Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Смирнов.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
25.04.2019
Размер:
370.69 Кб
Скачать

Лекция пятая Китай и Россия

Новые ветры дуют в Азии. Азиатский гигант, с которым Россия имеет огромную границу – Китай, после многих лет очевидной пассивности, начал заметную активизацию своей внешней политики. Эта активизация связана с колоссальным экономическим подъемом страны. Доля Китая в мировом экспорте за один только период 2000 – 2003 гг. увеличилась с 3,9% до 6%. В 2003 г. доля КНР в росте мирового экспорта составила 16%, уступая только Соединенным Штатам.

Прежнее отстояние от международных организаций и процессов претерпело явственное изменение. В действиях китайцев сегодня видна новая гибкость, китайская дипломатия демонстрирует новое умение, компетентность и софистичность. Предпосылкой этой активизации послужила нормализация отношений и разрешение территориальных споров с Россией, Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном, Вьетнамом, Лаосом, Индией. Китай получил лишь 50% оспариваемой территории, но он ныне, имея менее спорные за последние двести лет границы, ослабил давление по поводу спорных островов Сенкаку, Парасельские, Спратли, и обрел желаемую свободу действий.

После одиночества, характерного для периода Мао Цзэдуна и Дэн Сяопина, Пекин расширил сферу двусторонних отношений. Совершенно особое значение имеет заключенный в 2001 г. договор с Россией «О добрососедстве и дружеском сотрудничестве». Создана «шанхайская шестерка» – международная организация на пространстве Центральной Азии, в центре которой Россия и Китай. Две великие страны укрепляют двусторонние отношения.

Американское давление на Пекин уже не может быть прямолинейным. Китай принадлежит к странам Азии, которые держат примерно 1,7 трлн. долл. валютных запасов, что составляет 70% мировых запасов долларов за пределами США. Китай покупает сотни миллиардов долларов американских правительственных облигаций, что явственно смягчает дефицит текущего баланса США. Если китайцы ослабят эту поддержку доллара, то американские банки будут вынуждены резко увеличит процент под займы, что неизбежно ударит по строительному буму в США – главному «двигателю» внутреннего развития американской экономики с 2001 г. А Китай кровно заинтересован в развитии американской экономики, поскольку огромный поток китайских товаров может быть абсорбирован только благоденствующей экономикой Америки. По той же логике Китай поддерживает доллар, а не золото или евро.

Американские футурологи чаще всего дают Китаю до подъема на уровень сверхдержавы и соответствующего самоутверждения 20-30 лет. Тем неожиданнее было китайское самоутверждение весной 2001 г., когда самолет американской электронной разведки ЕР-3 был вынужден приземлиться на острове Хайнань. Это был новый и неожиданно для американцев жесткий Китай, потребовавший объяснений, почему американские самолеты постоянно патрулируют над китайским побережьем. С китайской точки зрения «Соединенные Штаты пользуются своим положением державы-гегемона, навязывают свою волю, стремясь предотвратить появление соперника». Речь президента Буша-младшего в Вест-Пойнте летом 2002 г. и доктрина «предваряющих ударов» лишь усилили напряженность китайцев.

Добрососедские отношения России и Китая не исключают появления в будущем реальных внешнеполитических угроз, связанных, прежде всего с ростом демографического, экономического и военного потенциала Китая на фоне слабеющей России.

  • Угроза №1. Вытеснение русского населения с Дальнего Востока и Сибири. Население всей Сибири – 26 млн. человек, в то время как одна лишь ближайшая (по Амуру) провинция Китая имеет население в 126 млн. человек, практически каждый из которых с великой охотой готов пересечь Амур на северную, русскую сторону. Уровень жизни в Китае, как мы видели выше, существенно ниже, чем в России. Это порождает стимулы для массовых миграций из Китая в Россию. Соответственно китайская колонизация Дальнего Востока и Сибири в XXI веке более чем реальная перспектива. Особенностью китайского населения при этом является исключительная историческая лояльность к прародине, так называемому Срединному царству. Китайцы хуацяо могут триста лет жить в Индонезии или сто пятьдесят в Соединенных Штатах, но процесс ассимиляции практически не действует на удалившихся на тысячи километров в новую среду китайцев. Их лояльность исключительна, они сохраняют верность не новой родине, а стране своих пращуров.

  • Угроза № 2. Отторжение Сибири и Дальнего Востока. Растущая китайская экономика все больше нуждается в энергоносителях, значительная часть мировых запасов которых расположена на территории Сибири и Дальнего Востока. Китаизация этих регионов в комплексе с усилением военно-политической мощи Китая создают благоприятные условия для отторжения этой части России. Описанные выше сценарий возможен, однако, в случае, если у Китая будут развязаны руки на Юге, где США противодействует попыткам Китая вернуть в свой состав остров Тайвань – территорию с проамериканским режимом, отделившуюся от Китая в 1949 году. Китай планирует решить эту задачу уже 2015 году, после чего у новой сверхдержавы могут появиться амбиции в отношении Сибири и Дальнего Востока.

  • Угроза № 3 . Раздел России на сферы влияния между США и Китаем. Усиление Китая наверняка будет вести к возрастанию геополитической конкуренции между США и Китаем за расширение сфер своего влияния в мире. Однако их экономическая взаимозависимость будет стимулировать две страны избегать открытого конфликта. В этом случае, вероятно, что США будет подталкивать Китай к удовлетворению своих геополитических амбиций за счет России, предлагая ему разделить нашу страну на сферы влияния. Подобная политика уже проводилась Западом в отношении СССР в 30-е годы ХХ века, когда Англия и Франция пытались «умиротворить» Гитлера, направив его агрессивные замыслы на Восток. Эта политика «умиротворения агрессора» может получить свое второе издание в ХХ I веке, если Китай начнет активные действия по развертыванию своей мощи за пределами Юго-Восточной Азии.

Глава шестая Исламский мир и Россия 

Примерно 1 млрд. 200 млн. человек в мире исповедуют ислам. Большая часть последователей Мухаммеда проживает в странах Азии. Свыше 300 млн. мусульман проживает в непосредственной близости от южных границ России в бывших республиках СССР и таких государствах, как Пакистан, Афганистан, Турция, Иран и др. В самой России мусульмане составляют свыше 13 млн. человек.

Начиная с 70-х годов ХХ века, в мире наблюдается подъем политического ислама. Ислам превращается в мощную политическую силу мирового масштаба. Всплеск ислама был стимулирован несколькими факторами: 1) арабо-израильский конфликт по поводу Палестины, в котором США заняли отчетливо произраильскую позицию; 2) успех исламской революции в Иране в 1979 году, которая создала привлекательный для многих сторонников ислама политический образец самостоятельного исламского государства, построенного на религиозных принципах; 3) вторжение советских войск в Афганистан и последовавшее через 10 лет поражение этого вторжения.

Исламский мир политически многолик. Не существует единого или доминирующего исламского государства. Существующие государства, где большую часть населения составляют мусульмане, отличаются друг от друга по типу политического устройства (они могут быть светскими или исламскими, монархиями или республиками, демократическими или авторитарными) и направлению своей внешнеполитической ориентации. Некоторые, как Саудовская Аравия, могут официально проводить проамериканский курс, другие, как Иран, могут относиться к числу явных противников США. Однако во всех или, по крайней мере, большинстве этих государств наблюдается подъем политических движений, которые в совокупности принято называть исламским фундаментализмом (исламизмом, исламским экстремизмом и т.п.). И хотя говорить о полном единстве этого движения видимо рано, контуры его политической программы вполне очевидны: это создание единой исламской религиозной сверхдержавы (халифата) и война с неверными (джихад).

Неверно было бы отождествлять исламизм и ислам. Ислам – это религия, проповедующая, как и все мировые религии, добро, справедливость, милосердие, благочестие. Исламизм представляет собой вариант международного радикального политического движения, использующего религиозные чувства мусульман для достижения своих политических целей.

Исламский фундаментализм бросает вызов современному мировому порядку и Западу, как мировому лидеру. Он обличает несправедливость этого порядка и призывает к построению нового мира, основанных на принципах ислама.

В качестве своего боевого оружия исламизм использует террор. Международная террористическая сеть Аль Каида во главе с Усамой бен Ладеном стоит и за терактами 11 сентября в США, и за спиной чеченских террористов.

Для того, чтобы разобраться в подлинных причинах усиления исламского фундаментализма и международного терроризма надо ответить на два взаимосвязанных вопроса. Кто и почему поддерживает исламистов на массовом уровне? Кто и почему поддерживает исламистов на уровне политических и экономических элит, в частности, кто и почему финансирует исламистов?

В основе массовой поддержки исламистов во многих странах мира лежат три причины:

  1. Противоречие «богатый Север – бедный Юг». Большинство исламских стран – это страны с относительно низким уровнем жизни и высоким демографическим потенциалом, отчасти связанным с религиозными установками мусульман. Безработная молодежь представляет собой благоприятную среду для взращивания религиозных фанатиков и социальных борцов и вербовки их в радикальные политические и террористические организации. Несправедливость современного мирового порядка, в котором одни нации (Запад) пользуются всеми благами цивилизации, а другие (в том числе и страны исламского мира) влачат нищенское существование, порождает симпатии массовых социальных групп к исламским фундаменталистам во многих странах мира. В известном смысле можно говорить о том, что с точки зрения своей социальной программы исламские фундаменталисты пытаются занять в современном мире нишу, которую в начале ХХ века занимали большевики.

  2. Культурное давление Запада на страны исламской цивилизации порождает, в том числе и на массовом уровне, ответную реакцию – реакцию противодействия вестернизации. Ислам становится для масс символом сопротивления чуждому образу жизни, навязываемому процессами модернизации и глобализации, вовлечения незападных стран в мировое экономическое и информационное пространство

  3. Прекращение «холодной войны» и идеологического противостояния между Западом и мировой социалистической системой, как отмечает Хантингтон, ведет к тому, что религиозная (цивилизационная) идентичность приобретает в современном мире все большее политическое значение, занимая место светских идеологий ХХ века. «Реванш Бога», усиление религиозных установок, наблюдаемое по всему миру, прежде всего, проявляет себя в исламских странах. Религия становится основой не только нравственного, но и политического мировоззрения многих людей в современном мире. Политизация религии – опасное явление, поскольку имеет часто в качестве своего последствия рост религиозной нетерпимости и межэтнические конфликты. Формирование новой конкурентоспособной светской идеологии, альтернативной в то же время идеологии Запада – важная задача для политических лидеров современной России.

На уровне политических и экономических элит исламских стран поддержка идей фундаментализма, радикальных и террористических организаций объясняется, прежде всего, претензиями исламского нефтяного капитала на более достойное место в мировой системе власти. Несмотря на свое богатство, нефтяные шейхи отстранены Западном от принятия ключевых политических и экономических решений на мировом уровне. Вот почему некоторые аналитики утверждают, что подлинный штаб мирового терроризма расположен в самой проамериканской и самой богатой стране исламского мира – Саудовской Аравии.

Усиление исламского фундаментализма создает угрозы не только для Запада, но и для России.

  • Угроза № 1. Это угроза новых террористических атак на Россию со стороны исламских экстремистов. Дубровка и Беслан, взрыв вагона метро в феврале 2004 г., взрывы домов в Волгодонске, на Каширском шоссе в Москве свидетельствуют о том, что исламский экстремизм способен на крайние меры, ведущие к российским атомным электростанциям, к нефтехранилищам, аэропортам, водосборникам при миллионных городах, скоплениям народа на стадионах, к самым жестоким проявлениям террора.

  • Угроза № 2. Угроза территориальной целостности России . В русле идеи построения халифата исламские фундаменталисты вынашивают планы отторжения от России регионов, в которых преобладает мусульманское население. Это не только республики Северного Кавказа, но республики Поволжья, такие как Татарстан и Башкортостан. Именно эти регионы являются местом, где ведется пропаганда агрессивного исламизма, вербуются новые члены для террористических организаций, действующих на территории России и за рубежом. Именно в эти регионы наиболее вероятны попытки экспорта исламских революций из-за рубежа. Террор – лишь инструмент реализации этой политической цели.

  • Угроза № 3. Угроза распада России. В случае обострения межконфессиональных отношений в среднем течении Волги, Россия столкнется с высокой вероятностью раскола в самом центре, в регионах (таких как Татарстан и Башкортостан), богатых нефтью и газом, способных организовать жизнь на основе собственной экономики. Взрыв на Северном Кавказе способен буквально нейтрализовать жизненные силы России – и это в зоне крайне прибыльной нефтедобычи и превосходной жизнедеятельности Ставрополья, Краснодара, Ростовского края, в зоне наиболее плодородных областей России.

  • Угроза № 4. Угроза возникновения на южных границах России враждебных исламских государств. Резкое снижение уровня жизни в таких новых мусульманских республиках как Туркменистан, Таджикистан, Азербайджан привело к усилению в среде обнищавшего населения этих стран агрессивного ваххабизма, исламского фундаментализма, который стремится перенести вину за собственное обнищание на Россию как на якобы прежнюю имперскую метрополию с колонизаторскими замашками.

На угрозы со стороны исламских фундаменталистов необходимо смотреть в комплексе с той политикой, которую проводят в этом вопросе страны Запада. С одной стороны, для стран Запада Россия представляется естественным союзником в борьбе с международным терроризмом и исламским экстремизмом. С другой, ослабление России на Кавказе и Центральной Азии вполне соответствует планам Запада по распространению своего контроля на нефтяные и газовые богатства этого региона, а также пути транспортировки энергоресурсов. В этой связи наиболее опасным представляется сценарий, при котором Западу удастся спровоцировать крупномасштабную войну между Россией и исламским миром, отводя, таким образом, удар от себя.

Билет № 13

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]