Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
A_Natural_History_of_Homosexuality.doc
Скачиваний:
14
Добавлен:
28.04.2019
Размер:
1.81 Mб
Скачать

Часть IV.

Сексуальная политика

До сих пор в этой книге мы рассматривали «внутреннюю» исто­рию сексуальности. Мы всматривались в мозг, хромосомы, вглубь человеческой личности, опыта и чувств. Но как бы это ни было поучительно и интересно, мы не можем упустить огромное коли­чество информации, необходимой нам для понимания гомосексу­альности — то, что может быть названо «внешним» планом. Я немного коснулся этого вопроса в главе о психологическом развитии, когда рассказывал о внутреннем конфликте, пережива­емом человеком в процесс формирования идентичности, причи­ной которого является стигматизация гомосексуальности, суще­ствующая в нашем обществе. Если мы стремимся к полному пониманию гомосексуальности, мы должны знать все о подоб­ных «внешних» факторах. То, как общество относится к гомо­сексуальности, во многом определяет, какой будет жизнь гомо­сексуалистов в этом обществе.

В значительной мере предубеждение против гомосексуа­листов объясняется враждебностью, которую люди часто ис­пытывают к тем, кто не похож на других. Чувство угрозы со стороны неизвестного, по-видимому, глубоко укоренено в чело­веческой натуре. Представители религиозных и этнических меньшинств, как кажется, везде и всегда испытывают недове­рие и враждебность со стороны большинства из-за того, что они выглядят, говорят, одеваются или молятся иначе. Следова­тельно, недоверие и враждебность в отношении тех, кто отлича­ется от других своей сексуальностью, не является чем-то не­ожиданным.

Антигомосексуальные настроения также порождаются той угрозой, которую гомосексуалисты представляют для господ-

Сексуальная политика 261

ствующей во многих современных обществах структуры взаи­моотношений полов. Это уже являлось предметом нашего рас­смотрения. Мы видели, что в культурах американских индей­цев, где женщины и мужчины исполняли равные по важности роли, гомосексуальные индивидуумы ценились за свои особые таланты. В милитаристских и иерархических обществах, по­добных ацтекскому, в которых доминировали мужчины, гомо­сексуальное поведение, наоборот, строго каралось. Мы живем в обществе, которое продолжает делать акцент на доминирова­нии, независимости, сдержанности мужчин, противопоставляе­мых покорности, зависимости и эмоциональности женщин. Геи и лесбиянки входят в противоречие с этими ролями, что многие находят неудобным и угрожающим.

Также существуют внутренние психологические факторы, которые влияют на формирование предубеждения у представи­телей большинства. Например, гомосексуальные мужчины, не считающие сексуально привлекательным то, что «должны» це­нить мужчины (то есть женщин), наносят, по определению пси­хологов, нарциссическую травму гетеросексуалам. Безразлич­ное отношение к женщинам как сексуальным объектам, прояв­ляемое гомосексуалистами, может привести в замешательство и в немалой степени оскорбить гетеросексуалов, которые бес­покоятся о своей сексуальной привлекательности. Приведем простой пример: если я вижу, что вам безразлично то, что для меня чрезвычайно важно, я буду раздражен. Лесбиянки пред­ставляют двойную угрозу для гетеросексуального мужского эго. Они не только проявляют безразличие к мужчинам и недо­ступны им, но, возможно, воспринимаются некоторыми мужчи­нами как прямые конкуренты в борьбе за женского партнера. Подобным образом можно объяснить и предубеждение про­тив гомосексуалистов у гетеросексуальных женщин.

Мы могли бы гораздо дольше обсуждать культурные и психологические факторы, лежащие в основе существующих предубеждений, но это увело бы нас в сторону от разговора о гомосексуальности. Вместо этого я бы хотел рассмотреть ди­намику существующей в обществе гомофобии с точки зрения ее влияния на людей гомосексуальной ориентации, применяемые

262

Сексуальная политика

От инквизиции к холокосту

263

методы формирования подобных общественных настроений и управления ими, то есть рассмотреть механизмы сексуаль­ной политики.

В следующей главе я обращусь к тем эпизодам истории, когда предубеждение против гомосексуальности было исполь­зовано в политических целях. Как мы увидим, это может быть мощным орудием завоевания политического влияния. В при­водимых мною случаях ложная информация о гомосексуально­сти использовалась в целях преследования людей для получе­ния финансовой выгоды, из личной мести или в погоне за вла­стью. Такие примеры, как разрушение ордена тамплиеров, процессы над Оскаром Уайльдом и Филиппом Эйленбургом и преследование гомосексуалистов нацистами в период холоко-ста, показывают, насколько мощной силой является предубеж­дение в отношении сторонников однополой любви и как легко этим могут воспользоваться беспринципные люди.

Чаще всего, конечно, действие сил предубеждения прояв­ляется в притеснении и дискриминации стигматизированной группы. Иногда механизмы подавления применяются открыто и жестоко. В 1994 году организация «Международная амни­стия» опубликовала отчет о многочисленных случаях лишения свободы, пыток и убийств гомосексуалистов, в частности о по­битии камнями тридцативосьмилетнего мужчины, осужденного за гомосексуализм, в Иране (Breaking the Silence: Human Rights Violations Based on Sexual Orientation). В некоторых случаях, однако, механизмы подавления являются гораздо более утон­ченными, даже скрытыми. Я наблюдал такую тактику в 1994 году во время съезда Американской психиатрической ассоциации (АПА) в Филадельфии. Делегаты, прибывшие утром на науч­ное заседание, были встречены небольшим пикетом, состоящим примерно из двадцати человек, мужчин и женщин (среди них было, как я вспоминаю, и несколько детей). В руках у людей были плакаты с надписями вроде «Право быть нормальным» и «АПА, а не «ГейПА». Протестующие были паствой руко­водителей организации «бывших геев», прибывших на автобусе из другого города, чтобы сделать политическое заявление. АПА рассматривала резолюцию, согласно которой «репаративная

терапия».(форма психотерапии, претендующая на превращение гомосексуалистов в гетеросексуалов) должна считаться неэтич­ной. «Бывшие геи» протестовали против решения, которое ли­шало их «доступа к лечению». В главе 15 мы рассмотрим то, какие формы принимает сексуальная политика в нашем обще­стве, на примере двух организаций, которые, заявляя о том, что помогают гомосексуалистам, на самом деле подавляют и диск­редитируют их. Движения «бывших геев» и последователей «репаративной терапии» хотя и не относятся к числу самых радикальных проявлений преследования на основе сексуаль­ной ориентации, возможно, представляют даже большую опас­ность, поскольку для подтверждения своих безосновательных методов и подавления своих жертв призывают на помощь ав­торитет религии и науки.

И наконец, мы увидим, как люди гомосексуальной ориен­тации сами вышли на политическую арену, осознали своеобра­зие своего политического положения и мобилизовали свою политическую силу. Не желая больше оставаться жертвами «внешних» сил, они активно начали направлять эти силы на действие во благо себе.