субъект деятельности. Сторонники такой точки зрения говорили даже о бесперспективности иных попыток. При этом они исходят из отождествления понятий «личность» и «человек». Б. Г. Ананьев, справедливо возражая против идентификации более общего понятия «человек» с более частым понятием «личность», субъектом деятельности считает человека.

В 60-е годы ставился вопрос о создании комплексной науки «человекознания», в которую учение о личности должно быть включено в качестве раздела. Очень интересную систему компонентов этой науки предложил Б. Г. Ананьев в книге «Человек как предмет познания», хотя не все соглашались с предложенной системой данной науки, так, К.К. Платонов был против включение в человекознание науки о человечестве. Но человек как индивидуум, настолько существенное явление на земле, что он вполне заслуживает комплексного, всестороннего изучения. Здесь, более чем где бы то ни было, актуален сарказм Гёте, вложенный им в уста Мефистофеля, который вполне можно адресовать сторонникам функциональной психологии и многим авторам современных систем психологического отбора:

Во всем подслушать жизнь стремясь,

Спешат явленья обездушить,

Забыв, что если в них нарушить

Одушевляющую связь,

То больше нечего и слушать.

Человек как целостность и как индивидуум, т. е. как единичность, самостоятельно взятая из множественности, имеет только две подструктуры. Он может рассматриваться либо как организм, либо как личность. Индивид — это конкретный человек как единица общества. При этом нельзя забывать, что по отношению к стаду индивидом является конкретное животное.

Индивидуальное — это особенное в индивиде. Ряд индивидуальных особенностей (в частности, черт личности) делают человека (личность) индивидуальностью. Ни одна индивидуальная черта сама по себе не делает личность «неповторимой», т. е. единичным. В личности единичным является индивидуальная ее структура, т. е. взаимосвязь особенностей, черт именно этой личности. Вместе с тем индивидуальность личности нельзя переоценивать и забывать, что ««индивидуальности» существуют не только в духовном, но и в физическом мире». Мы говорим об индивидуальности личности и об индивидуальности человека как организма, причем в первом случае она свойство личности, а не нечто рядоположенное с личностью. На портрете человека отражаются прежде всего его телесные индивидуальные особенности, позволяющие только косвенно судить о его личностной индивидуальности.

Но кроме сказанного, в проблеме соотношения личностных и индивидуальных свойств есть и другая не менее существенная сторона. Я имею в виду то, о чем писал С. Л. Рубинштейн: «Свойства личности никак не сводятся к ее индивидуальным особенностям. Они включают и общее, и особенное, и единичное. Личность тем значительнее, чем больше в индивидуальном преломлении в ней представлено всеобщее. Индивидуальные свойства личности — это не одно и то же, что личностные свойства индивида, т. е. свойства, характеризующие его как личность» (С. Л. Рубинштейн. Бытие и сознание, стр. 309.). Опираясь на эти мысли, так четко сформулированные С. Л. Рубинштейном, можно понять и личность, и индивидуальное в человеке и в его личности. С этих позиций можно преодолеть функционализм в понимании личности. Вместе с тем это дает возможность понять общность и различие индивидуального и личностного подхода к человеку.

Индивидуальный подход — это знание, учет конкретных индивидуальных особенностей данного человека. Он осуществляется не только в отношении человека. Но если имеется в виду человек, то индивидуальный подход может включать и личностный подход, и тогда он становится более широким по содержанию, чем личностный подход.

Личностный подход — это понимание личности как воедино связанной совокупности внутренних условий, преломляющих все внешние воздействия. Личностный подход мы рассматриваем в качестве одного из принципов психологии. Ни одно психическое явление, будь то процесс, состояние или свойство личности, проявляющееся в деятельности, а следовательно, и сама эта деятельность и ее элементы — действия и поступки не могут быть правильно поняты без учета обусловленности их личностью в целом.

Понятие индивидуального подхода связано с философскими категориями единичного и случайного, в то время как понятие личностного — с категорией особенного как единства всеобщего и единичного.

После этих замечаний можно дать определение личности. Личность — это конкретный человек как субъект преобразования мира на основе его познания, переживания и отношения к нему. Эту же мысль можно выразить и короче: личность — это человек как носитель сознания.В преобразующей мир активности сознания проявляются его атрибуты: познание, переживание и отношение. Следовательно, их совокупность это и есть сознание.

Иногда говорят, что личность — это человек как субъект сознания. При этом сознание понимается не как пассивная субстанция (так его представлял себе Фейербах, а также современные персоналисты), а как активная высшая форма отражения, свойственная только человеку.

Обе последние краткие дефиниции могут рассматриваться не только как психологические, но и как философские определения личности; они могут использоваться и другими науками, изучающими личность. Но вторая из этих формулировок требует уяснения значения термина «субъект».

Понятие субъективное разграничивает психическое отражение от физиологического с момента появления его в природе до человека. Раз так, то субъект это носитель субъективного. На уровне человека субъект это не только психологическое, но и гносеологическое понятие, противопоставляемое объекту.

В литературе можно встретить мнение о том, что не каждый взрослый и здоровый человек является личностью, что «надо суметь стать личностью». С таким пониманием личности никак нельзя согласиться, оно независимо от намерений его защитников смыкается с «теорией элиты» и имеет корни в понятиях Ницше «сверхчеловек» и «недочеловек» и может быть использовано в различных расистских спекуляциях.

Конечно, ребенок рождается, имея лишь индивидуально-психологические особенности, еще не являющиеся сознанием. Потому и личности у него еще нет. Она образуется в процессе его общения с другими людьми. Личности не было, например, у Амаллы и Камалы, выросших с волками. Определять срок, в течение которого ребенок становится личностью, так же не диалектично, как и решать вопрос, сколько нужно собрать песчинок, чтобы получилась куча песка. Но когда ребенок говорит: «Я сам!», он уже личность.

Личности бывают разные: прогрессивные и реакционные, социально полезные и социально опасные, преступные, «яркие» и «дюжинные», как говорят, «с неба звезд не хватающие», здоровые и больные. Из личностей состоит общество, и в них аккумулирован весь опыт человечества. Личность — носитель правовых, нравственных и эстетических норм своего общества, класса (а иногда и более узкой группы); она эти нормы выполняет и борется за них или, напротив, нарушает и несет за это ответственность. Личность учится и учит; болеет и лечит; творит и разрушает. Поэтому и нет ни одной науки о человеке и обществе, не изучающей в том или ином аспекте личность.

По мнению К.К. Платонова, основное свойство личности — это ее сознательность. Неосознанные действия личности образовались на основе сознательной деятельности, следовательно, вторичны по своему происхождению. Вот почему неприемлемы взгляды на личность, кладущие в ее основу подсознание, инстинкты, биологические потребности.

Человек может становиться личностью, только вступая в отношения с другими людьми, и потому объективные общественные отношения, отражаемые его сознанием, наиболее существенны для формирования его личности. Вот почему ни сама личность, ни личностные, ни межличностные отношения как психологические отношения не могут изучаться, ни тем более формироваться вне изучения и изменения объективных общественных отношений.