Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
история Паралимпийских игр.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
02.05.2019
Размер:
1.49 Mб
Скачать

Международные чемпионаты по баскетболу на колясках

1973 Год, победоносная команда Великобритании. Терри Уиллет – номер 11, Сирил Томас – номер 10.

Фото: Терри Уиллет

Первый неофициальный чемпионат Международной федерации баскетбола на инвалидных колясках (IWBF), который стали называть Золотым кубком, прошел в Брюгге в 1973 году. В финале встретились команды Голландии и Великобритании, Терри Уиллет был капитаном победоносной британской команды. В начале 1970-х годов команда Великобритании была лидером в этом виде спорта и на Играх Содружества в 1970 году в крайне напряженном матче победила команду Австралии.

«С австралийцами было очень трудно соревноваться. Некоторые игроки этой команды по–прежнему использовали четырехколесные «рабочие» коляски старого образца, у которых спереди было два больших колеса, а сзади – два маленьких. Может быть, они были устаревшими и казались неповоротливыми, но эти австралийские ребята с легкостью разгоняли их, и вообще их коляски были более маневременными, чем наши фирмы «Эверест энд Дженнингс» (Everest&Jennings). В их команде был один игрок постарше, Матер Браун, который выполнял функции «вышибалы». Он был неплохим парнем, но в игре он словно зверел. Он приближался к игроку другой команды и намеренно разгонялся в направлении его коляски. Он делал это так быстро, что если тот не успевал убрать руки с приводных ободьев, он мог лишиться кистей. Подобная манера игры использовалась на первых порах, пока не были установлены соответствующие правила. Тогда, если кто-либо пытался обвинить игрока, он утверждал, что это была случайность. Звездой нашей команды в том матче был Сирил Томас, который играл в клубе «Пойнт». Он был моим хорошим другом, тоже бывшим шахтером. У него было богатырское телосложение: рост два метра и кулаки размером с пудовую гирю. И тот самый Матер все время пытался столкнуться с Сирилом, пару раз во время матча он чуть не раздробил ему руку, и тогда Сирил подъехал к нему и громко пригрозил: «Еще раз так сделаешь, я тебе врежу!» И что бы вы думали? Через пять минут Матэр Браун опять с ним столкнулся. На этот раз Сирил приблизился к нему и одним ударом, который пришелся прямо в нос, отправил его в нокаут. Сирила удалили, и он покинул площадку с улыбкой на лице. Браун тоже выбыл из игры, а мы продолжили играть, одержали победу и завоевали «золото». Это была одна из самых трудных игр в моей жизни». Терри, игрок сборной Великобритании

Команды Англии и Голландии в начале розыгрыша Золотого кубка в 1973 г.

Фото: Терри Уиллет

Посмотрите на каких креслах мы играли! Спинки очень низкие, и нет боковой защиты. На фотографии видно, что я сижу на толстой подушке, а под ногами у меня специальные блоки, которые как бы увеличивают мой рост, и с их помощью я могу доставать немного выше. Опору для ног нельзя было поднять выше, расстояние от нее до пола было быть 10 см, поэтому приходилось пользоваться блоками для ног и подушками. Терри, член сборной Великобритании

 

Международные игры в Сток–Мандевиле

Олимпийские игры проводились каждые четыре года, однако в неолимпийские годы Сток-Мандевиль продолжал проводить Международные игры. В 1970-е гг. спортивные объекты в Сток-Мандевиле росли вместе со статусом Игр, которые стали соревнованиями международного уровня. В 1969 году был открыт Дворец спорта, после чего в 1970-е годы построили крытый боулинг-центр и Олимпийскую деревню.

Несмотря на все это, Сток-Мандевильские игры, по сравнению с современными Паралимпийскими играми, продолжали оставаться своего рода «домашними» соревнованиями местного уровня, а для их обслуживания все еще задействовали персонал госпиталя. Сэр Людвиг Гуттман ждал помощи от всех сотрудников. «Вы не вызывались для этого добровольно – вас вызвали». Но в то же время эта работа рассматривалось как привилегия, и физиотерапевты сменяли друг друга по списку. На Играх 1972 года женщина-физиотерапевт Эбба помогала проводить соревнования по стрельбе из лука: она подсчитывала очки и собирала стрелы. К тому времени она уже знала, как привязать лук к одной руке и крюк – к другой, как зафиксировать руку или закрепить в кресле участников, которые страдали параличом всех четырех конечностей и не могли держать равновесие. «По мере роста профессионального уровня Игр мы стали получать жалобы о том, что мы недостаточно профессиональны». Однажды Эббу попросили помочь вести счет на соревнованиях по толканию ядра, и она не совсем справлялась со своими обязанностями.

Фехтование на шпагах ,Сток–Мандевиль, 1970–е гг.

Фото: Wheelpower

«Изначально кто-то держал кресло сзади, чтобы оно не сдвигалось с места, позже кресло стали фиксировать с помощью зажимов. Вероятно, эта фотография сделана на одном из международных соревнований, возможно, середины 70-х годов. Дело происходит в шатре в Стоке, я узнаю на фото Джона Кларка и Рона Паркина, который ведет счет на заднем плане… На самом деле, когда спортсмена держал сильный человек, это было удобнее зажимов. Приходилось долго ждать, пока тебя зафиксируют, и когда все было готово, ты просто «перегорал». Фехтование – это очень нервный вид спорта: нужно сразу идти вперед и браться за дело, а не ждать, пока закрепят зажимы». Салли, спортсменка

Физиотерапевты также привлекались для помощи при классификации спортсменов, так как они лучше других знали степень травмы каждого пациента. Класс, в котором соревновался спортсмен, определялся степенью поражения. Позже стали учитывать и другие факторы. С ростом конкуренции среди спортсменов на Играх важным преимуществом стало выступать в более низкой классификации. Иногда некоторые спортсмены вели себя нечестно, притворяясь, что степень их поражения более серьезная. Например, они притворялись, что не могут держать равновесие, а участвующие в гонках на колясках заявляли, что у них нет брюшных мышц, а пловцы скрывали наличие рефлексов в ногах. Сегодня физиотерапевты больше не проводят классификацию на Играх. Для этого требуется специальная подготовка, и эту работу все чаще выполняют врачи или спортивные тренеры. Это еще один пример продолжающегося процесса выхода паралимпийского движения на профессиональный уровень.

Принц Чарльз, сэр Людвиг Гуттман и Джэк Сазерленд, крытый боулинг–центр, Международные игры 1973 г. Принц Чарльз любил поболеть за спортсменов и каждый год лично открывал Игры в Сток-Мандевиле.

Фото: Р. Кинг