Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекция третья_Ришелье.doc
Скачиваний:
12
Добавлен:
28.03.2016
Размер:
9.92 Mб
Скачать

Ришелье за рабочим столом

Ему чуть перевалило за сорок. Он полон самых больших надежд. На нем пурпурная мантия кардинала (широкая длинная одежда в виде плаща, надеваемая поверх другого платья) с широким белым воротником, усиливающим бледность узкого лица, обрамленного черной, спускающей густыми волосами шевелюрой. Высокий, тяжелый лоб, приподнятые, словно удивленные брови, длинный, с горбиной тонкий нос, волевой рот – признак затаенных желаний. Удлиненность лица усиливают весело, по-солдатски приподнятые усы и заостренная бородка на испанский манер. Выразительный всепроникающий взгляд больших серых глаз придает его лицу в одно и то же время суровое и приветливое выражение. Чаще всего в этом взгляде – ясность и спокойствие уверенного в себе человека. Его глаза обладают непостижимый завораживающей силой. Обратим внимание на руки – они как у настоящего музыканта: необыкновенно длинные кисти со столь же удлиненными пальцами. Художник «выписал» тонкий, длинный, так называемый большой палец правой руки, между ним и указательным твердо зажато гусиное перо.

Справа – бронзовая, увесистая статуя распятого Христа, рядом с ней – раскрытый фолиант. Ришелье – кардинал сидит в богатом и удобном кресле, за небольшим рабочим столом, положим в одном из многочисленных королевских дворцов. Вся фигура напряжена и выписана на фоне большого стенного ковра. Он весь в напряжении – будто бы ждет, быть может самого короля.

Ришелье уже твердо осознал свое призвание: он должен посвятить себя служению Франции. Он развернул масштабную государственную, дипломатическую и военную деятельность.

3. Государственная и дипломатическая деятельность Ришелье: опыт характеристики

Ришелье был скромным, осторожным, хитрым и одновременно вероломным политиком. Он не останавливался ни перед какими преградами для достижения поставленных – личных и монарших – целей.

Эти цели во внутренней и внешней политике он изложил в своем политическом завещании, написанном им в конце 30-х – начале 40-х гг. XVII в. Завещание в полном объеме (оно более 300 страниц типографического текста) было опубликовано в Париже лишь в 1947 г., то есть более трехсот лет спустя (после его написания). На русский язык оно переводилось дважды во времена Екатерины II. Обратимся к нему. Текст его, надо признать, Ришелье тщательно отшлифовал.

Ришелье писал в этом «Политическом завещании»2: «Моей первой целью было величие короля, моей второй целью было могущество королевства».3 Если можно сомневаться в буквальном смысле первого утверждения Ришелье, то могущество абсолютистской власти он на самом деле стремился всеми способами утвердить как внутри страны, так и за ее пределами.

Ришелье – дворянин – старался укрепить первенствующее положение дворянства во французском обществе.

Но буржуазия набирала силу. Отсюда два положения Ришелье в его «Политическом завещании»: «богатство и гордость одних [буржуа, чиновников] подавляет бедность других [дворян] – богатых лишь доблестью». Ришелье не забыл отметить: «очень распространенный недостаток лиц, родившихся в этом сословии [дворянства], - что они применяют к народу насилие» (Там же, p. 218, 219).

Однако простой народ для Ришелье – это «мул, который привыкнув к нагрузке, портится от долгого отдыха больше, чем от работы» (Там же, с. 254).

Ришелье в своем завещании постулировал осторожность в борьбе государства в лице короля с гугенотами: «Осторожность не позволяет королям прибегать к рискованным мерам, могущим выполоть доброе зерно при желании выполоть плевелы» (Там же, с. 323).

Ришелье призывал решительно бороться с сепаратизмом гугенотов и крупных феодалов, обосновывая это, в частности и тем, что «бич, являющийся символом правосудия, никогда не должен оставаться праздным» (Там же, с. 341).

Однако суд суду рознь. «Если во время разбора обыкновенных дел суд требует бесспорных доказательств, - констатирует Ришелье, - совсем иначе в делах, касающихся государства; в таких случаях то, что вытекает из основательных догадок, должно иногда считаться за ясные доказательства» (Там же, с. 343-344). (Вот влияние взглядов Макиавелли).

Внутренние трудности Франции в эпоху Ришелье (1624-1642) – гражданские войны, разорение страны, уменьшение народонаселения, непомерный рост налогов и другое – осложнялись международным положением королевства. Всей Европе угрожала наднациональная католическая династия Габсбургов поглощением национальных государств. Кардинал мощно лавировал в своей дипломатической работе: он то склонялся к союзу с габсбургской Испанией и папством, то действовал с точностью до наоборот – поддерживал деньгами протестантских князей германских земель и тем самым ослаблял Габсбургов. Через 8 лет лавирование Ришелье прекратил: в 1630 г. он принял решение давать ежегодные крупные суммы денег протестантской Швеции для войны с германскими князьями-католиками. Тем самым Ришелье тайно втянул Францию в Тридцатилетнюю войну (1618-1648 гг.), закончившуюся Вестфальским миром, открывшим так называемую Вестфальскую эпоху в мировой дипломатической истории. Здесь будет уместно сказать хотя бы несколько слов о Тридцатилетней войне в Европе.

Тридцатилетняя война (1618-1648 гг.) - это кровавая бойня между габсбургским блоком государств и антигабсбургской коалицией. Габсбургский блок выступал под знаменем католицизма, антигабсбургская коалиция (особенно вначале) – протестантизма.

Дополним информацию о династии Габсбургов и их территориальных владениях исторической картой.

Габсбурги (от нем. Habsburger) – династия, правившая в Австрии [1212-1918 гг.], Чехии и Венгрии [1326-1918 гг.], части Италии [с XVI до 1866 г.]. С 1804 г. австрийские императоры, с 1867императоры Австро-Венгрии; в «Священной Римской империи» [1438-1806]; Испании [1516-1700], Нидерландах (Бельгии) до 1794 г.

С 1516 г. императоры «Священной Римской империи» своей власти подчинили Германию, Австрию, Чехию, часть Венгрии, Испанию и ее колонии в Америке (см. карту).

В XVI-XVII вв. Габсбурги, опиравшиеся на католическую церковь и проводившие политику контрреформации, были носителями реакционных идей, молитвою и оружием противостояли процессу складывания национальных государств. Они стремились к созданию «всехристианской империи».

В антигабсбургскую коалицию входили германские протестантские князья, Франция, Швеция, Голландия, Дания, Англия и Россия (см. карту).

Как видите, две мощные группировки государств противостояли друг другу. Борьба шла ожесточеннейшая и на полях сражений, и на дипломатическом фронте.

С выступлением в войну Франции (ее втянул Ришелье тайно в 1630 г., и явно в 1635 г.) определилось явное превосходство антигабсбургской коалиции.

В результате потерпел крах план Габсбургов на создание «Мировой империи» и включение в нее национальных государств. Вестфальский мир 24 октября 1648 г. утвердил приоритет национальных государств и открыл эру стабильного положения в Европе. Тридцатилетняя война была первой общеевропейской войной. В 1648 г. политическая гегемония перешла к Франции, к Франции без Ришелье (его преемником стал кардинал Мазарини). Следует отметить в этой связи расчетливость Ришелье как дипломата, угадавшего нужное время вступления Франции в войну. Результаты войны были катастрофичны. Она унесла много человеческих жизней. По оценкам советских историков (Н.Ф. Колесницкий и др.) в Тридцатилетнюю войну погибло 2 071 000 солдат (только одна Германия потеряла 300 000 солдат) и 6 млн мирных жителей. Население Франции уменьшилось более чем на 1 млн человек, т.е. в общей сложности людские потери составили более 8 млн человек. По другим расчетам совокупные людские потери составили 5-6 млн человек.

Колоссальный ущерб был нанесен сельскому хозяйству, ремеслу, жилищам и др. Тридцатилетняя война стала одним из этапов в истории наемных армий. Оба блока использовали наемников, набиравшихся из различных социальных слове разных стран Европы и без оглядки на вероисповедание. Они служили за деньги и превратили военное дело в профессию, в осуществлении которой большую долю занимало «мародерство». Это слово и понятие родились в эпоху Тридцатилетней войны. Его происхождение связывается с именем одного из двух (а, может быть с обоими) известных фамилий Мероде и принимавшими участие в войне: это немец, генерал, граф Иоганн Мероде или швед, полковник Вернер фон Мероде.

В русском языке слово «мародер» - это грабитель, разоряющий население в местах военных действий, снимающий вещи с убитых и раненых на полях сражений, занимающийся грабежом в местах катастроф.

К этим бедствиям прямое отношение имел Ришелье, использовавший «военную дипломатию» для достижения интересов абсолютистской Франции. Ришелье в эпоху Тридцатилетней войны нередко игнорировал мирную дипломатию, которая столь быстро (по сравнению с военной дипломатий) не могла дать нужных ему и верхушке Франции результатов.

Тем не менее, Ришелье входит в число 152100 великих дипломатов всех времен и народов. К тому же некоторые историки считают нужным употреблять термин «дипломатическая школа Ришелье».4 Конечно, этот термин условен. Тем не менее возможно наметить основные характерные черты дипломатии Ришелье. Каковы они?

  • Ришелье очень хорошо понимал, что основной задачей сильной дипломатии является поиск союзников, где бы они не находились, особенно ближних к территории страны. Эта аксиома мудрой дипломатии, поскольку пространство и время всегда и везде имеют стратегическое значение. Эта аксиома нисколько не устарела и сегодня, в эпоху невиданных технических возможностей.

  • Ришелье использовал тайную дипломатию. Он скрытно субсидировал антигабсбургскую коалицию (Швецию), но когда не добился желаемых результатов, объявил о вступлении Франции в Тридцатилетнюю войну.

  • Ришелье проявил понимание французской реальности первой трети XVII в. – малолетство королей – и озаботился подготовкой своего преемника на посту кардинала и первого министра королевства. После его смерти им стал его ученик кардинал Мазарини, продолживший политику и дипломатию Ришелье при короле Людовике XIV.

  • Дипломатия Ришелье – это во многом воплощение постулатов Макиавелли, разработанных в его книге «Государь» (1532 г.) – для достижения государственных интересов все средства допустимы – подкуп, предательство, лицемерие, убийство и т.д.

  • Ришелье был дальновидным и искусным дипломатом. Приведу лишь один факт – точно рассчитанные им время вступления Франции в Тридцатилетнюю войну.

  • Ришелье своей длительной политикой (почти два десятка лет) убедительно продемонстрировал единство внутренней и внешней политики. Наш классик это выразил словами: «Внешняя политика есть продолжение внутренней политики».

Таковы основополагающие черты дипломатической школы Ришелье.

Однако вернемся к жизни Ришелье. наступил ноябрь 1642 г. Ришелье в зените своей славы. Он привел Францию к статусу великой мировой державы. Франция чувствует себя хорошо, однако со здоровьем Ришелье происходит что-то неладное. 28 ноября наступило резкое ухудшение здоровья. Врачи ставят еще один диагноз – гнойный плеврит (воспаление плевры). Перед самой кончиной кардинала Людовик XIII дважды встречался с ним – 2 и 3 декабря 1642 г. 2 декабря умирающего навещает король. «Вот мы и прощаемся, - слабым голосом говорит Ришелье. – Покидая Ваше Величество, я утешаю себя тем, что оставляю Ваше королевство на высшей ступени славы и небывалого влияния, в то время как все Ваши враги повержены и уничтожены… Затем Ришелье рекомендует оставить на своих постах государственных секретарей Шавиньи и Наайе, а своим единственным преемником называет кардинала Мазарини.