Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Теория управления.doc
Скачиваний:
45
Добавлен:
08.06.2016
Размер:
1.03 Mб
Скачать

Виды потребностей с генетической точки зрения

Для избавления от физиологического редукционизма в интерпретации потребностей, т.е. осмысления всех потребностей по аналогии с физиологическими, необходимо принять во внимание различие потребностей с точки зрения их генезиса. По своему происхождению потребности распадаются на два класса: врожденные и приобретенные. Первые вызываются различными естественно возникающими несоответствиями в организме, вторые – прижизненно и связаны с отношением человека к миру. Различие между врожденными и приобретенными потребностями огромно.

Врожденные потребности возникают непроизвольно, в их основе лежат проблемные ситуации, связанные с обменом веществ. Проблемы, решение которых они обеспечивают, являются первичными по отношению к потребностям (влечениям). Иными словами, сначала возникают несоответствия, а затем – психические состояния, свидетельствующие о необходимости для субъекта определенной деятельности.

Прижизненные потребности имеют совершенно другую динамику. Они возникают на основе первичного опыта субъекта, который появляется в результате внешних воздействий, вызывающих определенные психические реакции – реакции, становящиеся эталоном для оценки последующих воздействий. Эти эталоны можно назвать привычками, характером. О существовании такого рода феноменов писали многие авторы (Э. Фромм, например). Формирование их представляет собой многофакторный процесс, они зависят, по-видимому, и от особенностей организма человека, его психики, и от среды.

Нас в данном случае интересует другой вопрос – роль этих психических эталонов. Они, на наш взгляд, зачастую выступают как некий неосознаваемый образец, с которым соотносится наличная действительность, актуальный опыт. Эти образцы переживаются как желаемое, а текущий отклоняющийся от них опыт – действительное. И именно несоответствие желаемого (образца) наличному состоянию и порождает потребность, переживание, которое фиксирует проблему несоответствия. Испытывая это несоответствие, человек стремится действовать таким образом, чтобы устранить его.

Отмеченный тип потребностей можно условно назвать традиционалистским, поскольку он определяется образцами потребления, общения, поведения, которые складываются у индивида в прошлом. Он охватывает множество конкретных потребностей. С этим типом потребностей связан и определенный тип личности и мотивации, который складывается уже в детстве. Можно предположить, что какие-то потребности такого рода имеются у высших животных, хотя в полной мере они развиты у человека.

Однако традиционалистские потребности являются не единственными прижизненными потребностями, наряду с ними существует и еще один тип, который можно в рабочем порядке назвать рациональным.

Механизм возникновения рациональных потребностей можно описать следующим образом. Человек рационально оценивает различные ситуации с точки зрения выбранных критериев и в случае выявления проблем у него непроизвольным образом возникают эмоциональные оценки данных несоответствий, которые и являются рационалистическими потребностями (рационалистическими, разумеется, с точки зрения порождающих их факторов, а не форм их существования).

Данные потребности присущи только человеку, поскольку предполагают способность к рефлексии, размышлению. Этот тип потребностей может возникать как по поводу проблем, имеющих место в настоящем, так и тех, что могут возникнуть в будущем. Рационалистический тип потребностей появляется, по всей видимости, позже остальных. Одной из важнейших потребностей такого рода является стремление к самореализации, в основе которого находится несоответствие способностей человека и реальных форм осуществляемой им деятельности, в частности превышение способностей над реально выполняемыми функциями.

Рациональные оценки способны пробуждать определенные желания или опасения, которые выступают мотивами действий. Наиболее ярко существование рациональной по генезису мотивации проявляется в случаях ошибочных оценок, которые никак не соответствуют действительности, но способны порождать реальные эмоциональные состояния. Так, человек, который считает, что у него стеклянная нога, боится ее разбить. Это, безусловно, патология, но патология, которая позволяет лучше постичь норму. Любая ошибочная оценка порождает реальные эмоции и мотивы. Ошибочная оценка ситуации менеджером, из которой следуют негативные для общности последствия, вызовет и мощный эмоциональный всплеск, и определенные действия. Объяснить такие мотивы объективными потребностями вряд ли возможно.

Таким образом, традиционалистские и рационалистические потребности порождаются проблемами, которые находятся в иной связи с психикой, нежели проблемы органические. Если органические проблемы – это несоответствия, дисбалансы в организме, которые сами по себе не представлены в психике, в ней наличествует лишь психическая реакция на эти дисбалансы, то с другими видами проблем ситуация иная. И традиционалистские и рационалистические типы проблем, так или иначе, представлены в психике, хотя их элементы могут не осознаваться и, соответственно, психической является сама реакция на эти несоответствия (потребность). Поэтому в данном случае нельзя говорить об объективности потребностей рационалистического и традиционалистского типов.

Таким образом, потребности могут обслуживать проблемы чисто физиологические и чисто рационалистические, последние описывают несоответствия, которые существуют между человеком и обществом, внешними вещами и процессами (например, между средством и предметом труда).

Понимание природы потребностей как психических феноменов, обеспечивающих решение проблемных ситуаций, позволяет иначе решить ряд вопросов, связанных с их генезисом и удовлетворением. Действительно, если понимать потребности как определенного рода влечения, то утверждение о социальности потребностей не лишено смысла, поскольку они возникают лишь у человека, живущего в общества, традиционалистские и рациональные потребности действительно формируются обществом. Но тезис о формировании потребностей нельзя понимать буквально, ибо формируются основания потребностей, а не они сами как влечения.

Из признания различий проблемы и потребности, а также их отношений, вытекает возможность того, что потребности могут не отражать проблему. То есть возможны ситуации, когда проблемы, с которыми сталкивается человек, не фиксируются его чувствами, не проявляются на уровне побуждений, но тем не менее, осознаются на уровне разума. Нет никаких оснований предполагать, что человек способен отразить все проблемы с помощью своих чувств.

В таких ситуациях яснее осознается необходимость другой формы побуждений к действиям – рационально-волевых. Побудители действий у человека не сводятся к потребностям, существуют и рациональные побудители, которые могут быть связаны различным образом с чувственными мотивами.