Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
основы журналистики.doc
Скачиваний:
68
Добавлен:
02.05.2019
Размер:
425.98 Кб
Скачать

Функции цензуры

Во всех определениях цензуры присутствуют два ключевых понятия: «контроль» и «ограничение». Действительно самой важной и первостепенной функцией цензуры для ее создателей является контролирующая или ограничительная. В зависимости от мировоззрения, целей и задач личности или группы лиц, в чьих руках находится цензура, она будет ограничивать либо доступ к информации, либо возможность ее распространения, либо и то и другое. При этом контролирующая функция цензуры чаще всего работает против СМИ, ограничивая и ущемляя их права.

Такой вид цензуры, как самоцензура, конечно, тоже ограничивает журналиста. Вопрос только в чем? Самоцензура — это самоконтроль, самоограничение, это помощник в осуществлении выбора; это советчик, который редко ошибается; внутренний цензор, нормы которого безоговорочно принимаются. Такая цензура помогает сделать правильный выбор, ограничить себя, при этом журналист не чувствует над собой насилия. В данном случае проявляется другая функция цензуры — селекционная (отборочная, фильтрующая, организаторская).

Этапы развития цензуры

В России цензура зародилась в XVI веке как духовная, с 1721 года ее осуществлял Синод. Так, в регламенте Духовной Коллегии от 25 января 1721 года встречаются неоднократные указания, касающиеся печати, в частности, попытка ограждения чести и достоинства отдельных лиц.

20 марта 1721 года выходит указ «О непродаже листов разных изображений, служебников и канонов, изданных без доз­воления Синода, и об отбирании оных в церковный приказ». Все «нелегальные» издания были конфискованы, производители были оштрафованы.

Светская цензура началась при Петре I и продолжалась небольшим перерывом до октября 1905 года.

В 1720 году наблюдение за печатью осуществляла Духовная Коллегия, в 1771 году – Академии Наук, затем — «Главная Полицмейстерская Канцелярия».

Согласно указу Святейшего Синода от 18 октября 1748 года из книг должны были выниматься и отсылаться в типографии только листы, которые надлежало исправить.

15 января 1783 года был издан общий указ о «вольных» типографиях, который разрешал открывать типографии без согласований с представителями власти.

В 1796 году были закрыты все частные типографии. Также указом 1796 года для контроля над изданием и ввозом в Россию книг учреждены цензурные комитеты в Петербурге, Москве и других городах. 16 сентября 1796 года Екатерины II постановила: 1) уч­редить из одного светского лица и двух духовных цензуру в обеих столицах, в Риге, Одессе и при Радзивилловской таможне; 2) ча­стные типографии упразднить, за исключением некоторых особо привилегированных, 3) ни одна книга не может быть издана без предварительного рассмотрения цензурой и удостоверения, что в ней ничего не противоречит Закону Божию, государственным правилам и благо­нравию; 4) цензоры заграничных книг должны подвергать сожжению те из них, которые противоречат Закону Божию, верховной власти или развращают нравы».

Во время царствования Павла I возникла новая цензурная инстанция — Совет Его Императорского Величества, который согласно указу 4 июля 1797 года контролировал издание сомнительных книг и занимался ликвидацией недозволенной литературы.

31 марта 1801 года Александр I отменил указ своего отца. Указ от 9 февраля 1802 разрешал ввоз иностранной литературы, типографиям возвращен статус экономических, а не политических, предприятий, поэтому они могли открываться всеми желающими во всех города Российской империи. Единственным условием являлось предупреждение об открытии типографии городской управы благочиния.

Характерная черта печати XIX века заключается в том, что порядок осуществления цензуры определялся специальными уставами. Согласно первому цензурному уставу, изданному 9 июля 1804 года, надзор за печатью осуществляло Главное правление училищ при министерстве народного просвещения. Согласно уставу, запрещению подлежали сочинения, «противные православной религии и самодержавному строю».

Второй устав был принят 15 июня 1826 году, современники прозвали его «чугунным». Автором этого документа был министр народного просвещения адмирал Шишков. Большой объем устава (230 статей) объяснялся введением массы мелочных ограничений, которые давали цензору право запретить любое сочинение. Цензура функционировала в трех областях: 1) наука и воспитание юношества; 2) нравы и внутренняя безопасность; 3) общественное мнение, его направленность в соответствии с политическими обстоятельствами и видами прави­тельства. Последнему пункту уделялось особе внимание, под самым жестким контролем оказались СМИ, так как именно в их задачу входит формирование общественного мнения.

22 апреля 1828 года был утвержден новый устав о цензуре, его автором стал князь Ливен. В основе этого документа лежала «свобода молчания»: цензура не определяла направление развития словесности и общего мнения, а только запрещала тиражирование и продажу произведений словесности, наук и искусств, которые бросали тень на основы веры, Престола, добрых нравов и личной чести граждан. Цензура превращается в таможню, которая не допускает вниманию общества «брак» в литературе и журналистике. Для выпуска любого нового периодического издания требовалось разрешение императора Николая I.

2 апреля 1848 года по распоряжению императора Николая I был учрежден негласный комитет, который рассматривал уже вышедшие издания и докладывал обо всём, что противоречило официальной позиции правительства.

10 марта 1862 года издается указ Сенату (наблюде­ние за исполнением цензурных правил поручено мини­стру внутренних дел). Указания цензурным комитетам: 1) цензура не должна быть слабой, иначе наши периодические издания переполнятся статьями, в которых систематически осуждается все, что делает правительство, и цель которых – возбуждение общественного недовольства; 2) цензор, который будет несколько раз замечен в упущениях, будет уволен.

6 апреля 1865 года печать освобождена от предварительной цензуры, желающие издавать газеты и журналы должны были вносить залог в размере 2,5 — 5 тыс. руб.

Законом 17 октября 1866 года редакциям и сотрудникам газет и журналов, подвергнутых, вслед­ствие троекратного предостережения, временной приостановке, запрещалось в это время издавать от своего имени выпускать другое издание

Согласно закону от 14 июня 1868 года министр внутренних дел А.Е. Тимашев мог запрещать на время розничную продажу провинившихся периодических изданий.

Поло­жениями Комитета министров 1882 и 1883 годов лицам, состоящим на государственной службе, воспрещалось принимать участие в по­временных изданиях. Большое значение эти положения имели для провинциальной прессы, так как многие из них принимали активное участие в создании газет в качестве учредителей, «спонсоров» и даже журналистов.

Положение Комитета министров от 28 марта 1897 года поставило в зависимость от разрешения министра внутренних дел переход периодических изданий от од­ного издателя к другому.

Закон от 4 июня 1901 года о предельных сроках действия предостережений. На основании этого правого документа, первое предостережение, при отсутствии других, сохра­няет силу в течение года. Если в течение этого времени издание получает второе предостережение, то действие их сохраняется два года, по истечении которых, при отсутствии третьего предос­тережения, оно освобождается от всех полученных предостереже­ний.

В 8 мая 1903 года специальным указом вместо произвола губернаторов были введены должности отдельных цензоров в таких крупных городах, как Владивосток, Екатеринослав, Нижний Новгород, Ростов-на-Дон, Саратов, Томск и Харьков.

14 декабря 1904 года вышел Вы­сочайшего указа Сенату об ослаблении контроля за печатью.

Реакцией царского правительства на революцию стали манифест 17 октября 1905 года и «Временные правила» от 24 ноября 1905 года. Власть попыталась остановить начавшийся процесс освобож­дения журналистики от цензуры. 17 октября 1905 года был обнародо­ван Высочайший манифест, по которому населению «даровались незыблемые свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний, союзов».

26 апреля 1906 года отменена предварительная цензура и восстановлена ответственность авторов и издателей перед судом.

27 апреля 1917 года вышло постановление Временного правительства «О печати». Это был первый в истории России закон, провозгласивший свободный выпуск и распространение печатного органа любой партии, а также отмену цензуры: «Печать и торговля произведениями печати свободны. Применение к ним административных взысканий не допускается».

26 июля 1917 года специальным указом о военной цензуре вводится предварительная цензура подготовленных к печати материалов (особое внимание уделялось освещению боевых действий).

7 ноября 1917 года издается «Декрет о печати». Особое внимание уделяется тому, что закрытию подлежат лишь органы прессы: 1) призывающие к открытому сопротивлению или неповиновению рабочему и крестьянскому правительству. 2) сеющие смуту путем явно клеветнического извращения фактов. 3) призывающие к деяниям явно преступного, то есть, уголовно-наказуемого характера.

Декрет Совета Народных комиссаров от 20 ноября 1917 года ввел государственную монополии на объявления.

28 января 1918 года был подписан «Декрет о революционном трибунале». Теперь революционный трибунал мог подвергнуть наказанию за проступки путем использования печати практически любое издание. Несмотря на то, что трибунал печати состоял из трех лиц, избираемых на срок не более трех месяцев Советом Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов, в экстренном случае решение мог принять один из членов Следственной комиссии. При этом на решение, вместо положенных 48 часов, отводилось всего 12.

Декрет о государственном издательстве от 20 мая 1919 года стал началом формирования института советской цензуры.

6 июня 1922 года функции Госиздата «Положением о Главном управлении по делам литературы и издательства» передаются Главлиту. В обязанности Главлита входит не только осуществление предварительной цензуры, но и выдача разрешений на выпуск периодических и непериодических изданий. Главлит находится в ведении Народного комиссариата просвещения. На местах он создает свои органы при губернских отделах народного образования.

В положении о Главлите точно указаны случаи (всего их пять), в которых можно запретить издание: а) агитация против Советской власти, б) разглашение военных тайн республики, в) возбуждение общественного мнения путем сообщения ложных сведений, г) возбуждение националистического и религиозного фанатизма, д) сочинения, носящие порнографический характер.

Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 «О средствах массовой информации» отменил цензуру и провозгласил свободу печати (статья 3).

Профессиональная журналистская этика: принципы и функции

Журналистская этика – это особая область профессиональной этики. Этика — наука, изучающая и формулирующая теоретические основы и практические требования морали как области профессионального сознания, отражающего и регулирующего нравы в практическом поведении людей. Суть моральной этики является – научное обеспечение морально безупречного выполнения профессионалами своей роли в соответствии с общепринятыми в обществе этическими принципами.

Профессиональная этика журналиста – это юридически не фиксируемые, но принятые в журналистской среде и поддерживаемые силой общественного мнения, профессионально-творческими организациями моральные предписания – принципы, нормы и правила нравственного поведения журналиста.

В профессиональной этике складывается некий свод принципов, норм и правил достойного поведения и запретов. Соблюдение этих норм блюдется как «изнутри», так и «извне». «Изнутри» — это совесть журналиста, которая заставляет его переживать стыд, унижение, самоосуждение, или вызывает гордость, удовлетворение. «Извне» действуют журналистские организации и их временные или постоянные «суды чести». Существует и общественный контроль за соблюдением журналистскими этических принципов.

В России существует Союз журналистов, и каждый вступающий в него обязуется соблюдать «Кодекс профессиональной этики российского журналиста». Этические кодексы формулируют общие принципы нравственного поведения журналиста. «Писанных» кодексов немало и в каждой стране их может быть несколько. Так, в США действуют «Каноны журналистикики», принятые в 1923 г. Американским обществом газетных редакторов, «Кодекс этики», принятый в 1929 г. Национальной ассоциацией владельцев радио- и телевизионных станций, дополненный потом «Кодексом радио» и «Кодексом ТВ» и другие этические документы, действующие в соответствующих сферах.

В 1980-1983 гг. представители международных и региональных журналистских организаций определили «Международные принципы профессиональной журналистской этики». В нашей стране первый кодекс профессиональной этики был принят Союзом журналистов в 1989 г. В его основе принципы ответственности, правдивости, объективности, добросовестности, честности, уважения чести и достоинства личности, уважения общечеловеческих ценностей, профессиональной солидарности и др. В 1994 г. был разработан Кодекс профессиональной этики российского журналиста.

Общие этические принципы находят конкретное воплощение и становятся правилами и запретами в тех ситуациях, которые обычны для практической деятельности в журналистике: журналист–аудитория, журналист–источник информации, журналист– персонаж его произведения (герой), журналист–автор, журналист – коллеги по профессии.

Журналист – аудитория: это нравственная обязанность, ясно представляя себе «свою» аудиторию, выполнять свой долг перед ней по полному и более эффективному удовлетворению ее потребностей и интересов в сфере информации. Памятуя, что журналист творит для целевой аудитории, каждый раз важно решать этические вопросы: нужно ли это произведение ау; не впустую ли занимает он ее время и удовлетворяет ли ее действительные нужды; способно ли произведение заинтересовать ау; не отложит ли читатель номер; не выключит ли зритель телевизор? При этом журналист, ощущает свою нравственную ответственность перед аудиторией, постоянно решает для себя вопросы: правильно ли будет воспринята информация аудиторией, адекватно ли будут поняты факты и суждения и т.д. Для журналиста исключена позиция наставника, равно как и роль «вульгарного писателя», сюсюкающего и заигрывающего с аудиторией. Одним словом – этическая норма в сфере взаимоотношения «журналист – аудитория» — «добросовестность» как фактов (полнота, правдивость, доступность), так и мнений.

Журналист – источник информации: регламентирующие формы получения и использования сведений и материалов, которыми располагает частное или официальное лицо. Контакты журналиста с источником информации. Могут носить «открытый» (журналист предстает перед источником информации как официальный сотрудник СМИ) или «скрытый» характер (журналист меняет профессию, выступает в роли наблюдателя, скрытое наблюдение). Журналист должен быть осторожным при вычленении из всего объема сведений тех, которые войдут в публикацию, при монтаже фото и кинокадров, видео и аудиопленки, чтобы не исказить смысла и характера полученных сведений и не вызвать этим обвинений со стороны информанта. Крайним нарушением этических норм является сознательное «выдергивание» фрагментов и сознательно извращающий истину монтаж высказываний и кадров. Журналист не имеет морального права публиковать полученные от другого лица сведения, выдавая их за свои.

Журналист – персонаж: при подготовке очерков, фельетонов, интервью. Недопустимо ироническое обыгрывание имен, фамилий, облика. Нельзя писать о родственниках, близких людях. Имея дело с реальным человеком, журналист обязан тщательно взвесить, что и как сообщить о своем герое, чтобы не нарушить известное правило «Не навреди!». Если какие-то трудные с точки этики эпизоды, факты, черты, детали журналист считает нужным ввести в произведение, ему приходиться решать вопрос об их частичном или полном «раздокументировании», т.е. следует ли изменять названия, даты, имена и т.д.

Журналист – автор: выступая как редактор и критик произведения коллег, надо согласовывать даже незначительные поправки, грамотно отвечать на письма. Работая над «чужим» текстом, журналист берет на себя ответственность помогать автору, консультировать его, совершенствовать его творческую лабораторию.

Журналист – редакционный коллектив: сохранение редакционной профессиональной тайны, выполнение того, что необходимо для функционирования редакции, не выступать без согласования в других СМИ даже под псевдонимом.

Журналист – коллеги: совместное решение проблем в коллективе конкретного СМИ, чувство солидарности и взаимопомощи не только в рамках какой-либо одной редакции, они присуще всему кругу коллег-журналистов, если речь идет о профессиональных проблемах.

Правила поведения журналиста определяются едва ли не для каждого конкретного случая. Это важно, что бы журналисты могли отличать нормы этики от юридических норм и понимать, что этичность их поведения определяется на основе общих принципов ситуативно, журналист должен обладать, зная принципы этики, высокоразвитым моральным сознанием и опытом нравственного поведения.