Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
РИМСКОЕ ПРАВО ответы к экзамену.doc
Скачиваний:
44
Добавлен:
27.10.2018
Размер:
459.26 Кб
Скачать

26. Понятие и виды владения.

1. Владения в смысле фактического обладания вещами является тем отношением, на почве которого складывался исторически институт права собственности.

В более развитом римском праве «владение» и «право собственности» - различные категории, которые могли совпадать в одном и том же лице, но могли и разъединяться.

Владение представляло собой именно фактическое обладание, однако, связанное с юридическими последствиями, прежде всего снабженное юридической защитой. Юридическая защита владения характерна тем, что она давалась вне зависимости от того, имеет ли данное владение вещи право собственности на нее или нет.

2. Однако вне всякого фактического обладания лица вещью признавалось в римском праве владение. Проводилось различие между владение в точном смысле (possessio, possession civiles) и простым держанием (detention, иногда называвшимся possessio naturalis).

Для наличия владения (possession) необходимы были 2 элемента:

- corpus possessionis (фактическое обладание)

- animus possessionis (намерение, воля на владение)

Лицо, имеющее в своем фактическом обладании вещь на основании договора с собственником (например, полечивший ее от собственника в пользование, на хранение и т.д), не признавалось владельцем, а было держателем на чужое имя (detentor alieno nomine). Между тем нельзя сказать, что пользователь или хранитель вещи не имеет воли обладания вещью, - воля у него есть, но воля обладать от другого имени.

Для владения в юридическом смысле была необходима воля обладания вещью самостоятельно, не признавая над собой другого лица, воля относится в вещи, как к своей (animus domini). Такая воля есть у подлинного собственника у лица, которое в силу добросовестного заблуждения считает собственника, хотя на самом деле собственником не является (=добросовестный владелец); наконец, у незаконного захватчика чужой вещи, прекрасно знающего, что она не имеет права собственности на данную вещь, и все-таки проявляющего волю владеть вещью как своей.

Владение (possession) можно определить как:

  1. фактическое обладание лица вещью, соединенное с намерением относиться к вещи как к своей (обладать независимо от воли другого лица, самостоятельно)

  2. держание (detention) как фактическое обладание вещью без такого намерения (обладание на основе договора с другим лицом, вообще несамостоятельно, а также и обладание намеренное, бессознательное и т.д).

3. Corpus possessionis.

В более отдаленную эпоху в малоразвитом праве этот элемент владения понимался в грубом физическом смысле обладания (в руках, в доме). В дальнейшем его стали признавать, что corpus possessionis имеет во всех тех случаях, когда при нормальных условиях для лица обеспечена возможность длительного беспрепятственного проявления своего государства над вещью.

Римские юристы считали, что дикие звери и птицы лишь до тех пор остаются в нашем владении, пока они состоят под нашей охраной (в клетке) и не вернулись в естественное состояние свободы; прирученное (домашнее) животное не входит из нашего владения, даже если оно уйдет со двора, лишь бы оно не потеряло привычку возвращаться обратно; если передаются товары, находящиеся в кладовой, то достаточно простого вручения ключей от этой кладовой, чтобы получить corpus possessionis в отношении передаваемых товаров.

Римские юристы говорили, что, если кто хочет приобрести владения земельным участком, ему не нужно обходить omnes glebas, каждую пять земли, достаточно явиться хотя бы на одно место участка, лишь бы было намерение владеть всем участком.

В соответствии с Дигестами corpus possessionis - положение лица в отношении своих вещей: если по нормальным условиям предполагается нахождение вещей в жилище собственника (например, платье, домашняя обстановка), а если такого рода вещь находится в конкретном примере за пределами жилища, corpus possessionis ее признать нельзя.

4. Владелец фактически проявляет вовне, законно или незаконно, собственническое отношение к вещи. Равным образом и предметом владения по римскому праву могли быть те же самые вещи, на которые возможно право собственности. Ввиду изложенного соотношения между владением и правом собственности в литературе рисского права предлагалось определить владение как «видимость собственности».

5. Виды владения.

Владельцем вещи по умолчанию является ее собственник, т.к по умолчанию вещи находятся в обладании тех, кому они принадлежат. Собственник имеет право и владеть вещью (ius possidendi). В этом смысле он является законным владельцем. Владельцы, фактически обладающие вещью с намерением относиться у ней как к своей, но не имеющих ius possidendi (право владеть) признаются незаконными владельцами.

Незаконное владение бывает 2-х видов:

А) незаконное добросовестное владение;

Б) незаконное недобросовестное владение.

Добросовестным владение признается в тех случаях, когда владелец не знает и не должен знать, что он не имеет права владеть вещью. В качестве недобросовестного владения выступает владение вара, который знает, что вещь не его, и тем не менее ведет себя так, как будто вещь принадлежит ему.

Нужно отметить, что только добровольный владелец мог приобрести по давности право собственности; в тех случаях, когда собственник предъявлял иск об изъятии его вещи от фактического владельца, недобросовестный владелец вещи строже отвечал за сохранность вещи, за плоды от вещи.

6. Принято выделять в особую группу несколько случаев владения, когда в силу особых причин владельческая защита давалась лицам, которых по существу нельзя признать владельцами в римском смысле слова, так называемое произвольное владение. К числу производных владельцев относится, например, лицо, которому вещь заложена. Это лицо держит вещь не от своего имени, не как свою, а как чужую с тем, чтобы вернуть вещь собственнику, как только будет уплачен долг, обеспеченный залогом. Но если бы принявшего вещь в залог не признали владельцем, то получилось бы, что в случае нарушения его обладания вещью он мог бы оказаться беззащитным, так как сам он не имел бы владельческой защиты, а собственник, на имя которого лицо держит вещь, мог не оказать ему защиты, т.к он заинтересован скорее истребовать вещь для себя. Эта особенность отношений привела к тому, что лицо, получившее вещь в залог, хотя и не имело animus domini, получило в виде исключения самостоятельную владельческую защиту.