Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Strategicheskoe_prognozirovanie_mezhdunarodnykh_otnosheniy

.pdf
Скачиваний:
34
Добавлен:
27.03.2018
Размер:
28.39 Mб
Скачать

Глава II

 

 

81

 

 

 

 

всего, тенденции в экономике, науке, демографии, идеологии и, как принято говорить, в развитии национального человеческого капитала, то есть совершенствовании качества людей. Данные тенденции носят, в основном, объективный характер, и не могут быть изменены по воле отдельных личностей, влиятельных групп и даже правительств отдельных стран. По этой причине предсказать эволюцию этих тенденций вполне реально, а, следовательно, вполне реально определить основной вектор мирового развития.

Надо также учитывать, что указанные тенденции тесно взаимосвязаны и по мере развития подкрепляют друг друга. Так, например, экономическое усиление какого-нибудь крупного государства или группы государств означает, что они получают дополнительные ресурсы для строительства собственных вооруженных сил, для поддержки союзников и партнеров за рубежом, а также для развития научных разработок в военной области. Прогресс в различных областях науки и техники в свою очередь ведет как

кновым возможностям экономического роста, так и напрямую

кперспективам создания новых более современных систем вооружения. Совершенствование НЧК ведет как к более эффективному развитию экономики страны, так и к научно-техническому прогрессу. И наоборот, развитие экономики позволяет получать

дополнительные ресурсы, чтобы укреплять образовательный уровень населения и повышать профессиональную подготовку кадров.

Первый этап исследования предполагает анализ и прогноз основных тенденций мирового развития в среднесрочной перспективе (до 2021–2022 гг.). Второй — в долгосрочной перспективе (до 2045–2050 гг.). Предполагается, что исследование таких тенденций позволит не только наметить в основном весь спектр возможных сценариев развития МО, но и выделить среди них один–два наиболее вероятных сценария развития. Логическая схема такого анализа и прогноза может быть представлена следующим образом (рис. 2.2), иллюстрируя, прежде всего, изменения степени влияния тех или иных глобальных тенденций на формирование различных сценариев развития МО.

Вкачестве примеров эволюции влияния различных тенденций приводятся только некоторые глобальные тенденции развития:

а) финансово-экономические;

б) демографические;

82

 

 

Стратегическое прогнозирование МО

 

 

 

 

Рис. 2.2. Логическая схема возможных сценариев развития МО на основе анализа мировых тенденций в среднесрочной (до 2021–2022 гг.) и долгосрочной (2045–2050 гг.) перспективах

в) политико-дипломатические и социальные; г) военно-технические и технологические.

Из этой иллюстрации видно, что наибольшее влияние на формирование будущего сценария МО будут оказывать тенденции, образующие единое поле между осями «а» и «б». Также, из диаграммы следует, что роль этих тенденций может стать решающей уже в среднесрочной перспективе, а тем более в далеком будущем. Так, при доминировании (как сегодня) финансово-экономических тенденций глобализации, МО «выстраивается» преимущественно с учетом их влияния (значения мировой торговли, финансовых потоков, поставок углеводородов и т. п.). В 2015 году сознательно берется за 100% влияние финансово-экономических, демографических и политико-дипломатических тенденций с тем, чтобы показать относительное снижение этого влияния в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

При этом сам выбор этих тенденций уже является субъектив-

ным выбором, когда доказать значительное влияние тех или иных

Глава II

 

 

83

 

 

 

 

тенденций (а тем более, их решительное влияние) практически невозможно. Так, например, окажись мы перед такой же задачей в СССР периода 80-х годов, то крайне маловероятно, что выделили бы в качестве главной тенденции развал Организации Варшавского договора, социалистического содружества и в, конечном счете,

СССР, хотя именно это, как оказалось, уже в 90-е годы и было самой главной тенденцией мировой политики. Из этого следует, что выбор наиболее важных тенденций, которые в настоящее время, а тем более в будущем будут влиять на мировую политику — очень важный субъективный этап. Чтобы минимизировать его возможные ошибки, как представляется, необходимо попытаться:

во-первых, не ограничиваться двумя–тремя тенденциями, а попытаться расширять их спектр на все основные сферы международной политики и международных отношений;

во-вторых, уже на стадии отбора привлечь как можно больше факторов и информации о таких тенденциях.

Следующим шагом должна стать оценка степени влияния

каждой тенденции на развитие МО. Такую оценку можно сделать, например, по 100-балльной шкале — от 10 (отмечено влияние) до 100 (решающее влияние). В результате может получиться некая «матрица влияния» мировых тенденций. При этом следует

понимать, что на практике число рассматриваемых тенденций может быть значительно больше, а также, что могут появиться (даже неизбежно появятся в долгосрочной перспективе) новые тенденции, которые сегодня пока не существуют либо не обладают заметным влиянием.

Примерная «Матрица влияния» отдельных тенденций на развитие международной обстановки

Решающее влияние

Очень сильное влияние

Сильное влияние

Направляющее влияние

Определяющее влияние

Заметное влияние

Влияние

Слабое влияние

Очень слабое влияние

90–100

80–90

70–80

60–70

50–60

40–50

30–40

20–30

10–20

84

 

 

Стратегическое прогнозирование МО

 

 

 

 

Таким образом, при оценке тенденций мирового развития необходимо предпринять следующие шаги:

выделить ту или иную тенденцию как значимую, важную для формирования МО;

определить степень её влияния в настоящее время (т. е.

в 2016 г.);

спрогнозировать степень её влияния в среднесрочной перспективе до 2021–2025 годов;

спрогнозировать степень её влияния в долгосрочной перспективе до 2045–2050 годов;

рассмотреть взаимодействие этой тенденции с другими мировыми тенденциями.

И в заключении, на основе этого анализа — определить ос-

новной вектор развития международной системы.

2.2.2.Динамика развития государственных субъектов международных отношений

Для выявления наиболее вероятного сценария развития МО необходимо проанализировать совокупность нескольких групп

факторов. И общие тенденции мирового развития, образующие основной вектор развития международной системы — только одна из этих групп. Ко второй группе относится активность государственных субъектов международных отношений. В эту группу можно условно включить не только сами государства, но также союзы государств и локальные человеческие цивилизации, поскольку государства являются основными элементами их составляющими. Государственные акторы являются наиболее влиятельными субъектами международных отношений и их деятельность может оказывать существенное воздействие на формирование сценариев развития МО, как по темпам, так и по курсу.

Так, например, некоторые государства могут быть заинтересованы, в консервации существующей системы международных отношений, другие — в том, чтобы она эволюционировала в желательном для них направлении. Как следствие, общий вектор развития международной системы может испытывать серьезные

колебания и отклонения от изначальной траектории предопре-

Глава II

 

 

85

 

 

 

 

деленной объективными тенденциями мирового развития. При этом совершенно нельзя исключать, что, при целенаправленной и длительной активности группы влиятельных государств, общий вектор развития международной системы будет изменен и начнет развиваться в другом направлении.

По этой причине анализ активности государственных и межгосударственных субъектов международных отношений имеет важное значение не только для выявления наиболее вероятного сценария развития МО, но и для понимания того, является ли общий вектор развития международной системы достаточно устойчивым или он может поменять свое направление. А от этого в свою очередь будет зависеть адекватность всего стратегического прогноза.

Этот этап анализа и прогноза предполагает использование достаточно традиционного подхода, который, в конечном счете, сводится к исследованию влияния отдельных (прежде всего основных) субъектов на формирование и развитие сценариев МО — как возможных, так и наиболее вероятных.142 Естественно, что на формирование того или иного сценария развития МО отдельные субъекты оказывают разное влияние. Если взять крайности — такие субъекты международных отношений как США и Монако, например — то очевидно, что роль, значение и влияние этих субъектов

на формирование сценариев развития МО сильно различаются. Чтобы формализовать оценку влияния таких субъектов в сис-

теме международных отношений можно составить соответствующие матрицы. В самом общем виде влияние того или иного фактора (субъекта, актора, групп акторов и т. д.) можно оценить, например, по 100-балльной шкале (от 10 баллов — незначительное влияние на МО, до 100 баллов — решающее влияние на формирование того или иного сценария МО. Применительно к ЛЧЦ такая матрица могла бы выглядеть следующим образом: (табл. 2.1)

Аналогичную матрицу (табл. 2.2) можно предложить для анализа влияния государств и прогноза их влияния в XXI веке, ограничившись, например, «большой 20-кой» или 10 наиболее перспективными кандидатами.

142 Подберезкин А. И., Мунтян М. А., Харкевич М. В. Долгосрочное прогнозирование сценариев развития военно-политической обстановки: аналит. доклад. М. : МГИМО–Университет, 2014.

86

 

 

 

Стратегическое прогнозирование МО

 

 

 

 

 

Таблица 2.1. Общая матрица оценки влияния ЛЧЦ

 

в XXI веке

 

 

 

 

 

 

 

Оценка

Оценка

Оценка

Название ЛЧЦ

влияния

влияния

влияния

 

 

 

 

в 2015 г.

в 2030 г.

в 2050 г.

Западная ЛЧЦ

70

60

40

Китайская ЛЧЦ

30

50

60

Индийская ЛЧЦ

15

30

50

Латиноамериканская ЛЧЦ

10

20

30

Индонезийская ЛЧЦ

10

20

30

Российская ЛЧЦ

15

20

25

Исламская ЛЧЦ

40

50

60

Таблица 2.2. Общая матрица оценки влияния отдельных государств в XXI веке

Название ЛЧЦ

Оценка влияния

Оценка влияния

Оценка влияния

в 2015 г.

в 2030 г.

в 2050 г.

 

1. США

60

50

35

2. ЕС

30

30

30

3. КНР

25

45

55

4. Россия

15

15

20

 

 

 

30.

 

 

 

Таблица 2.3. Общая матрица оценки влияния отдельных

международных организаций

Название ЛЧЦ

Оценка влияния

Оценка влияния

Оценка влияния

в 2015 г.

в 2030 г.

в 2050 г.

 

1. НАТО

75

65

60

2. ШОС

15

25

30

Глава II

 

 

87

 

 

 

 

Такую же матрицу (табл. 2.3) можно предложить для международных организаций — союзов, коалиций и других акторов, выделив, естественно, наиболее важные из них.

Еще более важным является изменение этого влияния по времени, что ведет к переменам в глобальном и региональном соотношении сил. Так, изменение доли ВВП США с 18% в мировом ВВП в 2015 году до 16% в 2025 году и до 12% в 2045 году, естественно, не может не отразиться на соотношении сил в мире, которое, однако, не может быть простой экстраполяцией падения влияния США: за эти же годы США могут усилить другие составляющие своей мощи — военную силу, коалиционную мощь или качество национального человеческого капитала и его институтов143.

Таким образом, задачей анализа и прогноза является определение в среднесрочной и долгосрочной перспективах влияния

Рис. 2.3. Логическая схема анализа и прогноза влияния отдельных субъектов международных отношений (ЛЧЦ и государств) на формирование сценариев развития в среднесрочной (2021–2022 гг.)

и долгосрочной (2045–2050 гг.) перспективах

143

Подберезкин А. И. Национальный человеческий капитал. Т. I–III. М. :

 

МГИМО–Университет, 2011–2013.

88

 

 

Стратегическое прогнозирование МО

 

 

 

 

отдельных ЛЧЦ и государств на МО, а через изучение их целей — и на возможные и вероятные сценарии развития МО. В самом общем виде это можно представить на следующей логической схеме (рис. 2.3).

 

Примеры:

а)

степень влияния США (динамика изменения экономичес-

 

кой, финансовой, научно-технической и пр. мощи) на МО

 

в среднесрочной (2021–2022 гг.) и долгосрочной (2045–2050 гг.)

 

перспективах;

б)

степень влияния РФ (динамика изменения экономической,

 

финансовой, научно-технической и пр. мощи) на МО в сред-

 

несрочной (2021–2022 гг.) и долгосрочной (2045–2050 гг.) пер-

 

спективах;

в)

степень влияния КНР (динамика изменения экономической,

 

финансовой, научно-технической и пр. мощи) на МО в сред-

 

несрочной (2021–2022 гг.) и долгосрочной (2045–2050 гг.) пер-

 

спективах.

 

Так, из приведенных примеров видно, например, что к 2021–

2022 годам степень влияния КНР и США сравняются, а к 2045– 2050 годам влияние КНР в мире на формирование МО существенно превысит влияние США, т. е. в 2015 году мир будет «китаеориентированным» больше, чем «америкоориентированным».

Примечательно, что влияние России прогнозируется на рисунке как усиливающееся, что в период «равенства» США–КНР в 2021–2025 годах может сыграть важную роль.

2.2.3.Динамика развития негосударственных субъектов международных отношений

Следующим этапом составления стратегического прогноза является анализ развития основных негосударственных (международных и общественных) акторов мировой политики. В результате этого прогноза можно будет предсказать их влияние на формирование различных сценариев МО в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

При этом есть основания полагать, что в XXI веке усиление

влияния международных и негосударственных акторов на мировую

Глава II

 

 

89

 

 

 

 

политику будет неравномерным. Среди традиционных акторов все большую роль будут играть различные международные институты, которые играют все более заметную наднациональную роль — ЕС, НАТО, МВФ, ВБ и множество других международных организаций. Также резко усилится влияние новых негосударственных международных и национальных акторов мировой политики, таких, например, как ИГИЛ или «Правый сектор», или «КиберБеркут».

До XXI века эти акторы (за редким исключением националь- но-освободительных движений и организаций типа ООП или «Ирландской освободительной армии» или Африканского национального конгресса) играли незначительную, даже второстепенную роль, но уже в конце XX века они стали превращаться в факторы, влияющие на развитие МО и ВПО в мире. Объяснения этому как минимум два. Во-первых, возрастающая роль НЧК и его институтов привела, по сути, к началу нового, социально-исторического этапа в человеческой цивилизации, где роль идеологии, психологии человека становится решающей.

Рис. 2.4. Логическая схема анализа и прогноза влияния, отдельных акторов (субъектов и тенденций)

на формирование сценариев развития МО в среднесрочной (2021–2025 гг.) и долгосрочной (2045–2050 гг.) перспективах

90

 

 

Стратегическое прогнозирование МО

 

 

 

 

Другая причина — появление новых информационных и социальных технологий, которые сделали решительный шаг в организационном развитии общественных и политических институтов: появлении сначала сетевых, а затем и роевых организаций. По аналогии с государственными факторами, влияющими на формирование МО, на третьем этапе анализа и прогноза требуется рассмотреть динамику изменения влияния негосударственных акторов на развитие сценариев МО.

 

Примеры:

а)

влияние международных военно-политических коалиций

 

(типа НАТО) на формирование МО;

б)

влияние идеологических роевых организаций (типа ИГИЛ)

 

на формирование МО;

в)

влияние международных общественных организаций (типа

 

«Human Rights Watch») на формирование МО.

 

Как видно из рисунка 2.4, в самом общем виде можно сделать

вывод о том, что влияние негосударственных акторов мировой политики на формирование МО резко, даже стремительно возрастает. Причем это относится ко всем акторам, которые (в отличие от других факторов МО, например государств или мировых тенденций) развиваются в одном направлении.

2.3.Построение возможных сценариев развития международной обстановки

Возможные сценарии развития МО задаются тремя группами факторов: основным вектором развития международной системы, интересами наиболее влиятельных субъектов международных отношений и соотношением сил между ними. Сопоставление этих факторов позволяет предсказать возможность тех или иных действий субъектов международных отношений, которые могут быть разумно предприняты ими в конкретной ситуации при существующем соотношении сил и с учетом их интересов. Следует подчеркнуть, что речь идет именно о разумных действиях, а не действиях любого рода, которые только

можно вообразить.