Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
23_IjE.docx
Скачиваний:
19
Добавлен:
10.07.2019
Размер:
152.76 Кб
Скачать

Зарубежные историки о значимости реформ Горбачева

• «За короткий промежуток времени грандиозные идеологические, политические, экономические, социальные перемены потрясли самую большую страну мира, не только снизу донизу перетряхнув совокупность утвердившихся после октября 1917 г. государственных и экономических структур, но и коренным образом изменив европейский и даже всемирный порядок, поддерживавшийся с конца Второй мировой войны и изуродованный непримиримым антагонизмом капиталистического Запада и социалистического Востока» (Н. Верт).

• «Чтобы понять причины поражения Горбачева, достаточно вспомнить одно из лучших высказываний Макиавелли: «Нет ничего труднее, ничего вызывающего больше сомнений в успехе, ничего опаснее в осуществлении, нежели возглавить введение новых порядков» (Дж. Боффа).

Занятие 2. Национальная политика и межнациональные отношения в России и в СССР в ХХ в. (до 1991 г.)

Работа с документом.

Документ 24

Национальные черты нельзя преувеличивать, делать их исключительными. Национальные особенности — это только некоторые акценты, а не качества, отсутствующие у других. Национальные особенности сближают людей других национальностей... а не замыкают народы в себе. Народы — это не окруженные стенами сообщества, а гармонично согласованные между собой ассоциации. У каждого народа свой союз с природой... Национализм — это подлейшее из несчастий человеческого рода. (Лихачев Д. С. Заметки о русском.— М., 1981.)

Вопросы к документу:

  1. С учетом сказанного Д. С. Лихачевым объясните, что во внутренней национальной политике не учитывало царское правительство России.

  2. Что подразумевал Д. С. Лихачев, утверждая: «Народы— это не окруженные стенами сообщества, а гармонично согласованные между собой ассоциации»?

Работа с документом.

Документ 25.

Из доклада Н. С. Хрущева XX съезду КПСС «О культе личности и его последствиях»

Советский Союз по праву считается образцом многонационального государства, ибо у нас на деле обеспечены равноправие и дружба всех народов, населяющих нашу великую Родину. Тем более вопиющими являются действия, инициатором которых был Сталин и которые представляют собой грубое попрание основных ленинских принципов национальной политики Советского государства. Речь идет о массовом выселении со своих родных мест целых народов, в том числе всех коммунистов и комсомольцев без каких бы то ни было исключений. Причем такого рода выселение никак не диктовалось военными соображениями. Так, уже в конце 1943 г., когда на фронтах Великой Отечественной войны определился прочный перелом в пользу Советского Союза, было принято и осуществлено решение о выселении с занимаемой территории всех карачаевцев. В этот же период, в конце декабря 1943 г., точно такая же участь постигла все население Калмыцкой Автономной Республики. В марте 1944 г. выселены были со своих родных мест все чеченцы и ингуши, а Чечено-Ингушская Автономная Республика была ликвидирована. В апреле 1944 г. с территории Кабардино-Балкарской Автономной Республики выселены были в отдаленные места все балкарцы, а сама республика переименована в Кабардинскую Автономную Республику. Украинцы избежали этой участи потому, что их слишком много и некуда было выслать.

Вопросы к документу:

  1. Выделите принципы реальной национальной политики СССР.

  2. Объясните, почему власть КПСС считала возможным вершить судьбы наций, ограничивать их численность, подвергать сегрегации и геноциду.

  3. Перечислите причины депортации народов в военное время.

Документ 26.(дополнительно)

О распаде СССР

Удивительная находка ожидала лидеров национальных движений в тексте не любимой ими Конституции СССР 1977 г.— чеканная формула: «Советский Союз состоит из суверенных государств». Формула, которой никто и никогда не придавал значения, вдруг оказалась выигрышной. Раз союз суверенных государств, то, следовательно, не федерация, а конфедерация. Первоначально массовые национальные движения в республиках были готовы удовольствоваться идеей конфедерации: республики делегируют определенные полномочия центру. Причем Москва не имеет иных полномочий, кроме переданных ей республиками.1 декабря (1991 г.) на Украине состоялся референдум. 90 процентов опрошенных высказались за независимость Украины. Это был удар по Советскому Союзу. На следующий день российское правительство заявило, что признает независимость Украины (Л. М. Млечин).

Занятие 3. Новое мышление во внешней политике.

Работа с документами.

По документам 29,30 определите направление внешней политики М.С. Горбачева в начале 90-х гг. Чем он руководствовался при выборе этого направления?

Документ 29

Из воспоминаний посла СССР в Великобритании Л. М. Замятина

...В подходах к такому ключевому вопросу, как объ­единение Германии, Горбачев, на мой взгляд, явно ото­шел от первоначальных позиций сохранения двух Герма­ний (для чего, кстати, были основания на первом этапе переговоров). Отошел он и от позиции невхождения объ­единенной Германии в блок НАТО. Даже при условии, что Варшавский договор сохранить не удалось, от амери­канцев и от французов во время переговоров исходили со­ображения, которые давали возможность закрепить за Германией в НАТО «особый статус» — более аморфные связи с этим блоком, скажем, такие, как у Франции, ко­торая, как известно, связана с блоком политически, но не входит в военную структуру НАТО. Все это, вместе взя­тое, и давало основание сказать: проблема объединения Германии была решена поспешно — и далеко не так, как в Москве первоначально намеревались и могли ее решить. Была подведена черта под второй мировой войной, но на­рушен Хельсинкский акт о нерушимости послевоенных границ...

Правительство ФРГ выторговало весьма благоприят­ные условия для Германии при разработке и последую­щем уточнении основных положений Московского догово­ра 1990 года. Спустя три года министр финансов ФРГ Т. Вайгель, выступая в бундестаге, вспоминал, как деше­во, в финансовом смысле, обошлось немцам единство. «Франц Йозеф Штраус, говорил Вайгель, в своей книге «Проект для Европы» раздумывал в 1966 году о том, со­гласился бы тогдашний Советский Союз предоставить со­ветской зоне в Германии хотя бы австрийский статус за цену от 100 до 120 миллиардов марок — по сегодняшне­му исчислению это было бы более 300 миллиардов марок. Безусловно, Конрад Аденауэр, Теодор Хейс или Курт Шумахер также были бы готовы принести такую или еще большую жертву. По договору с Советским Союзом 1990 года мы истратили 15 миллиардов марок и добились того, что через пять десятилетий после того, как первый советский солдат вступил на немецкую землю, последний русский солдат немецкую землю покинет. Всего за 15 миллиардов марок, дамы и господа, мы достигли это­го результата. Это, думаю я, говорил Т. Вайгель, являет­ся огромным преимуществом и выгодой, которые следует оценить по достоинству...» Что верно, то верно: немецкой стороне и впрямь задешево досталось то, за что она была готова платить в десятки раз больше.

...Горбачев, несомненно, незаурядный политик, нача­тый при нем крутой поворот, первоначально получивший название «перестройка», вошел в историю. Но более чем очевидно, что такой поворот — может быть, несколько позднее — произошел бы и без Горбачева — необходи­мость глубоких, кардинальных перемен в жизни страны, ее внутренней и внешней политике была во второй поло­вине 80-х годов очевидна практически всем. Что же каса­ется Горбачева, то его сильные стороны как политика в значительной мере обесценились (по крайней мере — во внешнеполитической деятельности) его крайней амбици­озностью, стремлением любой ценой добиться популярнос­ти на Западе (даже если таковая требовала таких уступок и компромиссов, которые шли в ущерб стране), его непо­следовательностью, неумением подобрать и сохранять вы­сокопрофессиональную, преданную делу «команду» (ту са­мую, о которой говорила ему М. Тэтчер). Постоянные ша­рахания от одной крайности к другой, непредсказуемые зигзаги не только в тактике, но нередко и в стратегии приводили политиков к выводу, что его «коэффициент на­дежности» невысок: его программы и обещания то и де­ло повисают в воздухе. Он хорошо владеет ораторскими приемами (что важно для политика), но его речи были многословны. В них часто нельзя было отследить саму идею, ее содержание. И делалось это порой умышленно.

Небывалая популярность Горбачева на Западе оплаче­на дорогой ценой, да и связана она во многом с тем, что очень уж выгоден был для него тот «фон», на котором он начал действовать после долгих лет стагнации и застоя. Впрочем, сегодня, когда эйфория первых лет перестройки отошла в прошлое, многие и в бывшем СССР, и там, на Западе, оценивают роль Горбачева в переменах, проис­шедших и происходящих в мире, куда более трезво, чем прежде. А вот роль тех западных политиков (и прежде всего — Тэтчер), которые, добиваясь победы в «холодной войне», первыми сделали «ставку на Горбачева», оцени­вается, напротив, все более высоко...

За годы перестройки ряды тех, кто на первых порах тянулся к Горбачеву, активно и искренне поддерживал провозглашенный им курс на серьезные позитивные пере­мены и реформы в стране, заметно поредели. К своему по­литическому финалу первый и последний президент СССР пришел в окружении множества малоавторитетных, а по­рой и неизвестных в стране людей, откровенных полити­ческих перевертышей. Они же, почувствовав, что «хозя­ин» теряет власть, первыми его и заложили. И выдвинул этих людей не кто иной, как сам Горбачев.

Теперь, годы спустя, народы великой державы пожи­нают горечь и тяжесть утрат в расколовшейся стране. Но Россия воспрянет, страна и ее народ будут жить достой­но. В годы Великой Отечественной войны мы говорили: велика Россия, а отступать некуда! С этими словами мы выстояли и победили. Убежден, что эти слова должны вдохновлять нас и сейчас.

Замятин Л.М. Горби и Мэгги. — М., 1997. — С. 110—111, 144—145, 182— 183.

Документ 30