Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
экзамен ланд..docx
Скачиваний:
15
Добавлен:
14.04.2019
Размер:
500.56 Кб
Скачать

18.Лесохозяйственные ландшафты

Лесистость всей Земли в среднем составляет 27%, а в доагрокультурную эпоху она составляла 70%. Лесистость суши РФ состав­ляет около 48% (по некоторым данным 51%). Леса всей территории бывшего СССР были подразделены на три группы государственного значения, а именно:

1) 15% - это леса заказников и национальных парков, водоох­ранные и почвозащитные леса, санитарно-экологические леса густо­населенных местностей, леса растительных зон. В этих лесах разре­шены только санитарные рубки и так называемые рубки ухода. Все леса этой группы представляют собой экологическую инфраструктуру, и их главная функция - природоохранная;

2) 7% - леса хозяйственно освоенных территорий. Сюда, помимо прочих, включены леса в бассейнах всех главных рек территорий Европейской части бывшего СССР и Центральной Азии (кроме лесов главных рек Европейской России, это также леса в бассейнах Днепра, Aмy -Дарьи, и др.). Это густонаселенные сельскохозяйственные районы, в некоторых лесное хозяйство ориентировано на сохранение и улучшение лесов. В них допустимы лишь выборочные рубки пород, достигших зрелости;

3) 78% - это леса промышленного значения, т. е. леса так называемого главного пользования. В Российской Федерации к ним относятся леса республик Коми и Карелии, Архангельской области, леса Сибири и Дальневосточного региона. В них разрешены сплошные промышленные рубки. Следовательно основная функция таких лесов - ресурсовоспроизводящая.

Необходимо отметить, что в отечественном ландшафтоведении лесоводство рассматривается прежде всего в соответствии с ландшафтно-экологической концепцией (работы Сукачева, Морозова). Разработана типология лесов, учитывающая состав древостоя и среду их произрастания, в частности:

- еловые леса на глинистых и тяжелосуглинистых почвах (рамени);

- широколиственные еловые леса на легкосуглинистых и среднесуглинистых почвах (сурамени);

- сосновые леса на песках и песчаных почвах (боры);

- дубовые леса на богатых суглинистых почвах, нередко карбонатных (дубравы);

- сосново-дубовые леса и лиственно-дубовые леса на суглинистых почвах, в том числе на лессовидных суглинках (судубравы).

Учтены и некоторые иные типологические особенности лесов.

Лесные местообитания (трофотопы) при их типологическом расчленении подразделены и с учетом такого фактора, как богатство почв питательными элементами. Здесь выделены олиготрофные, мезотрофные и метатрофные трофотопы.

Что касается лесов 1-й и 2-й групп (т.е. лесов, в которых разре-шены выборочные или сплошные промышленные рубки), то для них рекомендуются некоторые основные принципы рационального лесопользования, соблюдение которых необходимо и обязательно:

1) неистощимость, т. е. соблюдение правил расчетной лесосеки — такого объема вырубаемого ежегодно леса, который равен или не превышает ежегодного прироста древесины на данном предприятии;

2) непрерывность;

3) равномерность.

19-20. Литогенная основа ландшафтов и её основные функции.

Литогенная, или иначе геолого-геоморфологическая основа -это приповерхностная часть земной коры, находящаяся в пределах зоны гипергенеза или выветривания, т. е. эпигенетического преобр-зования горных пород уже под воздействием самого ландшафта.

Литогенная основа - это горные породы и слагаемый ими рельеф земной поверхности.

В этом плане весь геолого-геоморфологический комплекс можно рассматривать как твердый компонент в всю литосферу - как фундамент ландшафта. Это весь комплекс генетических форм рельефа. Они связаны с однородным геологическим фундаментом однотипными экзогенными процессами, образующими тот или иной тип рельефа. Однородный геологический фундамент - это, как правило, единообразие литологического состава горных пород, условий и форм их залегания, а также характера и режима новейших тектонических движений (неотектоники). Геоморфологческий комплекс - самостоятельный морфоструктурный элемент земной коры, которому присущи закономерные сочетания скульптурных форм рельефа. Важно понять, что здесь объединены представления о геологическом строении и рельефе.

Так. как литосфера, как отмечалось, - фундамент ландшафта, то понятно, что в вещество литосферы входит в состав всех организмов, почв, всегда присутствует в водах и атмосфере, т. е. во всех компонентах ландшафта. Можно поэтому сказать, что именно твердый фундамент - наиболее устойчивый и одновременно самый консервативный компонент ландшафта. Это видно хотя бы из того, что именно в литогенной основе сохранились результаты (иногда лишь хорошо просматриваемые следа) фукционирования и влияния физико- географических условий минувших геологических эпох. Это наследие исчезнувших ландшафтов - различные горные породы и формы рель­ефа. Характерный пример - многочисленные угольные месторожде­ния в различных областях Земли. Здесь, непосредственно в угольных пластах, а также в подстилающих и покрывающих их горизонтах весьма отчетливо видны следы ландшафтов, когда-то, в основном в каменноугольную, пермскую и палеогеновую эпохи, приведшие к об­разованию этих отложений (мелководье, зарастающие болота и т.д.).

Огромное разнообразие вещественного (минералогического, петрографического, литологического) состава и форм дневной поверхности литосферы Земли - это основная причина всей контрастно­сти в распределении ландшафтов. Кроме того, в этом заключается и важнейшая причина морфологической внутриландшафтной диффе­ренциации.

Имея в виду все вышесказанное, отметим ряд основных свойств литогенного фундамента ландшафтов. Они заключаются в следую­щем:

1) вещественные свойства, т. е. свойства самого состава горных

пород. Трудно переоценить его влияние на минеральное (зольное) питание растений и на состав твердой фазы воздушных масс;

2) энергетические свойства проявляются в том, что, как отмечалось выше, горючие ископаемые - это наиболее явный продукт функционирования тех ландшафтов, в которых наиболее активно происходило накопление биологической энергии. Реализация этой энергии происходит в виде экзогенных гравитационных процессов;

3) информационные свойства заключаются в том, что неоднородность тектонических структур и слагающих их горных пород, рас­члененность (т.е. сама пластика) рельефа непосредственно влияют на дифференциацию геосистем и пространства Земли в целом.

21-22. Научные концепции ландшафтоведения.

Общепризнано, что методологической основой современного ландшафтоведения является геосистемная концепция. Зарождение этой концепции совпадает с зарождением ландшафтоведения. Систем­ная концепция в ландшафтоведении впервые была внесена академиком В.Б. Сочавой. В физической географии геосистемная концепция сфор­мировалась одновременно с общей теорией систем (см. об этом ниже, в разделе 3).

Здесь кратко отметим лишь, что система — это совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образую­щих определенную целостность, единство (целостность систем в лите­ратуре также принято обозначать как эмерджентность). Каждая систе­ма характеризуется внутренней неоднородностью, разнообразием входящих в нее элементов. Отсюда и следует существующий в теории системного анализа закон необходимого разнообразия: лишь та система может существовать более или менее длительно, которая обладает необходимым разнообразием элементов, взаимодополняющих друг друга. Это необходимое разнообразие обеспечивается и соответст­вующим влиянием прямых и обратных связей как внутри систем, так и вне их, в частности, тем или иным влиянием их внешнего окружения.

Такое утверждение полностью применимо и к характеристике ландшафтов как природных геосистем.

Природные и природно-антропогенные геосистемы — главные объекты исследования в ландшафтоведении. Природная геосистема -это исторически (в геолого-географическом понимании) сложившаяся совокупность взаимосвязанных природных компонентов. Для нее ха­рактерна пространственная и временная организованность, относи­тельная устойчивость, способность функционировать как единое целое, продуцируя при этом новое вещество. Все природные геосисте­мы - это открытые системы, все они имеют непрерывную и постоян­ную связь с внешней средой.

Ниже мы подробнее остановимся и на характеристике экосистем как совокупности организмов живого вещества (по И.В. Вернадскому) и их роли в геосистемах в целом и в частных системах, т.е. в конкрет­ных типах ландшафтов.

Достаточно давно развивается также идея о воздействии человека на окружающую среду, т. е. о природно-антропогенных ландшафтах. Обязательное условие формирования и существования концепции природно-производственных геосистем — это сопряженное исследова­ние производственных составляющих, причем именно в природно-антропогенных ландшафтах. В качестве основной здесь выступает гео­системная концепция, объединяющая геосистемный и экосистемный подходы.

Предложенные разными авторами определения ландшафта, несмотря на различия в деталях, в сущности своей близки. Сейчас можно считать преобладающей и наиболее обоснованной региональную трактовку ландшафта, согласно которой ландшафт — это, во-первых, конкретная (индивидуальная) территориальная единица, во-вторых, -это достаточно сложный географический комплекс, состоящий из многих элементарных физико-геграфических единиц, основной объект территориального исследования.

Такое понимание ландшафта было намечено еще Л.С. Бергом и получило развитие в трудах Л.Г. Раменского, СВ. Калесника, H.A. Солнцева, В.Б. Сочавы, А.А. Григорьева, В.Н. Сукачева и других географов.

По определению Н.А. Солнцева (1949), «природным геогра­фическим ландшафтом следует называть такую генетически однород­ную территорию, на которой наблюдается закономерное и типическое повторение одних и тех же взаимосвязанных и взаимообусловленных сочетаний: геологического строения, форм рельефа, поверхностных и подземных вод, микроклиматов, почв и почвенных разностей, фито- и зооценозов».

В дополнение к этому Н.А. Солнцев указывает, что «ландшафт есть закономерно построенная система более мелких природ­ных территориальных комплексов».

Кроме того, он приводит основ­ные критерии ландшафта:

1) ландшафт характеризуется однородным геологическим строе­нием, т.е. его «фундамент» из коренных пород построен одинаково;

2) после образования «фундамента» дальнейшая история разви­тия ландшафта на всем его пространстве протекала одинаково (в один ландшафт нельзя объединять два участка, из которых один покрывал­ся ледником, а другой нет, или один подвергся морской трансгрессии, а другой оставался вне ее);

3) климат одинаков на всем пространстве ландшафта, и при лю­бых сменах климатических условий он остается однообразным в его пределах.

При таких условиях на территории каждого ландшафта созда­ется строго ограниченный набор «скульптурных» форм рельефа (по­скольку они образуются под воздействием одних и тех же экзогенных факторов и в условиях однородного геологического строения), водо­емов, видов почв и биоценозов.

Ландшафт не только представляет собой систему взаимосвя­занных элементарных географических комплексов, но в свою очередь сам является частью более сложных территориальных единиц и в ко­нечном счете - частью географической оболочки. Поэтому, как считает А.Г. Исаченко, к определению ландшафта следует подходить не только «снизу», но и «сверху». Это значит, что всякий ландшафт необходимо рассматривать как результат процесса развития и дифференциации географической оболочки. Ландшафт можно определить как гене­тически обособленную часть ландшафтной области, зоны и вообще всякой крупной региональной единицы, характеризующуюся одно­родностью как в зональном, так и в азональном отношении и обла­дающую индивидуальной структурой и индивидуальным морфологическим строением.

Зонально-азональная однородность ландшафта находит сдое выражение в общности его «фундамента», макрорельефа (т. е. морфоструктурных особенностей рельефа) и климата. А при таких ус­ловиях, как показал НА. Солнцев, формируется строго определенные набор элементарных геокомплексов (фаций, урочищ), т.е. своеобразии морфология ландшафта. Вместе с тем однородность ландшафта по зо- нальным и азональным признакам предполагает и его генетическое единство, так как соотношение современных зональных и азональных условий есть результат всей предшествующей истории развития ландшафтов.