Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
НИР СПГАУ - ПРОВЕДЕНИЕ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И Р....doc
Скачиваний:
31
Добавлен:
15.04.2019
Размер:
37.99 Mб
Скачать

1.3.Исторические предпосылки возникновения архитектурно-планировочных традиций на территории русского Севера.

Один из крупнейших исследователей архитектурной традиции русского Севера Ю. С. Ушаков предлагал несколько иной подход к объекту своего изучения, хотя его выводы во много совпадают с выводами О. Г. Севан. В основе его анализа лежала зависимость архитектурно-пространственной и планировочной структуры поселений от особенностей ландшафта, что совершенно правильно по отношению к историческим поселениям, но не всегда приемлемо по отношению к современным.

Освоение Севера началось в XI—XII вв. новгородскими людьми (так называемая Нов­городская колонизация) с целью расширения территорий для лесных и рыбных промыслов, дававших новгородцам товарную продукцию, в обмен на которую можно было получить хлеб с юга и необходимые товары из западных стран. Эти обстоятельства и заставляли искать удобные торговые пути к Бело­му морю. Из четырех основных путей, про­ложенных новгородцами, более всего исполь­зовались два — Кенорецкий и Белозерско-Онежский (рис. 1.3.1.). Оба они начинались от Онежского озера, куда новгородцы выходили из Ладоги по реке Свири и вели через воло­ки к реке Онеге — ближайшей из крупных рек Севера. Эти пути предпочитались другим ввиду того, что лежали в пределах новгород­ских земель. По ним с XI по XVI в. шел при­ток населения из Новгорода к погостам, фор­мировавшимся в Пудожском крае, Каргополье на берегах и притоках реки Онеги, в низовь­ях Северной Двины и на побережье Белого моря.

Выяснение и уточнение исторических пу­тей освоения Севера для изучения архитек­турного наследия представляется особенно важным, так как именно по ним проникала сюда культура Новгорода. Эти пути опреде­лили зоны первоначального освоения Севера, что не подтвердилось проведенными обследо­ваниями. Наибольшее количество селений и их гнезд было выявлено в районах, по кото­рым проходили торговые пути.

Р ис. 1.3.1 Карта-схема русского Севера с основными путями его освоения и показанием обследованных селений.

1 — террито­рии Нов­городских пятин, по К. А. Неволину; 2 — террито­рии ростовского и московского освоения в XIII — XIV вв.; 3 — пути Новгородского освоения Севера; 4 — пути ростовского и московского освоения.

Первоначальное заселение Севера новгородцами (помимо аборигенного населения) подтверждают и данные смежных наук: ан­тропологии, этнографии, диалектологии и то­понимики. Последующий процесс заселения выходцами из Ростово-Суздальских и позднее Московских земель (так называемая Низовская колонизация) принес сюда иные архи­тектурные и планировочные традиции. Сплав традиций этих культур в сочетании с природно-географическими и климатическими усло­виями Севера привел к рождению региональ­ных типов и форм поселений, получивших окончательное развитие в период с XVI по XIX в. и потому представляющих для нас наибольший интерес.

Какие же типы селений сложились здесь к началу нашего века и какова их структура?

По социально-экономическим признакам на территории русского Севера можно различить три основных типа поселений: погост, село и деревня. Все они русского происхождения, и начало формирования этих типов на Севере нужно связывать с новгородским освоением15. Одним из самых ранних и своеобразных видов поселений, характерных для Севера, был погост. Термин «погост» упоминается уже в XII в. в писцовых книгах Обонежской пятины и имеет два значения: центрального по­селения и административного округа. Ввиду этого в литературе принято эти два понятия терминологически различать путем употреб­ления выражения «погосто-место» в первом случае и «погосто-волость» — во втором.

Первоначально население погосто-волости, видимо, составляло сельскую общину, позд­нее границы общины сузились, и внутри од­ного погоста уже функционировало несколь­ко общин16. Обычно на погосто-месте (т. е. в центральном селе погоста) строилась церковь или храмовый комплекс, тогда как погосто-волость составляла приход. В погос­тах в значении «место» происходили мирские сходы и съезды, сюда приезжали купцы — «торговые гости» (отсюда — «погост»). По погосто-волостям вёлся счет жителей, земель и имущества — частного и казенного.

Территории погостов зависели от концент­рации населения. Так, например, Заонежская часть Обонежской пятины делилась в XVII в. на 17 погостов. Наибольшая концентрация населения и, следовательно, наименьшие по тер­ритории погосты образовались по берегам Онежского озера вблизи районов, по которым проходили основные водные пути. Например, территория малонаселенного Выгозерского погоста, не примыкавшая к Онежскому озе­ру, в 26 раз превышала территорию густона­селённого Толвуйского погоста, разместивше­гося на Заонежском полуострове, вблизи вод­ных путей17.

Термин «село» на страницах русских ле­тописей появился в X в. и обозначал княже­ское загородное имение. Позднее под селом понималось центральное селение, к которому тяготеют деревни. В XIX—XX вв. оно в боль­шинстве случаев означает сравнительно круп­ное сельское поселение, в котором есть (пли была) церковь. Таким образом, село являлось административным, торговым и обществен­ным центром группы тяготевших к нему де­ревень. И, наконец, деревня — основной тип поселения русских крестьян-земледельцев, первоначально в 1—3, позднее в 10—15 дво­ров.

Кроме этих трех типов поселений на рус­ском Севере можно назвать еще один — по­чинок, выставку, или окол. Починок — одно­дворное селение. Во времена новгородского освоения Севера этот термин употреблялся в значении основания нового селения («почин», «начинать»). Часто эта первоначальная ячей­ка при удачном выборе места становилась первым звеном будущей деревни или села. Позднее в XVIII—XIX вв. починком, пли вы­ставкой, на Севере называли небольшие по­селения, отпочковавшиеся от деревни или се­ла в поисках лучших земель. По существу именно этот процесс и приводил постепенно к формированию на Севере гнезд (групп) се­лений. Итак, социально-экономические связи трех основных типов поселений (погост, се­ло, деревня) явились первоосновой для сло­жения структурной системы среды обитания, характерной для русского Севера.

Для исследования народных традиций в архитектурно-пространственной организации жилой среды наибольший интерес представ­ляют XVII—XIX вв. — период формирования многодворных селений и их групп с вырабо­тавшейся системой соподчинения и визуаль­ных связей. Рассмотрим, как влияли геогра­фические и физические условия на террито­рии русского Севера на характер расположе­ния селений (типы заселения). Первым, кто предложил классифицировать поселения Вос­точно-Европейской равнины исходя из осо­бенностей расположения их на местности, был известный географ П. П. Семенов-Тян-Шанский18. В основу своей классификации он положил географический фактор и исходя из него попытался понять природу поселений. Он справедливо отмечал преобладание в Ев­ропейской России водно-волокового сообще­ния ввиду равнинности (в отличие от Запад­ной Европы, где реки берут начало в горах), что привело к прокладке грунтовых дорог. При освоении русского Севера пользовались водно-волоковыми путями (летом на ладьях, зимой по льду).

Позднее тяга к отысканию удобных зе­мель привела на водоразделы. Но хорошие почвы на водоразделах имеются только в сред­ней полосе, на Севере лучшие земли лежат по берегам рек и озер, междуречья же заняты тайгой и болотами («тайбола»). Большая за­нятость северного населения в промысловом хозяйстве также заставляла «прижиматься» к водным путям как единственному средству сообщения. Исходя из этого Семёнов-Тян-Шанский выделяет три основных типа заселения Восточно-Европейской равнины:

1. Централь­ный нечерноземный и северо-западный зем­ледельческий, обусловленный положением наиболее удобных земель.

2. Северный, про­мысловый по преимуществу и лишь в слабой степени земледельческий и соответствующий наиболее развитой сети сплавных рек.

3. Юж­ный, черноземный, исключительно земледель­ческий, тяготеющий к речным долинам как единственно надежным источникам питьевой воды.

«Одним словом, русский человек в данном случае уподобился лесу, который на Крайнем Севере и на крайнем юге Восточно-Европейской равнины жмется к речным долинам, а в средней полосе занимает водоразделы», — отмеча­ет Семёнов-Тян-Шанский19. Верно оп­ределяя северный тип заселения в целом, Сё­менов-Тян-Шанский не анализирует его и не выделяет в нем подтипы. Этот пробел был частично восполнен в 1946 г, этнографом И. И. Сорочинской-Горюновой20, принявшей классификацию Семёнова-Тян-Шанского и на территории Восточного Приладожья вы­явившей несколько подтипов. Наибольшая концентрация населения отмечается ею по берегам рек (речной тип — до 40%), по кото­рым можно проникнуть в глубь материка, а также по берегам крупных озер и озерных групп (озерный тип — до 35%), остальные се­ления — на водоразделах между озерами и ре­ками и связаны с возвышенностями (сельгами).

Ввиду разнообразной природной ситуации в озерных районах Сорочинская-Горюнова выделила три подтипа: прибрежно-озерные се­ления, селения озерных наволоков (мысов) и селения озерных перешейков. Оставшиеся 25% селений Восточного Приладожья распре­деляются между тремя типами заселений: сележно-озерным, при котором селения рас­полагаются группами по сельгам среди систе­мы мелких озер и протоков, сележным, когда селения расположены на водоразделах вдали от открытых водоемов, «на колодцах», и се­лениями на возвышенностях. К последнему типу относятся группы селений на гребнях коренных возвышенностей Восточного При­ладожья. Перечисленные типы заселения, от­меченные Сорочинской-Горюновой на основе анализа Восточного Приладожья, характерны и для всей территории русского Севера, но вместе с тем, ввиду большого разнообразия природно-географических условий этой об­ширной территории, приведенная классифика­ция требует дальнейшего развития и допол­нения.

Обследования, проведенные Ю. С. Ушаковым, пока­зали, что наличие на территории русского Севе­ра таких крупных рек, как Онега, Северная Двина с Сухоной, Вычегдой, Вагой и Пинегой, Мезень и Печора, позволяют выделить в реч­ном типе заселения два подтипа: речное селе­ние при большой реке, когда деревни разме­щаются преимущественно на одном берегу реки, и речное селение при малой реке, когда деревни размещены на обоих берегах реки. Наличие же таких крупных озер, лежавших на путях заселения и имеющих изрезанные контуры берегов и группы островов, как Онеж­ское, Водлозеро, Кенозеро, Почозеро, Сям-озеро, Сандал, Лижмозеро и др., дает основа­ние добавить к рассмотренным ранее еще два подтипа озерного типа заселения: озерные полуостровные и озерные островные селения. Наконец, характерные природные особенно­сти, способствовавшие выбору места для се­лений на берегах Белого моря, позволяют го­ворить о самостоятельном приморском типе заселения. Ввиду того, что поселения в По­морье издревле основывались не только на самом побережье, но и в устьях рек, впадаю­щих в море (возможность проникновения в глубь материка, наличие пресной воды, реч­ной рыбный промысел и т. д.), можно выде­лить в последнем два подтипа: приморско-прибрежный и приморско-приречный.

Как же распределялись селения по всей территории русского Севера? В связи с тем, что население как в первоначальный период освоения Севера, так и в последующие тяго­тело к берегам рек, озер и Белого моря, наи­большая концентрация его (до 90%) приходи­лась на речные, озерные и приморские типы заселения. Этому способствовали прежде все­го экономические причины: так, реки и озе­ра — «экономические нервы области», по вы­ражению Витова, — единственно удобные до­роги (при почти полном отсутствии сухопут­ных), а также источники рыбных промыслов.

Чем дальше на Север, тем все более уве­личивалась роль промыслов, снижалось плодо­родие земель и ухудшались климатические условия для земледелия. Большинство удобных для обработки земель на Севере распо­ложено по берегам узкой полосой. Часто в 100—300 м от реки начинается «сузем» — во­дораздел, покрытый болотами или труднопро­ходимым лесом, тогда как вблизи рек, благо­даря естественному дренажу, болот нет. Не­маловажно и то, что подавляющее большинст­во рек северной России течет с юга на север, и потому почва в долинах рек несколько теп­лее, чем на водоразделах. В поймах рек рас­положены заливные луга, которые служили базой животноводства. Нельзя забывать, что русские пришли на Север с довольно высоко развитой земледельческой техникой и усто­явшимися традициями в животноводстве, по­этому хорошая почва для пашни и наличие близко расположенных сенокосов при выборе места для селения имели решающее значение. Наконец, образованию крупных селений на берегах Белого моря, где земледелие из-за су­рового климата было нерентабельно, способст­вовал промысел рыбы и морского зверя, обес­печивавший путем обмена все необходимое для поморов. Древнее происхождение и устойчивость речного и озерного типов заселения на тер­ритории русского Севера подтверждаются письменными источниками. Так, А. В. Успенская и М. В. Фехнер, исследовавшие поселе­ния Древней Руси, на северо-западе и северо-востоке отмечают большое количество селищ (65%) вдоль берегов рек и озер и особенно в бассейнах крупных рек 21. Витов, исследо­вавший по источникам селения Заонежья XVI—XVII вв., относит к речному типу 40%, к озерному — примерно 25%22. Такое соот­ношение прослеживается и в остальных относительно густо населенных районах русского Севера с большим количеством рек и озер. Преобладание здесь этих типов заселения подтверждают и карты Генерального межева­ния, составленные в первой четверти XVIII в.

Современные крупномасштабные карты и многолетние наблюдения Ю. С. Ушакова свидетельст­вуют о преимущественном развитии прибреж­ных типов заселения и в настоящее время. Сележный, или водораздельный, тип заселения в первоначальный период освоения Се­вера составлял всего 3—5% и только к XIX в. возрос до 10—12%23.

Суммируя все сказанное, можно предста­вить сводную классификацию по типам засе­ления для русского Севера в следующем ви­де (табл. 1.3.1.). Приведенная классификация мо­жет быть положена в основу анализа северо­русских селений по композиционным приз­накам относительно природной среды как своеобразных архитектурно-природных ан­самблей.

Таблица 1.3.1.

Классификация по типам заселения русского севера

Типы и подтипы заселения

Примерное распределение селений, %

Районы, для которых данный тип наиболее характерен

  1. Речной:

а) речные селения при больших реках;

б) речные селения при малых реках.

  1. Озёрный:

а) прибрежные озёрные селения;

б) селения озёрных наволоков;

в) селения озёрных перешейков;

г) полуостровные озёрные селения;

д) островные озёрные селения.

  1. Сележно-озёрный.

  1. Сележный.

  1. Селения на возвышенностях.

  1. Приморский:

а) приморско-прибрежные селения;

б) приморско-приречные селения.

40

35

10

15

Бассейны рек Свири, Онеги, Северной Двины, Пинеги, Мезени и др.

Восточное Приладожье, Южная Карелия, Заонежье, Пудожский район, Каргополье.

Восточное Приладожье, Южная Карелия, бассейн р. Онеги.

Зимний, Летний, Онежский, Поморский, Карельский, Кандалакшский и Терский берега Беверного моря.

Этот термин, наиболее точно определяю­щий высокую гармонию во взаимоотноше­ниях северорусских селений с природой, Ю. С. Ушаков предлагает ввести в употребление, не­смотря на то, что понятие «ансамбль» преду­сматривает органическую слитность архитек­турных и природных начал.