Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
брошюра - немного о ГТ.doc
Скачиваний:
164
Добавлен:
17.11.2018
Размер:
286.21 Кб
Скачать

История гештальт-терапии

«Гештальт» — немецкое слово, означающее целое или конфигурацию. Это понятие было предложено гештальтпсихологией в начале двадцатого века. Оно определяется как функциональная структура, интеграция элементов, в отличие от суммирования частей.

Термин «гештальт-терапия» впервые был употреблен в заглавии книги Ф. Перлза с двумя соавторами — проф. Р. Хефферлином и П. Гудменом. В этой книге (с подзаголовком «Возбуждение и рост в человеческой личности»), опубликованной в 1951 г., излагались основы нового подхода, выступавшего как ревизия психоаналитической теории 3. Фрейда.

Основателем гештальт-терапии считается Фредерик С. Перлз. Он родился в Берлине в 1883 году, в мелкобуржуазной еврейской семье. Пройдя обучение психиатрии и психоанализу, иммигрировав из Германии в 1933 году, он основал Южноафриканский институт психоанализа. Здесь Перлз начал писать свою первую работу, очерчивающую возникавшую у него теорию и технику, которая позже превратилась в книгу «Эго, голод и агрессия» (4), где он пересматривал фрейдовскую теорию. В 1936 году Перлз после встречи с 3. Фрейдом, которая принесла огромное разочарование, открыто разорвал с психоанализом.

В 1952 году в США, в Нью-Йорке, Перлз совместно с женой Лорой, Полом Гудменом, Изидором Фромом и некоторыми другими психотерапевтами основал Институт гештальт-терапии. И вслед за этим появились гештальт-институты в Кливленде во главе с И. Польстером и в Калифорнии - с Д. Симкином.

В середине 60-х годов Перлз был приглашен в Эсален, в только что открывшийся центр на берегу Тихого океана в Калифорнии, ставший Меккой для Движения Развития Потенциала Человека. В это время гештальт-терапия испытывала значительный подъем, однако в то время как дань моде Перлз незначительное внимание уделял развитию теории гештальт-терапии, заменяя ее рекламными лозунгами, такими, как «Здесь и теперь» или «Молитва гештальтиста».

Это способствовало разделению гештальт-сообщества на два направления: «Восточное побережье» (П. Гудмен, Л. Перлз, И. Фром) и «Западное побережье» (Ф. Перлз). Бывшие единомышленники критиковали Фрица за принятие антитеоретической ин-туитивистской позиции, обвиняя его в неспособности «дать гештальт-терапии теорию». Особенно ярко критика Ф.Перлза проявилась после его смерти (1970г).

Современная гештальт-терапия переживает подъем во всем мире, в том числе и в нашей стране. Инструменты и понятия, разработанные гештальт-терапией за пятьдесят с лишним лет своего существования, ассимилируются другими психотерапевтическими течениями. Гештальт-подход распространяется на смежные дисциплины и теперь используется в медицине, психологии, педагогике, управлении, бизнес консультировании. Гештальт-терапия получает признание все большего числа людей, профессиональное сообщество пополняется новыми членами, ведутся научные исследования в области ее применения, возникают новые организации, выпускаются книги и журналы, развитие не останавливается.

Теоретические основы

Теория гештальт-терапии во многом была заимствована Ф.Перлзом из развивавшихся в то время философских и психологических направлений: психоанализа, райхиановской терапии, гештальт-психологии, экзистенциализма, феноменологии, психодрамы Морено и дзен-буддизма. Перлз стремился не столько к созданию новой теории личности, сколько к расширению и пересмотру психоанализа. При этом расхождения Перлза и Фрейда касались скорее психотерапевтических методов, чем основных теоретических представлений о бессознательной мотивации, динамике личности, паттернах человеческих отношений и т.д. (14).

Первоначально различие теорий касалось теории инстинктов и либидо. В отличие от Фрейда, выделявшего «основные инстинкты» человека (секс и агрессию), Перлз считал, что организм имеет мириады потребностей, которые ощущаются, когда каким-то образом нарушается психологическое и/или физиологическое равновесие. Все потребности, по его мнению, — это прямое выражение организмических инстинктов и среди них нет «основных».

Обращаясь к психоаналитическим методам интерпретации и свободным ассоциациям, Перлз критиковал их за то, что они позволяют пациенту избежать непосредственного переживания того, о чем он рассказывает, и это делает их малоэффективными для самоисследования. Кроме того, расхождения с психоаналитической теорией отмечались во взглядах на «сопротивление», «перенос», позицию психотерапевта и др.

Большое влияние на развитие теории Перлза оказала гештальтпсихология, появившаяся в Германии и Австрии в последнем десятилетии девятнадцатого века. Идеи гештальтпсихологии явились своеобразным перцептивным основанием для построения теории и терапевтического процесса.

В основу гештальт-терапии были положены следующие принципы.

Во-первых, холистический подход к рассмотрению человека. Организм рассматривается как целое, и уже потом отслеживается видоизменение целого в части. Этот принцип базируется на предпосылке, что люди не воспринимают других людей, вещи, пространства и/или события как независимые изолированные единицы, а организуют их в значимое целое.

Во-вторых, изучение психологических явлений в терминах фигуры-фона и базовых отношений. Под этим подразумевается особое внимание личности к наиболее яркой психологической потребности, образующей фигуру. Контекст, в котором возникает эта потребность, образует фон (основание). Отношение между фигурой и фоном образует гештальт (значимый паттерн или конфигурацию).

В-третьих, организму присуще стремление завершить перцептивно незавершенный опыт. Например, незавершенная круговая линия будет все равно восприниматься как круг. Следовательно, индивид будет постоянно бороться за завершенность личностного опыта. Если ее нет, то возникает напряжение, ведущее к организмической рассеянности и к когнитивным/поведенческим попыткам «завершить» незаконченное дело. Такая рассеянность может вызывать сопротивление в естественном процессе саморегуляции.

По мнению Ф. Перлза, гештальт-терапия является экзистенциальной психотерапией: она опирается на философию экзистенциализма и использует феноменолого-экзистенциалистские принципы.

В духе экзистенциальной философии Ф. Перлз соглашался с тем, что мир переживаний человека может быть понят только из его собственного непосредственного описания той уникальной ситуации, в которой он живет. Он утверждал, что разговор терапевта с клиентом — это экзистенциальная встреча двух человеческих существ, а не разновидность классического отношения врача и пациента и клиент является активным участником терапевтического процесса. В рамках данного подхода Ф.Перлз отвергал идею разделения ума и тела как двух несовместимых аспектов существования и наряду с ней — разделение объекта и субъекта и даже организма и среды, отказываясь рассматривать человека как противостоящего отдельному от него самого миру. «Люди творят и создают свои миры; для каждого мир существует через его раскрытие» (4).

Большое влияние на формирование теории гештальт-терапии оказали идеи В. Райха о связи тела и разума. В ее основе лежит предположение о том, что чувства являются непроизвольными физиологическими явлениями. У индивида нет выбора относительно их существования, но у него действительно есть выбор относительно их выражения. Например, в терминах В. Райха индивид будет помещать эмоциональные ответы в телесную мускулатуру через процесс, называемый ретрофлексией, или «возвратом к себе». Нежелательные эмоции подавляются через привычные телесные механизмы, многие из которых могут состоять из избирательно напрягающихся определенных мускульных групп, создавая то, что В. Райх называл телесной броней (1). При расслаблении этих мускульных групп освобождается энергия, ослабляется напряжение, и эмоции выражаются. Однако, в отличие от Райха, гештальт-терапия рассматривает «телесный панцирь» не как отдельное навязанное внешним миром чуждое человеку образование, а как напряжение, создаваемое самим субъектом, выполняющее определенные адаптационные функции.

Влияние на гештальт-терапию дзен-буддизма и других восточных религий отражается в применении концепции проживания и получения опыта «здесь и сейчас». Это не означает, что прошлый опыт не важен, он в большей степени должен рассматриваться как фактор, влияющий на происходящее в данный момент.

Из дзен-буддизма Ф. Перлз также заимствовал парадоксальный взгляд на изменение. Изменение - динамический процесс, и он происходит постоянно. Человек может успешно замедлять процесс изменения через «Я-вмешательство», однако изменение все равно происходит, когда индивид достигает точки застоя или «тупика». В этом случае обычный ответ - проскочить или противостоять настоящей ситуации - поддерживает тупик. Парадокс изменения состоит в том, что движение снова имеет место, когда человек обнаруживает себя здесь и теперь, когда он позволяет себе быть в данный момент, т.е. когда он принимает себя и свою ситуацию.