Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История создания вакцин.doc
Скачиваний:
8
Добавлен:
07.07.2019
Размер:
261.63 Кб
Скачать

5. Вакцино-профилактика

Хотя первые вакцины от оспы были разработаны еще в 1796 г., вакцинация больших групп людей вплоть до начала XX века носила случайный характер. Золотой век вакцин наступил только после окончания Второй мировой войны, когда за относительно короткий период было разработано несколько новых препаратов. Их успех в профилактике таких заболеваний, как полиомиелит и корь, стал революционным, и вскоре последовали масштабные программы вакцинации. В 1967 г. ВОЗ возглавила массовую программу иммунизации от оспы. В результате в конце XX века, спустя 200 лет после первого эксперимента Дженнера, вакцины стали настолько распространенными, что большинство детей стали получать прививки в течение первого года жизни.

Вакцино-профилактика по праву считается одним из крупнейших достижений биологии. Характерная черта развития биологии на современном этапе — стремительное преодоление расстояния, отделяющего фундаментальные открытия от их практического применения.

Благодаря этому в последние годы достигнуты большие успехи в области вакцино-профилактики многих опасных вирусных заболеваний. С помощью глобальной вакцино-профилактики во всем мире искоренена натуральная оспа человека (1979 г.) существует эффективный контроль ряда опасных вирусных заболеваний людей (полиомиелит, корь, грипп, бешенство, гепатиты и др.) и животных (ящур, чума свиней, чума жвачных и плотоядных, болезнь Марека, ньюкаслская болезнь и др.).

Успехи в области изучения функциональной роли вирусных структур открывают принципиально новые возможности для создания и усовершенствования вакцин. Установлено, что иммунный ответ при вирусных инфекциях направлен не на вирус как таковой, и даже не на вирусный белок, а лишь на небольшое количество антигенных детерминант, представляющих не всю белковую молекулу, а только отдельные участки. С учетом этого разрабатываются вакцины из вирусных компонентов, получаемых путем расщепления вирусных частиц или выделением из инфицированных вирусом клеток, либо генно-инженерными методами.

Достигнутый уровень разработки эффективных препаратов не снимет проблемы их совершенствования и создания вирусных вакцин нового поколения на основе достижений биотехнологии.

6. Другой взгляд

Однако противники прививок существовали тогда и существуют сейчас, ведь до сих пор нельзя со сто процентной гарантией заявить, что вакцинация защитит вас от болезни или не причинит хотя бы вреда. Посему существует и другой взгляд на историю…

6.1. Благодетель или проходимец?

Дженнер — человек, вся жизнь которого была пропитана самой откровенной и при этом примитивной ложью. Выдав наблюдения племянника за свои собственные и используя личные связи, в 1787 г. он получил вожделенный титул F.R.S. (Fellow of the Royal Society — член Королевского общества). Неважно, что кое-какие наблюдения юного племянника над жизнью кукушек оказались плодом чистой и незатейливой детской выдумки, и Дженнеру пришлось срочно отзывать уже поданные "научные наблюдения" из Королевского общества и срочно их переделывать. Могут ли такие мелочи остановить настоящего ученого?

Докторский титул Дженнера был отнюдь не результатом многолетнего изучения медицины и последующего сложнейшего экзамена, как было принято в те времена. Он был приобретён в 1792 г. в шотландском университете Сент-Эндрюс за 15 гиней и два рекомендательных письма от друзей-врачей. На самом деле Дженнер был всего лишь малообразованным хирургом и аптекарем, никогда не изучавшим медицину в рамках академического учреждения.

Дженнер имел своего прививочного предшественника, английского фермера Бенджамина Джасти (ок. 1736–1816), который за 22 года до "первооткрывателя" привил швейной иглой коровью оспу жене (отчего та чуть не умерла) и детям. Это было известно и Дженнеру, и его современникам. Дженнеровская работа "Исследование причин и действия Variolae Vaccinae, болезни, обнаруженной в некоторых западных графствах Англии, в частности, Глостершире, и известной как коровья оспа", в которой он пытался доказать пользу коровьей оспы для защиты от оспы натуральной, была ему возвращена даже из преступно благоволившего к нему Королевского общества, как не имеющая решительно никаких научных оснований — и это по более чем скромным критериям научности конца 18-го века!

Дженнер прекрасно знал и в 1802 г., когда выпрашивал деньги у английского парламента за свое "открытие", и в 1807 г., когда получал дополнительную награду от него же, что коровья оспа, даже если верить в то, что она на какое-то время и защищает от оспы натуральной, пожизненного иммунитета к ней не даёт. К 1807 г. уже было немало публикаций о том, что ничто не мешает натуральной оспе поражать привитых так же успешно, как и непривитых, не говоря уже о разносортных болезнях после прививки. Можно отметить книги д-ров Мозли (1804), Роули (1805, третье изд. в 1806) и Сквиррела (1805), а также хирурга Голдсона (1804), в которых они на многочисленных примерах показывали полную бесполезность и одновременную опасность прививок коровьей оспы.

Если бы только люди, хоть когда-нибудь научились руководствоваться не эмоциями, а здравым смыслом и опытом — скольких несчастий смогло бы избежать человечество! Но в итоге, на волне, ни на чем не основанного энтузиазма, английские законодатели дали Дженнеру 30 тыс. фунтов стерлингов — несколько миллионов в пересчете на сегодняшний день — за открытие средства, обеспечивающего пожизненную невосприимчивость к натуральной оспе. Позднее, еще при жизни Дженнера, было объявлено, что прививка коровьей оспы недостаточна для постоянной защиты, и ее необходимо многократно повторять, и при этом без гарантии, что эта защита в итоге состоится. Как думают посетители сайта, вернул ли Дженнер хотя бы пенни из той фантастической суммы, которую ему дал парламент? Догадайтесь...

Показательна оценка крупнейшего английского эпидемиолога и историка медицины проф. Чарльза Крейтона, создателя капитальной "Истории эпидемий в Британии", охарактеризовавшего Дженнера как человека пустого и тщеславного, хитрого и алчного, больше напыщенного и хвастливого, чем имеющего какие-либо прочные знания, неразборчивого в средствах, и никогда не говорящего честно и прямо, когда можно быть туманным и скрытным.