Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
istoria_stiley.doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
23.11.2018
Размер:
963.58 Кб
Скачать

17. Неоэкспрессионизм, деконструктивизм в архитектуре и интерьерах как варианты отказа от сложиашихся схем функционализма и конструктивизма.

Современный частный человек может жить в любом времени, в каком захочет. Он может построить себе готический замок, античную виллу, вигвам и ренессансное палаццо.

Что касается второго принципа модернистского дома – подвешенности, то здесь прототипом стала знаменитая «Вилла над водопадом» Фрэнка Ллойда Райта с консольно нависающими бетонными платформами.

Эти же приемы видим в доме мистера и миссис Берман, построенного архитектором Гарри Зайдлером (Новый Южный Уэльс, Австралия). Консольно подвешенная конструкция, как и у Райта, имплантирована в ландшафт. Как и у Райта, в оформлении использован местный натуральный камень, чтобы подчеркнуть родство архитектуры и природы, которое на самом деле относительно.

Дом выглядит, как приземлившийся на горе самолет. Из интерьера со сплошь стеклянными стенами открываются головокружительные виды. Площадь дома – 560 кв. м. Стоимость строительства – 1,6 млн долларов.

Такие большие дома нетипичны, чаще всего размер американского и европейского дома на одну семью составляет около 200 кв. м.

Столь же популярен так называемый дом-пенал – нависающая консоль, деревянная конструкция на бетонной основе, которую можно видеть в доме Келеров в Нью-Брунсвике (Канада), архитектурного бюро Julie Snow Architects, или резиденция Джэми (США), Escher GuneWardena Architecture, установленная на склоне горы подобно пирсу.

Все эти дома, азумеется прозрачны, но чемпион в этом отношении – «Нагой дом» Шигеру Бана. Стеклянная стена становится просто экраном, на котором показывают законченные и совершенные пейзажи. Хорошо иллюстрирует тенденцию и Дом в Бордо Рема Кулхааса.

Интересен дом Альберто Кампо Баэза, который называется «Бельведер». Бетонный закрытый дом со стеклянным параллелепипедом наверху, предназначенным исключительно для созерцания природы. С одной стороны, прозрачная граница делает к ней ближе, с другой стороны – все же отделяет, защищает от холода, с третьей – ты не только созерцаешь, но и созерцаем, не только смотришь на экран, но и сам как на экране. Классический бельведер предполагал, что хозяин дома – в центральной точке, откуда созерцается все, но не предполагалось, что сам наблюдатель виден.

«Прозрачность» сегодня не является привилегией южан: сохранение тепла в доме с большой площадью фасадного остекления при современных строительных технологиях – задача не трудная. Юрки Таса реализовал идею дома, открытого в природу, не где-нибудь в Бордо, а в Финляндии.

Современный мир дает дополнительные обоснования прозрачной архитектуре. В западном мире идет переосмысление идеи приватности. Характерный пример – полностью остекленные сблокированные дома, построенные группой MVRDV в районе Амстердама Борнео-Споренбург. Они расположны не на уединенных укрытых зеленью участках, а в гуще мегаполисов. Появление интернета позволяет человеку работать дома и сократить личные контакты до минимума. Наряду с удобством и экономией времени это иногда порождает клаустрофобию и одиночество, а также ощущение нереальности собственного тела. «Выставлять напоказ внутреннее, даже свое собственное, кажется мне очень современным стремлением, – говорит лидер MVRDV Вини Маас, – это может показаться извращением, но на самом деле эта склонность очень созвучна происходящему в наши дни повсеместному смешению частного и публичного. В пешеходном переходе вы невольно слышите чей-то любовный разговор по мобильному телефону, на телевидении люди постоянно демонстрируют свою частную жизнь, чтобы привлечь внимание. В такой ситуации древнее разграничение на частное и публичное кажется уже неадекватным».

Современный частный человек может жить в любом времени, в каком захочет. Он может построить себе готический замок, античную виллу, вигвам и ренессансное палаццо. Но наиболее распространенными стилями являются по-прежнему классика, модернизм, вернакуляр и их смеси. Хотя в профессиональной среде классики и модернисты полемизируют друг с другом, на уровне заказчика противостояния нет. Классических домов строится столько же, сколько модернистских.

Несмотря на все внешнее различие, можно увидеть в виллах Палладио, виллах Корбюзье и домах MVRDV общий эволюционный процесс индивидуализации и развития нарциссизма европейского человека. Палладио украшает частный дом храмовой архитектурой, придавая дому достоинство храма, а стеклянные модернистские дома обнажают их обитателей, придают им достоинство музейных экспонатов или кинозвезд, живущих под прицелом телекамеры.

Неоэкспрессионизм — направление в современном искусстве и архитектуре, которое возникло в начале 50-х годов в противовес главенствующим архитектурным стилям – функционализму и органической архитектуре. функционализм и органическую архитектуру объединяет стремление к функциональной оправданности архитектурного решения. В отличие от них, экспрессионизм целиком порывает с функциональной логикой архитектуры. Главная цель как экспрессионизма, возникшего в 20-х годах нашего века, так и неоэкспессионизма, зародившегося после второй мировой войны — достижение необычности, экспрессивности художественного образа с целью максимально эмоционального воздействия архитектуры на человека.

Самым знаменитым произведением неоэкспрессионизма в арх становится капелла в г.Роншане(Фр), построенная в 1950-55 гг. по проекту Ле Корбюзье. Ее композиция навеяна образами первых молитвенных домов (шатров) ранних христиан. Железобетонная прихотливо изогнутая плита покрытия перекликается с образом шатрового навеса, а нерегулярная форма наружных стен с кажущимися случайными по форме и расположению световыми проемами способствует созданию иррационального внешнего облика и внутреннего пространства, отвечающей мистической программе храма.

Следует отметить, что и до и после капеллы в Роншане экспрессионистический подход к культовому зодчеству различных конфессий в ХХ в. достаточно распространен. Этому способствует как назначение храмов, так и возможность свободной компоновки их архитектурных форм, объемов и пространств. Достичь поставленной цели позволяет очень простая функциональная схема культовых зданий, а также расцвет железобетонных конструкций с их исключительным разнообразием и пластичностью форм, что сделало железобетон ведущим материалом культового зодчества. Характерный пример — католический храм в Такарацука (Япония), построенный в 1967 г. по проекту архитекторов Того Мурано и Тошико Мори. Авторы скомпоновали воедино храм и высокую трехгранную колокольню. Храм венчает железобетонный карниз очень большого выноса и пластичной формы. Криволинейный карниз, изгибаясь перетекает на колокольню. Дополнительную экспрессию облику здания придает отклонение от вертикали наружных стен. В профессиональном отношении наиболее интересны объекты, в которых применены новые выразительные средства, полученные за счёт использования и выявления эстетического потенциала, присущего новым конструкциям. Наиболее яркий и знаменитый пример такого подхода — оперный театр в Сиднее (архитектор Йорн Утсон).

Деконструктивизм — направление в современной архитектуре, появившиеся в 80 г и основанное на применении в строительной практике идей французского философа Жака Деррида, критикующего метафизичность всех форм современного европейского сознания, заключающегося, по его мнению, в принципе «бытие как присутствие», абсолютизирующем настоящее время. Выход из этой метафизичности Жак Деррид видит в аналитическом расчленении (деконструкции) самых различных произведений гуманитарной культуры для выявления в них опорных понятий и слоев метафор. По определению Жака Деррида, это не стиль, а метод, подход архитекторов к основам традиционного понимания арх-ры как вида иск. Это не разрушение построенных зданий, а сознательное создание конфликта между тем, как человек привык воспринимать язык и смысл, и тем, что он видит.

Другим источником вдохновения деконструктивистов является советский конструктивизм 1920г. Для деконструктивистских проектов характерны визуальная усложненность, неожиданные изломанные формы, подчеркнуто агрессивное вторжение в городскую среду.

Наиболее изветные архитекторы данного направления: Питер Эйзенман, Даниэль Либескинд, Фрэнк Гери, Заха Хадид. В качестве источников архитекторы, работающие в стиле деконструктивизма, избирают авторов русского авангарда. Так, например, Рем Коолхас и 3аха Хадид в своих работах ориентированы на поздний авангард и особенно на «антигравитационную» архитектуру Ивана Леонидова. Других авторов, наоборот, привлекают динамичные архитектурные и живописные композиции раннего авангарда.

Уникальная острая образность и авторская индивидуальность деконструктивизма позволяет предположить, что этот стиль – один из путей архитектуры будущего. Деконструктивизм устремляет время постройки вперед, выявляя сегодня ее потенциальные будущие состояния.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]