Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Asfandiarov_1.docx
Скачиваний:
2
Добавлен:
25.04.2019
Размер:
132.61 Кб
Скачать

Асфандиаров Б.М., к.ю.н.       Вопросы к зачету(2009-2010 учебный год)  

1. Источники права сми

Статьи 7, 18,19 20, 21 , 47 а также весь 1 раздел

2.       Конституция РФ о свободе массовой информации

  Свобода   массовой  информации предполагает обособленность СМИ от государства, ограждение журналистики от администрирования, чтобы она могла выполнить свое назначение, руководствуясь внутренними правилами профессии. В свою очередь, эти внутренние правила должны получить отражение в законах государства, в которых свобода обретает безличное, теоретическое, независимое от произвола отдельного индивида существование. Отсюда вытекает необходимость законодательного закрепления  свободы   массовой  информации.

 Свобода  слова и  свобода  печати, гарантированные гражданам  Конституцией  СССР, означают право высказывания мнений и убеждений, поиска, выбора, получения и распространения информации и идей в любых формах, включая печать и другие средства  массовой  информации.

Цензура массовой информации не допускается".

Сформулированное таким образом понятие свободы печати включало три компонента: свободу средств массовой информации, право граждан на свободу слова в СМИ и недопустимость цензуры. Правда, юридическое содержание самих указанных компонентов оставалось довольно туманным.

Этот недостаток удалось отчасти преодолеть в российском Законе "О средствах массовой информации". Такой результат был достигнут, во-первых, благодаря развернутой дефиниции понятия цензуры (часть первая статьи 3) и, во-вторых, за счет использования "рефлексивного" определения свободы массовой информации, при котором объем правомочий субъектов определялся по принципу "все что не запрещено, то разрешено".

Согласно статье 1, презюмирующей свободу массовой информации, в Российской Федерации не подлежат ограничениям:

а) поиск, получение, производство и распространение массовой информации;

б) учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими;

в) изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции СМИ.

Исключения из этого общего правила могут быть сделаны, во-первых, только в законодательстве, т.е. не в любых нормативных, а лишь в законодательных актах РФ и республик в ее составе, а во-вторых, только в законодательстве именно о СМИ, которое, в свою очередь, должно соответствовать Закону о СМИ. Такое толкование с необходимостью вытекает из сопоставления статей 1 и 3 закона.

Кроме того, такие исключения, как будет показано ниже, должны соответствовать положениям статьи 19 Международного пакта о гражданских и политических правах и статьи 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Они могут быть установлены только законом и только в случае их необходимости для уважения прав и репутации других лиц, для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения.

Конечно, в статье 1 Закона о СМИ лишь намечены контуры понятия  свободы   массовой  информации, раскрытие которого происходит на всем протяжении законодательного текста. Однако уже здесь зафиксировано главное:  свобода  информации, формула которой почти текстуально повторяет положения статьи 19 Всеобщей Декларации прав человека; право частной собственности на средства  массовой  информации;  свобода  экономической деятельности в сфере  массовой  информации. Позднее эти основополагающие принципы появились - разумеется, в более общем виде - в конституционных нормах, которые теперь уже оказывают обратное воздействие на нормы Закона о СМИ, давая ориентиры для их толкования и применения.

Ныне действующая  Конституция  Российской Федерации, принятая всенародным голосованием12 декабря 1993 г., закрепила  свободу   массовой  информации в пункте пятом статьи 29, использовав при этом краткую, но емкую формулу: "Гарантируется  свобода   массовой  информации. Цензура запрещается". Хотя норма весьма лаконична, однако в общем контексте  Конституции  , интегрируя содержание других норм, она обретает необходимые конкретность и системность.

Обогащению содержания  свободы   массовой  информации служат и другие нормы, содержащиеся в статье 29. Так, пункт первый гарантирует каждому свободу мысли и слова, пункт четвертый - право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, пункт третий - недопустимость принуждения человека к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Тем самым подчеркивается, во-первых, относительная обособленность этих свобод, во-вторых, их глубинная генетическая взаимосвязь, в-третьих, взаимодополнение их юридического содержания. Так, в сфере массовой информации им непосредственно корреспондируют закрепленные в части первой статьи 47 закона о СМИ права журналиста искать, запрашивать, получать и распространять информацию, излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью, отказаться от подготовки за своей подписью сообщения или материала, противоречащего его убеждениям.

Среди конституционных гарантий  свободы   массовой  информации следует назвать также  свободу  экономической деятельности и право частной собственности, закрепленные в статьях 8, 34 и 35  Конституции  , а также принцип идеологического разнообразия (статья 13), предусматривающий, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Тем самым формируются определенные защитные механизмы, чтобы противостоять попыткам сворачивания информационного плюрализма, в том числе путем концентрации и монополизации средств массовой информации.

В качестве конституционных гарантий  свободы   массовой  информации выступают также нормы, устанавливающие ответственность должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей (пункт третий статьи 41), закрепляющие право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды (статья 42),  свободу  творчества и преподавания, охрану интеллектуальной собственности (пункт первый статьи 44), открытость заседаний палат Федерального собрания (пункт второй статьи 100), открытость судопроизводства (пункт первый статьи 123) и т.д.

 Конституцией  также предусмотрена возможность законодательного освобождения от обязанности давать свидетельские показания (пункт второй статьи 51), что уже заранее было предусмотрено Законом о СМИ, закрепившем обязанности журналиста и редакции по сохранению конфиденциальности информации и ее источника (статья 41; абзац 5 части первой статьи 49). Таким образом ныне преодолено противоречие между нормами Закона о СМИ и Уголовно-процессуального кодекса РСФСР, которое ранее выдвигалось в качестве обоснования поправки, обязывающей журналистов раскрывать источник доверительной информации органам дознания и предварительного следствия.

Конституционные нормы определяют также разграничение полномочий в сфере массовой информации между федеральными органами государственной власти, органами власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления. Так, в ведении Российской Федерации находятся "регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина", а также "федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь" (пункты "в", "и" статьи 71). В то же время "защита прав и свобод" относится к сфере совместной компетенции РФ и ее субъектов (пункт "б" статьи 72). В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон (пункт пятый статьи 76). Если же федеральному закону противоречит нормативный правовой акт субъекта РФ, изданный в пределах его исключительной компетенции, то действует именно этот акт (пункт шестой статьи 76).

Таким образом, кажется, нет юридических оснований для опасений по поводу гипотетической возможности урезания  свободы   массовой   информации  через нормотворчество того или иного субъекта Федерации. Однако, конституционные формулировки настолько туманны, что допускают различные толкования. В первую очередь это касается пункта "и" статьи 71, где существительные "информация" и "связь" использованы вместе с прилагательным "федеральные". Отсюда, при желании, можно сделать вывод, что средства  массовой   информации  , не имеющие федерального значения, относятся к исключительному ведению субъектов  РФ  , поскольку среди предметов совместного ведения они не упомянуты. Характеризуя конституционные гарантии  свободы   массовой   информации  , нельзя не упомянуть ту позитивную роль, которую играют принципы: а) непосредственного действия конституционных норм, б) прямой имплементации норм международного права, в) независимости судебной власти.

Для обеспечения  свободы   массовой  информации принципиально важно, чтобы законность актов государственной администрации была в сфере контроля независимых судей. Закон о СМИ был едва ли не первым нормативным актом эпохи кардинальной реконструкции российской правовой системы, в котором именно суд стал конечной точкой практически всех используемых здесь юридических алгоритмов. Так, согласно части первой статьи 61 в суд могут быть обжалованы: любые неправомерные действия органа, регистрирующего СМИ; решение комиссии по телерадиовещанию об аннулировании лицензии на вещание; нарушение порядка предоставления запрашиваемой информации; нарушение порядка аккредитации. Часть третья статьи 45 Закона о СМИ дополнительно включает в этот перечень случаи отказа в опровержении или ответе либо нарушение порядка их распространения.

Кроме того, суд и только суд полномочен решать вопросы о признании недействительным свидетельства о регистрации СМИ (часть первая статьи 15), о прекращении и приостановлении деятельности СМИ (статья 16), о прекращении распространения продукции СМИ (часть пятая статьи 25), о возложении ответственности за нарушения законодательства о СМИ (статьи 58 - 60), о возмещении морального вреда (статья 62).

Дела, связанные с функционированием СМИ, помимо судов общей юрисдикции рассматривает также Конституционный суд РФ, если, разумеется, спор относится к его ведению. Именно суд, призванный разрешать дела о конституционности законов и иных нормативных актов, может до некоторой степени смягчить разрушительное действие юридического хаоса, ибо он, решая конкретные дела, должен искать логическое единство законодательства. Так, 19 мая 1993 г. Конституционный суд РФ вынес постановление по индивидуальной жалобе членов журналистского коллектива редакции газеты "Известия" в связи с постановлением Верховного Совета РФ от 17 июля 1992 г. "О газете "Известия" (см. ниже). Предметом рассмотрения в КС РФ было также постановление IX Съезда народных депутатов "О мерах по обеспечению свободы слова на государственном телерадиовещании и в службах информации". Среди актов КС РФ, имеющих отношение к статусу СМИ, отметим также решение о привлечении главного редактора "Российской газеты" к ответственности за неуважение к суду.

Конституционные гарантии свободы массовой информации конкретизируются в текущем законодательстве и, прежде всего, в Законе о СМИ от 27 декабря 1991 года.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]