Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Диаспоры новые.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
17.12.2018
Размер:
985.09 Кб
Скачать

Диаспоры новые

Обзор этносов по регионам – ещё не полный обзор. Дело в том, что существуют народы, которые невозможно отнести к одному конкретному региону. В таких случаях говорят о диаспоре.

Диаспора (по-гречески «рассеяние») – это этнос или его часть, для которых характерно проживание вне своей исходной территории в качестве меньшинства при сохранении собственных этнических особенностей, резко отличающих их от большинства населения («принимающих этносов»). В наши дни ни одна территория в мире уже не может считаться строго моноэтничной, и у каждого народа есть своя диаспора. Это не какая-то особенность современности, а естественный процесс, происходивший всегда и всюду.

По своему характеру диаспоры делятся на три группы, к рассмотрению которых мы сейчас и перейдём.

Вариант 1: собственно диаспора, или эмиграция

Прежде всего, это часть этноса, по каким-либо причинам покинувшая родину. Такова, например, русская диаспора. «Атлас народов мира» 1964 г. отмечал проживание русских в 16 странах мира за пределами тогдашнего СССР (при том, что группы менее 5 тысяч человек в этом издании не учитывались). Её крупнейшими очагами были США (750 тыс.), Канада (120 тыс.), Бразилия (50 тыс.), Франция и Аргентина (по 45 тыс.). Украинская диаспора в том же году насчитывала 11 стран, включая Канаду (475 тыс.), США и Польшу (по 100 тыс.). И это при том, что украинцы, жившие в других союзных республиках, кроме УССР, считались живущими на родине.

История русской диаспоры начинается ещё с XIV века, когда земли древней Руси были поделены между Литовским великим княжеством и княжествами Северо-Востока, в дальнейшем объединившимися вокруг Москвы. Далеко не сразу стало ясно, что восточнославянское население Литвы (а в дальнейшем Речи Посполитой) – это не просто русские вне России, что они консолидируются в особые этносы – украинский и белорусский. В XVI-XVII вв. усиление самодержавия и крепостного права в России вызвало несколько волн беженцев за её пределы. Так, старообрядцы, преследуемые царской властью, укрывались в Османской империи и Молдове. В северной части нашей республики они до сих пор живут целыми сёлами. И молдавские господари, и османские султаны принимали их очень охотно: как правило, это были люди с твёрдыми моральными устоями, активные (иначе они не покинули бы родину ради сохранения отеческой веры), целеустремлённые, активные в промышленности, и к тому же не было риска, что они выступят в поддержку правительства, от которого бежали. Их оставляли жить по своим законам при условии одной лишь уплаты налогов (обязанность, которую они выполняли очень аккуратно). В XVIII в., после ликвидации Запорожской Сечи, часть казаков ушла в Добруджу (в то время владения султана), основав там Задунайскую Сечь. Их потомки живут там до сих пор, и в их сёлах дети говорят по-русски до семи лет – румынский они впервые начинают учить в школе.

Русская диаспора XIX века – это прежде всего верхушка общества: чиновники (отставные), писатели, артисты, – переселяющиеся поближе к культурным центрам или покидающие Россию по идейным или политическим соображениям. Достаточно вспомнить кружки русских социал-демократов в Швейцарии. Наконец, XX век – эпоха трёх больших волн русской эмиграции. Распад СССР породил четвёртую волну – русских в бывших союзных республиках. По данным ЦРУ на 1994 г., особенно велика была их доля в Казахстане, Эстонии и Латвии; не столь велика, но также очень значительна – в Украине, Молдове, Киргизии, Беларуси (http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/87/Russians_ethnic_94.jpg).

В наши дни подсчитать численность русской диаспоры практически невозможно, так как в разных странах действуют разные критерии на этот счёт. Русская Википедия приводит данные о численности русских в 33 странах мира (в сумме 23 млн.человек вне самой России):

(Все цифры – из статьи Википедии «Русские», там же ссылки).

Представители таких диаспор заметно отличаются как от основного населения принимающей страны, так и от их соплеменников на прежней родине. Они обычно сохраняют архаический вариант языка – согласно нормам того времени, когда они покинули свою страну. Так, потомки русских старообрядцев в Турции до сих пор говорят на русском языке XVII века, непонятном приезжему. Французы Канады, оторванные от Франции в 1763 г. в результате Семилетней войны, до сих пор говорят на старом французском языке и называют такси «колесницей». Прочное сохранение традиций для них – одно из средств сохранения себя как обособленной группы.

Судьба такой диаспоры может быть различной. Очень часто её ждёт ассимиляция – растворение среди местного населения с утратой своих особых черт. Однако это возможно лишь тогда, когда культура диаспоры и принимающего этноса изначально близка, а переселенцы не играют в местном обществе специфической, специально для них отведённой роли. Другой случай, естественно ведущий к ассимиляции, – принятие такой общенациональной программы, при которой этнические различия отступают в тень (как это произошло, например, в США в первый век их существования).

Другой исход – репатриацию – вряд ли можно считать реальным (хотя многие на это надеялись – достаточно назвать русских белых эмигрантов). Как правило, при всём подчёркнутом этническом патриотизме члены диаспор, особенно их уроженцы, не стремятся на историческую родину, где они успели стать ещё более чужими, чем в стране нынешнего пребывания 1. Самый частый случай – это оформление диаспоры в замкнутую группу, подобно тем «меркурианцам», о которых речь ещё впереди.