Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Земли недропользования.Земли водного фонда (т.9....doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
14.04.2019
Размер:
120.32 Кб
Скачать

Омская академия МВД РФ

Кафедра гражданско-правовых дисциплин

Фондовая лекция

Правовой режим земель, предоставленных для разработки и использования недр.

Правовой режим земель водного фонда и право водопользования

Подготовил: преподаватель

ст. лейтенант милиции Конюх Е.А.

Омск – 2002

План.

  1. Общая характеристика земель, предоставленных для целей недропользования;

  2. Предоставление земель для пользования недрами;

  3. Право пользования общераспространенными полезными ископаемыми;

  4. Возмещение убытков, причиненных недропользованием;

  5. Понятие и общая характеристика правового режима земель водного фонда;

  6. Право пользования землями водного фонда.

I. Общая характеристика земель, предоставленных для целей недропользования.

Земельный кодекс выделяет в качестве особого вида земельные участки для разработки полезных ископаемых (ч.2 ст.83). Правовой режим таких земельных участков определяется земельным законодательством и законодательством о недрах.

Все виды прав пользования недрами непосредственно связаны с использованием земли. Добыча находящихся в недрах земли полезных ископаемых невозможна без использования для этих целей поверхности земли. К строительству горных предприятий и добыче полезных ископаемых нельзя приступить без одновременного использования участка земной поверхности. Земельные участки используются для добычи полезных ископаемых как шахтным, так и открытым способом. На этих участках размещаются здания и сооружения шахт и карьеров, отвалы горных пород и т.п. Земельные участки используются также для геологического изучения недр, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, например, хранения запасов нефти, захоронения промышленных отходов, строительства и эксплуатации метро и т.п.

Ценность многих земель, по мнению некоторых ученых, в нынешних условиях зависит не столько от плодородия почв, сколько от залегающих в недрах полезных ископаемых.

Одной из основных проблем является то, что в земельном и горном законодательстве отсутствует достаточно согласованный подход к регулированию смежных отношений. Законодательный процесс в данных областях идет параллельно, тогда как применять земельно-правовые нормы и нормы законодательства о недрах необходимо и там и там. В результате при реализации этих норм возникают противоречия законов. Например, земельным правом установлен порядок выкупа земель, находящихся в частной собственности, для государственных и общественных нужд. Однако представляется сомнительным, что нужды добычи полезных ископаемых в любом случае могут быть основанием для данного выкупа.

Преамбула ФЗ «О недрах» определяет недры как «часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя земли, а при его отсутствии ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения».

К сведению, почвенный слой земли составляет до 2 метров в глубину.

Пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если федеральными законами не установлены ограничения предоставления прав пользования недрами (ст.9 Закона «О недрах»).

Пользователями недр в соответствии со ст.9 Закона «О недрах» могут быть субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе юридические лица и граждане других государств при условии, что они наделены правом заниматься соответствующим видом деятельности при пользовании недрами (Ранее существовавшее определение). Земля и ее недра исторически рассматривались как единое целое. Собственность на поверхность земли подразумевала собственность на недра. Лишь в последние десятилетия начала допускаться раздельная собственность на землю и ее недра. Так, в США при продаже государственных земель федеральные ведомства нередко оговаривают, что право на недра они оставляют за собой (например, при продаже штату Флорида участка федерального леса США оставили за собой право собственности на недра этого участка). Тем не менее, наиболее распространенным является случай, когда право на поверхность земли и ее недра сосредоточено в одних руках.

24 августа 1700 г. Петром I был издан Именной Указ «Об учреждении приказа рудокопных дел». Его издание положило начало горному законодательству и Праву России. Задачей указанного приказа было создание горных производств на обнаруженных месторождениях, организация производства по переработке руд и т.п. Указ сломал традицию издания индивидуальных нормативных актов в ответ на подаваемые на имя государя персональные прошения (челобитные), предоставлявших отдельным лицам права на поиск, разведку и горные промыслы (до Петра I жалованные грамоты принадлежали братьям Степановым (1558 г.), князьям Репниным (1645 г.) и Милорадовым (1666 г.), промышленникам Демидовым (1671 г.) и т.п.).

Предоставление пользования недрами по этим грамотам осуществлялось через предоставление земель, разрешения на строительство горных заводов, поиск и добычу полезных ископаемых на этих землях.

Рудокопный и следующий Указ Петра I – от 02.11.1700 г. – обязывали всякого , «кто в Москве и в городах ведает и впредь сведает на государевых или чьих-нибудь землях золотую и серебряную и медную или иные какие руды», извещать об этом правительство за вознаграждение, в обратном случае – жестокое наказание.

В 1719 г. были изданы Берг-Привилегии, закреплявшие важнейшие принципы и положения горного права. Так, закреплялся принцип горной свободы, который предполагал, что любое лицо по своему желанию могло приступить к поискам, разведке месторождений полезных ископаемых на своих и чужих землях. Владельцы земельных участков имели приоритетное право на создание горных производств, однако в случае, если желания развивать собственное горное производство не было, землевладельцы не могли препятствовать другим лицам заниматься горным промыслом на их территории. В свою очередь, горнопромышленники должны были отдавать землевладельцу 1/32 часть прибыли или платить 2% от стоимости добытых полезных ископаемых, а также платить за пользование древесиной в их лесах. Также закреплялись принципы государевой собственности на полезные ископаемые и отделения права на земельный участок от права на недра. Недра объявляются собственностью Государя, и за пользование недрами устанавливалась королевская доля (роялти) в размере 1/10 стоимости полезного ископаемого или объема извлеченного полезного ископаемого, которую горный промышленник был обязан вносить в Берг-Коллегию. Государство так оставляло за собой приоритетное право приобретения по установленной им же цене золота, серебра, меди и селитры. Олово, железо, свинец, иные минералы горнопромышленник мог продавать кому угодно. Селитру запрещалось продавать за рубеж без разрешения Берг-Коллегии. Это принцип государственной регалии.

В 1782 году Екатерина II Манифестом от 28 июня отменила Указ Петра I как противоречащий интересам дворянства, сохранив при этом права первооткрывателя на месторождение и ряд других привилегий.

В этот же период начался постепенный отход от принципа государственной регалии в отношении к частным землям и постепенная замена государственно-правовых норм на частноправовые. Манифест закрепил право собственников земельных участков на недра, предоставив им право разрабатывать или не разрабатывать любые находящиеся в них полезные ископаемые, установил ограничения на предоставление горнопромышленникам казенных лесов. Результатом этих реформ стало разделение горной промышленности на частную и казенную.

Начиная с правления Екатерины II и практически до падения самодержавия, в горных отношениях началось активное использование имущественных и обязательных норм частного права.

В 1806 г. было принято Горное Положение, которое вернулось к принципам горной свободы, однако регулирование горных отношений стало более детализированным применительно к правовому режиму земель различных категорий (казенных, частновладельческих, общинных и др.), а также к особенностям отраслевого казенного и частного недропользования.

Таким образом, дореволюционное российское горное законодательство было достаточно кодифицированным, предоставляло привилегии недропользователям как приносящим государству богатство и славу, опиралось на приоритет недропользования перед землепользователем, в том числе и на частных землях.

Декретом второго съезда СНД «О земле» от 08.11.1917 г. все прежние акты и договоры о правах на недра были признаны утратившими силу. Природные ресурсы, включая землю и недра, были национальны и объявлены собственностью государства. Частная собственность на недра отменялась.

Первый декрет Совета Народных Комиссаров «О недрах земли» от 30.04.1920 г. подтверждал отмену права частной собственности «на поверхность земли и ее недра» и отмену всех дореволюционных актов. НЭП прервал на короткий период социалистическую направленность развития в недропользовании. 9.11.1927 г. было принято горное положение СССР, а затем Горный закон РСФСР, по которому права недропользователей в ряде положений этих документов по развитию рыночных принципов уходили дальше действующего сейчас в России законодательства о недрах. С ликвидацией НЭПа стали ухудшаться принципы централизованного административно-командного регулирования недропользователей. В 1976 г. были введены в действие Основы законодательства СССР о недрах. Субъектами недропользования могли быть государственные, кооперативные и общественные организации и граждане.

Предоставление недр быть бесплатным, основанием для предоставления служили планы развития народного хозяйства.

Фактически горное право утратило самостоятельное значение как отрасль права, оно потеряло даже свое наименование и стало выступать как право и законодательство о недропользовании, частично как земельное, природоохранительное или экологическое право.