Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ХХ - XXI.docx
Скачиваний:
3
Добавлен:
23.12.2018
Размер:
102.8 Кб
Скачать

26

Мировые цивилизации в ХХ – XXI вв.

Мир вступал в XX век в обстановке укрепления индустриальной цивилизации и нарастающего рас­ширения ее границ. Определились ведущие страны, первыми осуществившие модернизацию, их спешили догнать другие государства. Промышленность и сель­ское хозяйство во многих странах переживали подъ­ем, постепенно повышался уровень жизни. Казалось, что перед человечеством открываются обнадеживаю­щие перспективы.

Тогда, в начале века, никому и в голову не мог­ло прийти, что уже в 1914 г. планету потрясет страш­ная мировая война, а спустя четверть века — другая, еще более разрушительная. Никто не знал, что дости­жения науки и техники не только поднимут возмож­ности человечества на немыслимые ранее высоты, но и создадут угрозу самому существованию жизни на Земле.

XX век стал временем неслыханных экономиче­ских кризисов и взлетов, рождения одних государств и распада других, горьких разочарований и пылких надежд. Столетие, завершающееся на наших глазах, и его значение для развития мировой цивилизации в полной мере еще предстоит осмыслить историкам бу­дущего. Но об основных процессах и явлениях XX в. можно судить уже сейчас.

§1Мировые войны

На всем протяжении истории человечества ее неиз­бежным спутником были войны. Еще в античные вре­мена они порой охватывали огромные пространства. В течение средневековья и нового времени войны ста­новились все масштабнее и продолжительнее, а в XX в. они приобрели глобальный характер и потому получили название мировых.

Глобальный от латинского слова «шар» — относя­щийся к территории всего земного шара, охватываю­щий весь земной шар; всемирный, всеобщий, универ­сальный.

XX столетие было также насыщено войнами менее значительного масштаба и локальными конфликтами, но они носили качествен­но иной характер, чем две величайшие катастрофы, потрясшие мир в 1914—1918 и'в 1939—1945 гг.

Вызов гуманизму

В чем же заключаются отличительные особенности мировых войн, под знаком которых прошла вся пер­вая половина XX в.? Прежде всего это их поразитель­ные, неслыханные ранее масштабы. В первой мировой войне принимали участие 38 стран, под ружье было поставлено более 70 млн человек, а общие потери во­евавших стран составили примерно 10 млн убитых и 20 млн раненых.

Во вторую мировую войну оказалось втянуто 61 го­сударство, в которых проживало (с учетом их колоний и зависимых территорий) до 80% населения планеты. Военные действия велись не только на суше, но и на всех океанах, охватив гигантские области Евразии, Северной Африки и Океании. В армии было призвано примерно 110 млн человек. Погибло около 65 млн человек, приблизительно половину из которых состави­ли жертвы среди гражданского населения, страдавше­го от массированных обстрелов, бомбардировок с воз­духа и карательных акций.

Мировые войны отличались от предшествовавших еще и тем, что по времени они совпали с бурным раз­витием науки и техники. В результате воевавшие страны как бы соревновались друг с другом, вводя в действие все новые и новые виды вооружения, обла­давшие огромной разрушительной мощью. Уже в годы первой мировой войны довольно активно использова­лись танки, подводные лодки, авиация, дальнобойная артиллерия. Впервые в истории человечества появи­лись средства, предназначенные для массового унич­тожения. В первой мировой войне Германия приме­нила отравляющие газы, а в конце второй мировой войны в США было создано ядерное оружие. Его раз­рушающую силу в полной мере испытали на себе жи­тели японских городов Хиросима и Нагасаки, которые США в августе 1945г. подвергли атомной бомбарди­ровке. Всего две бомбы привели к мгновенной гибели более 100 тыс. японцев, и еще примерно 400 тыс. по­лучили смертоносную дозу облучения.

Тяготы мировых войн легли и на плечи мирного населения. В большинстве воевавших стран была вве­дена трудовая повинность, удлинился рабочий день, продукты стали распределяться по карточкам. Следст­вием этого стало появление «черного рынка» и расцвет спекуляции. Мирное население страдало от бомбежек, голода и холода. На оккупированных территориях завоеватели вводили жесткий режим, основанный на насилии и ограблении коренного населения. Концент­рационные лагеря, которые в годы первой мировой войны использовались преимущественно для военно­пленных, во второй мировой войне стали пунктами массового уничтожения не только солдат, но и граж­данского населения противника. К концу войны в Гер­мании и оккупированных ею странах действовало до 1,1 тыс. таких «фабрик смерти». За несколько лет через них прошло около 18 млн человек, примерно две трети из которых погибли.

Мировые войны имели ярко выраженный антигу­манный характер. Конечно, было бы странно говорить о «гуманности» и прежних войн: ведь любовь и уваже­ние к людям несовместимы с их сознательным истреб­лением. И тем не менее уже первую мировую войну большинство ее современников восприняли как кри­зис гуманизма. Вера в прогресс, в поступательное раз­витие цивилизации умирала в окопах под залпы ору­дий.

Это мучительное осознание было особенно болез­ненным потому, что на протяжении XIX в. в обществе возникли и постепенно крепли надежды на возмож­ность создания гуманной структуры отношений меж­ду народами и государствами. Казалось, что ожесто­ченность, свойственная кровопролитным религиоз­ным войнам, фанатичной инквизиции, процессам ведьм и т. п., ушла в далекое прошлое. Общество ста­новилось все более цивилизованным и терпимым, предпринимались попытки установить определенные нормы ведения войны, набирали силу пацифистские движения.

Пацифизм от латинского «умиротворяющий» — мировоззрение, осуждающее всякие войны, независимо от их характера и цели, и требующее мира на Земле.

После Крымской войны (1853—1856) был заключен ряд конвенций о гуманном обращении с во­еннопленными, о защите жизни и имущества граж­данского населения на оккупированных территориях, об охране памятников истории и культуры и т. д.

Конвенция в переводе с латинского означает «дого­вор», «соглашение». Международный договор по специ­альному вопросу.

По обоюдным договоренностям единственной целью вой­ны стало считаться ослабление либо сокрушение воен­ных сил противника, прочие же проявления насилия должны были всемерно предотвращаться.

Разумеется, соглашения подобного рода далеко не всегда удавалось реализовать на практике, однако нельзя сказать, что они оставались пустыми словами. Тексты конвенций включались в учебники для воен­ных академий и училищ, офицеров приучали созна­вать, что неоправданная жестокость — это нарушение норм морали, порочащее честь их мундира.

Но уже в начале первой мировой войны нормы международного военного права были беззастенчиво попраны. Особенно «отличилась» в этом плане Герма­ния. Помимо использования ядовитых газов, немцы активно применяли диверсии и саботаж, причем не только в тылу противника, но и на территории нейт­ральных государств. Германия развернула подводную войну, не делая при этом различий между военными и гражданскими судами. Подобные бесчинства получи­ли и своего рода идеологическое обоснование в виде те­орий о превосходстве «нации господ» (т. е. немцев) над «менее ценными народами». Война в этих теориях рассматривалась как нечто вроде «очистительной пси­хотерапии», пробуждающей людей от спячки.

И все же в годы первой мировой войны националь­ная идея — при всей ее значимости для роста немецко­го милитаризма — еще не вызрела до идеи мирового господства. В 1914—1918 гг. Германия, как и другие великие державы, вела борьбу за передел мира, за но­вые рынки сбыта, источники сырья и сферы влияния, которые обеспечивали бы более благоприятные усло­вия для национального предпринимательства.

В преддверии второй мировой войны идеологами фашизма был выдвинут тезис об изначальном, природ­ном неравенстве рас и народов, которое будто бы пред­определяло и их разные права. Подлинными «хозяева­ми» Европы объявлялись германцы, а представителей других национальностей фашистские «теоретики» считали второсортными и «расово неполноценными». Из этого следовало, что в Европе нет места маленьким либеральным государствам и что насильственным, во­енным путем должен быть решен вопрос о «новой организации европейского пространства», иначе говоря, о переходе Европы под власть Германии.

Захватнические планы немецкого милитаризма были обращены и на восток. Еще в печально известной работе А. Гитлера «Моя борьба» говорилось о необхо­димости завоевания «нового жизненного пространства на востоке и его решительной германизации». Позднее этот тезис вылился в конкретные планы превращения значительной части СССР в колонию Германии. «Гер­манизация» завоеванных территорий, по сути дела, предусматривала превращение славян в рабов и физи­ческое истребление их «излишков». Гитлер писал: «Славяне должны работать на нас, а в случае, если они нам больше не нужны, пускай умирают. Прививки и охрана здоровья — излишняя роскошь для них. Сла­вянская плодовитость нежелательна... образование опасно».

Фашисты вынашивали грандиозные проекты коло­низации Восточной Европы и СССР. При этом предпо­лагалось насильственное переселение (депортация) в Сибирь нескольких десятков миллионов человек из Польши, Прибалтики, Украины, Белоруссии, Крыма и других областей. Остальным «неполноценным» бы­ло уготовано полуголодное, нищенское существование и малооплачиваемый принудительный труд.

Гитлеровцы подвергли планомерному массовому истреблению еврейское население СССР, Польши и других стран Европы. К исходу второй мировой войны фашистами было физически уничтожено примерно 6 млн европейских евреев — в основном это было мир­ное гражданское население.

Антигуманность и цинизм властей гитлеровской Германии также получили философское «обоснование». Один из главных идеологов фашизма А. Розенберг в книге «Мифы XX века» пропагандиро­вал право немцев на «генетическую» избранность, превозносил культ силы, нетерпимость, националь­ный эгоизм. «Идея национальной морали, безусловно, стоит выше идеала любви к ближнему», — утверждал Розенберг.

Идею создания гигантской колониальной империи пыталась реализовать и Япония — союзница Герма­нии, еще в начале 30-х гг. взявшая курс на агрессив­ную внешнюю политику. К лету 1942 г. Японии уда­лось оккупировать Индокитай, Таиланд, Филиппины, Бирму, Малайю, Индонезию, ряд островов Океании. На западе японские войска вышли к границам Индии, а на юге находились в опасной близости от берегов Ав­стралии. Кроме того, японцы продолжали удерживать огромные территории Китая, оккупированные еще в 30-е гг. Действия японских войск также отличались крайней жестокостью, в том числе и по отношению к мирному населению.

Следует отметить и другое: мировые войны сопро­вождались не только гибелью многих миллионов людей, но и создавали вполне реальную угрозу разру­шения тех основ цивилизованной жизни, которые на протяжении нескольких тысячелетий создавало чело­вечество. Это показало, что еще не в полной мере раз­работан механизм обуздания агрессоров, который по­зволил бы гасить очаги напряженности в самом их за­родыше, не давая им разрастись и привести к гло­бальной катастрофе.

Цивилизация против войн

К началу первой мировой войны тенденция к со­глашению и обоюдовыгодному компромиссу оконча­тельно уступила место тенденции к силовому, военно­му разрешению конфликтов. Оба возникших к тому времени военных блока (Тройственный союз и Антан­та), как и подавляющее большинство примкнувших к ним в ходе войны стран, в конечном счете преследова­ли захватнические цели. И это касалось не только по­литической, но и промышленно-финансовой элиты. Более того, националистические настроения охватили самые широкие круги общественности во многих странах. Активно шла запись добровольцев, жаждавших отправиться на фронт. Эти настроения не миновали даже II Интернационала, правые лидеры которого вы­ступили в поддержку своих правительств, вопреки ре­шениям Штутгартского, Копенгагенского и Базельского конгрессов, равно как и вопреки общему духу этой организации международного пролетариата. Ло­зунг «защиты отечества» побеждал повсеместно. При­зыв В. И. Ленина, лидера русских большевиков, бо­роться за «поражение своих правительств» (с целью последующего превращения войны в гражданскую и социалистической революции) не получил популяр­ности среди народных масс воюющих стран, к кото­рым он был обращен.

После первой мировой войны был сделан ряд ша­гов для стабилизации международной обстановки. В 1919г. была учреждена Лига Наций — междуна­родная организация, призванная поддерживать мир и пресекать агрессию в самом ее зародыше. В общест­ве значительно усилились пацифистские настрое­ния. Да и «сценарий» возникновения второй мировой войны оказался принципиально иным, чем в 1914г. Если тогда в войне были заинтересованы — в большей или меньшей степени — практически все ее участни­ки, то в 1939 г. многие страны не хотели войны и были втянуты в нее насильно, волей обстоятельств. Эти страны даже пытались создать систему противодейст­вия агрессии, очевидным источником которой были Германия (на западе) и Япония (на востоке). Но про­цесс создания такой системы развивался слишком медленно и непросто. Определенную роль в этом сыг­рало соперничество западных держав, пытавшихся преодолеть последствия мирового экономического кризиса 1929—1933 гг. и потому озабоченных в пер­вую очередь своими внутренними проблемами. Кроме того, масштабы надвигавшейся на человечество ката­строфы стали ясны далеко не сразу. Вплоть до конца 30-х гг. еще трудно было воспринять всерьез планы мирового господства, вынашиваемые Гитлером и его окружением.

Отрицательную роль в предотвращении фашист­ской агрессии сыграло и отсутствие взаимопонимания между СССР и ведущими капиталистическими держа­вами Запада. Взаимное недоверие их лидеров вело к несогласованным и отчасти стихийным акциям. Мно­гие западные руководители поначалу видели в фашиз­ме своего рода «щит» против угрозы большевизма. А советские лидеры, в свою очередь, рассматривали все прочие страны как единый враждебный лагерь, «капиталистическое окружение». И в итоге все попыт­ки взаимного сближения оказывались безрезультат­ными.

Проводимая западными державами политика «умиротворения» агрессора, по сути дела, вела все к новым уступкам растущим притязаниям Германии. Своего рода венцом этих уступок стало позорное Мюн­хенское соглашение (сентябрь 1938 г.), открывшее фа­шистам путь к захвату Чехословакии. А в августе 1939 г. СССР прервал зашедшие в тупик переговоры с Англией и Францией, а затем заключил пакт о ненапа­дении с Германией. Этот пакт сопровождался секрет­ными протоколами, предусматривавшими раздел Вос­точной Европы между СССР и Германией. И только после нападения Германии на СССР (июнь 1941 г.) ста­ло возможным образование антигитлеровской воен­но-политической коалиции трех великих держав — США, Англии и СССР. В результате объединенных усилий, основная доля которых легла на нашу страну, гитлеровская Германия и милитаристская Япония по­терпели поражение.

Вторая мировая война с ужасающей наглядностью показала, сколь быстро может произойти откат от цивилизации к варварству, если отвергаются нормы традиционной морали. Атомная бомбардировка Хиро­симы и Нагасаки стала своего "рода рубежом, после ко­торого производство ядерного, химического и бактери­ологического оружия приобрело массовый характер, поставив под угрозу существование не только цивили­зации, но и самой жизни на Земле. В этих условиях одной из важнейших задач, стоявших перед человече­ством, стало создание эффективной системы, коллек­тивной безопасности.

Для осуществления этой задачи в 1945 г. была со­здана Организация Объединенных Наций (ООН), в из­вестной мере ставшая преемницей Лиги Наций. Ос­новные цели ООН состоят в поддержании мира и без­опасности, в укреплении дружественных отношений между странами, в решении всех спорных проблем пу­тем переговоров и взаимного согласия. Как правило, ООН не вмешивается во внутренние дела государств, однако в исключительных ситуациях, когда возника­ет угроза миру и стабильности, у Совета Безопасности ООН есть право вводить против агрессора различные санкции, вплоть до экономической блокады и даже применения военной силы.

Санкции в международном праве — меры воздейст­вия (экономические, военные и др.) против государств, нарушивших международные договоры.

В дальнейшем появились и другие международные организации, способствующие укреплению связей между странами и народами: Организация Объединен­ных Наций по вопросам образования, науки и культу­ры (ЮНЕСКО), Всемирная организация здравоохране­ния (ВОЗ), Международная организация труда, Про­довольственная и сельскохозяйственная организация, Детский фонд ООН и пр.

Полвека существования ООН показали, что она стала более мощной силой в сравнении со своей пред­шественницей — Лигой Наций. ООН принимает самое активное участие в сдерживании военных конфликтов и примирении враждующих сторон, стремится не до­пускать распространения оружия массового пораже­ния. В 1991 г. под эгидой ООН была проведена операция «Буря в пустыне», позволившая пресечь агрессию Ирака и освободить оккупированный его войсками не­зависимый Кувейт. Войска ООН периодически на­правляются в наиболее «горячие» точки планеты, где они помогают гасить пламя зарождающегося военного пожара.

Но, к сожалению, далеко не все локальные войны последних десятилетий удалось предотвратить с по­мощью усилий ООН. Так, длительное арабо-израильское противостояние привело за минувшие полвека к пяти довольно крупным войнам и ряду менее значи­тельных конфликтов. Затяжные кровопролитные вой­ны вызвало вмешательство США в борьбу Северного и Южного Вьетнама, а затем — вмешательство СССР во внутриафганский конфликт. Вот уже несколько лет почти не затихают военные действия на территории распавшейся Югославии, несмотря на присутствие там войск ООН. И все же влияние и авторитет этой ве­дущей международной организации постепенно стано­вятся все значительнее.

Если попытаться оценить мировые войны бесстра­стно, условно оставив в стороне морально-этические категории, то нельзя не заметить, что эти войны явились порождением оформившейся индустриальной цивилизации, многие процессы внутри которой в XX в. приобрели всемирный характер. Но если гло­бальность большинства из этих процессов положи­тельно сказалась на укреплении цивилизации, то «глобализация» войн чревата ее полным уничтоже­нием.

Не меньшие опасения вызывает и кризис традици­онной морали, который до начала XX в. ограничи­вался, как правило, бунтом одиночек. К сожалению, в дальнейшем — во многом под влиянием мировых войн — идея вседозволенности, возможности «пере­ступить грань» довольно глубоко проникла в массы. Вот почему наряду с борьбой за предотвращение но­вых войн в круг основных задач современного общест­ва входит и укрепление норм традиционной морали.