Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ПСИХОТЕРАПИЯ СЕМЬИ Сатир.doc
Скачиваний:
23
Добавлен:
24.03.2016
Размер:
957.44 Кб
Скачать

Часть iii___________________________________171

а) Терапевт в работе с пациентом имеет дело с человеком, которому другие (или он сам) при­писывают некоторые психологические, физи­ческие или социальные проблемы. Наблюда­телю, не имеющему терапевтического опыта, его поведение кажется «глупым», «ненор­мальным», «нездоровым» или «дурным».

б) Терапевт будет использовать другие эпите­ты, типа «с задержкой в развитии», «шизо­френический», «маниакально-депрессив­ный», «психосоматический», «социопатиче-ский». Эти термины используются врачами для описания поведения, рассматриваемого как девиантное, то есть не согласующееся с остальными личностными характеристиками человека, с ожиданиями окружающих, с на­личной ситуацией.

в) Наблюдения, осуществляемые врачами в те­чение многих лет, обобщаются в стандарт­ную терминологическую систему, называемую «психиатрической номенклатурой». С помо­щью этого метода врач без лишних слов мо­жет описать тот или иной вид девиантного поведения.

г) Как правило, подразумевается, что подобные

ярлыки полностью соответствуют личности того, кому они приписаны. Из года в год одни и те же ярлыки соответствуют определенным личностным особенностям и предполагают определенные прогнозы и определенные ме­тоды лечения.

д) Ели терапевт называет пациента, например,

«шизофреником», он, в большей степени, будет основывать прогноз на имеющихся у него представлениях о шизофрении, чем на наблюдении за конкретной личностью, кото-

172

Психотерапия семьи

рая является не только «человеком», «Джи­мом», «мужем», «отцом», «химиком», но и «шизофреником».

е) Но ни у врача, ни у кого другого нет права обращаться с этим пациентом только с пози­ций его «шизофреничности», упуская из виду то, что, прежде всего, он является просто человеком. Ни один ярлык не может быть сто­процентно безошибочным, поскольку, наде­ляя им конкретного человека, терапевт огра­ничивается селективным подбором информа­ции, тем самым лишая себя возможности многообразной интерпретации поведения сво­его пациента.

ж) Фактически, терапевт должен сказать свое­му пациенту: «Сейчас ваше поведение тако­во, что я как врач, называю его „шизофрени­ческим". Но я имею в виду только этот мо­мент, это место и эту ситуацию. То, как вы будете вести себя в другое время, в другом месте и в другой ситуации, может показать вас совершенно с другой стороны».

17. Я хотела бы завершить эти рассуждения о роли терапевта, обратившись к некоторым из тех спе­цифических преимуществ семейной терапии по сравнению с терапией индивидуальной или груп­повой.

а) В семейной терапии у терапевта есть уникаль­ная возможность объективного наблюдения. В индивидуальной терапии, где участниками процесса являются всего двое, терапевт не­избежно оказывается вовлечен во взаимодей­ствие. Ему трудно оставаться беспристраст­ным. Кроме того, он должен дифференциро­вать собственные реакции и чувства пациен-

Часть III 173

та от тех, которые были спровоцированы по­ведением терапевта.

б) У семейного терапевта есть возможность по­лучить непосредственное представление о пациенте в двух весьма важных аспектах.

♦ Наблюдая пациента в его собственной семье, тера­певт может понять, на какой стадии развития пациент на­ходится в данный момент времени.

♦ Наблюдая за ребенком в семейной группе, терапевт может установить, что мешает его нормальному функцио­нированию. Так, например, он может понять, как муж и жена реагируют друг на друга и как они относятся к ребенку.

♦ Подобное непосредственное знание недоступно в процессе индивидуальной и даже групповой терапии, где человек находится среди своих сверстников, и его интер­активный стиль проявляется лишь в одной этой сфере.

18. Как терапевт, я обнаружила, что некоторые из терапевтических понятий оказываются полезны в роли измерительных инструментов — они оп­ределяют природу и степень дисфункциональ-ности семейных отношений.

а) Предлагаю вам анализ тех техник, которые используются каждым из членов семьи как средство совладания с различностью. Реак­ция человека на различность — это показа­тель его способности адаптироваться к раз­витию и изменению. Она также показывает, какие установки он имеет относительно чле­нов своей семьи и может ли открыто их де­монстрировать.

♦ Члены любой семьи должны определить для себя способы установления различности друг друга. Это пред­полагает, что каждый из них может определить для себя и сообщить другим, как он воспринимает и себя самого, и окружающих.

174

Психотерапия семьи

♦ Пример: Джанет потеряла шляпную булавку. Она должна сказать: «Мне нужна моя шляпная булавка (ясно), о которой я говорила тебе, Бетти (прямо), эта та булавка, которую я ношу только с черной шляпой (конкретно)». Едва ли ей стоит говорить: «Почему бы тебе не оставить мою шляпу в покое?» или «Ты ничего не хочешь мне сказать?» или идти в комнату Бетти и переворачивать там все вверх дном (неясно, непрямо, неконкретно).

♦ Как я уже говорила, в тех случаях, где один из су­пругов обнаруживает различность другого, когда он того не ожидал, или же просто не знал о ее существовании, важ­но, чтобы он воспринял это как шанс познать и понять парт­нера, а не как сигнал о начале войны.

♦ Если способы совладания с различностью основа­ны на определении того, кто прав (война), или предполага­ют полное отрицание этой различности (уход), это может привести к патологическому поведению кого-либо из чле­нов семьи, как правило, кого-то из детей.

б) Для определения того, играют ли члены семьи неявно какие-то роли, отличные от тех, кото­рые следуют из обычного семейного взаимо­действия, я провожу анализ ролевых функций.

♦ Если два человека вступили в брак в надежде найти дополнение своему Я, каждый из них фактически пере­кладывает ответственность на другого, тем самым порож­дая обоюдно паразитирующие отношения.

♦ В конечном счете, такие отношения могут трансфор­мироваться в нечто подобное отношению «родитель — ре­бенок». Взрослые, называющиеся «муж» и «жена», могут в действительности функционировать как мать и сын, отец и дочь, брат и сестра, приводя в замешательство осталь­ных членов семьи и, в конце концов, самих себя.

♦ Вот пример (в упрощенном виде) того, как могут раз­виваться взаимоотношения в такого рода семье.

Предположим, Мэри принимает на себя роль единственного родителя, а Джо выступает в роли ее ребенка. Тогда Джо оказывается в роли брата по