Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
2312 ШустровАА Практика.doc
Скачиваний:
9
Добавлен:
20.03.2016
Размер:
1.87 Mб
Скачать

Генетический код компании

Рисунок 1 - М. Федосовский ген. Директор ЗАО «Диаконт»

«Основатели компании тщательно оценили исходную ситуацию, - говорит Михаил Федосовский, один из учредителей и бессменный генеральный директор компании, - и решили сделать такое предприятие, которое будет использовать научный потенциал ленинградских КБ, квалификацию технологов и рабочих лучших заводов. Мы были нацелены на выпуск чего-то такого, что было бы на уровне космической техники…».

В смутные перестроечные времена найти конструкторов и рабочих самой высокой квалификации было просто – применения себе на родных предприятиях они не находили. Поэтому производственная и интеллектуальная база для смелых порывов такого рода в городе имелась. Но её одной явно не доставало – иначе почему другие не использовали?

Затем особо выделена была необходимость эффективной системы управления. Основу её заложили специалисты высокой квалификации, призванные с «Электрона», ЛОМО, ВНИИ телевидения… Отбор шел по двум критериям. С одной стороны, эти люди должны были обладать немалым производственным опытом и уникальными навыками, с другой – опыт руководящей работы на советском предприятии считался нежелательным обстоятельством и препятствовал выдвижению на руководящую должность.

«Мы не чувствовали себя уверенно в вопросах управления – комментирует М. Фегдосовский, - но с учётом перемен, совершающихся в стране, решили, что риск провала с учебой по ходу дела будет меньше, чем при работе по старым шаблонам. Для новых условий старый опыт не годился…». Кстати, помните: а первые кафе и рестораны, открываемые иностранцами, не брали людей с опытом работы в советском общепите? И официантам, которые стремились туда, приходилось скрывать своё прошлое.

Наконец, третьим важным решением было определение поля деятельности новорождённой компании. С самого начала подразумевалось, что её цель – быть равноправным участником на рынках развитых стран. Отсюда требовалось найти такую нишу, в которой крупные корпорации не имеют стратегических интересов, поскольку сопоставимых с их возможными инвестициями в развитие какого либо продукта «Диаконт» заведомо не мог. Но с малыми и средними компаниями из стран, задающих тон на технологическом рынке, решено было потягаться.

Из этих соображений искали и остановились на разработке и изготовлении приборов, платежеспособный спрос на которые не иссякнет. При таких естественных регуляторах «Диаконт» выбрал приборы для атомных станций – на их безопасности экономить не приходится нигде.

«На чём можно сегодня заработать? – философски замечает директор – Снизить затраты заказчика. Или обещать ему технологическую безопасность. Люди отвечают за безопасность – мы обещаем её повысить». Прагматизм крайний, но нельзя не согласиться – разве не на страховке зарабатывают, и неплохо зарабатывают, производители систем обороны?

Так все и определилось. Во всяком случае, таким сегодня видят в самом «Диаконте» своё собственное начало.

О производстве Что?

Выпускается продукция в соответствии с избранным названием – «Диагностика и Контроль». Для атомщиков, например, радиационно-стойкие камеры -

Рисунок 2 - Телевизионная система

На АЭС много таких мест, где работает не человек, а лишь механизмы, и где необходимо вести постоянное наблюдение. Камеры «Диаконта» на четыре порядка устойчивее к радиационным воздействиям, чем используемые в обычном промышленном телевидении. Делаются для АЭС и другие системы визуального контроля, например, аппаратура для наблюдения за перезагрузкой ядерного топлива: как отработанные кассеты вынимаются из реактора, а на их место вставляются свежие.

Кроме того, компания стала модернизировать машины для этой перезагрузки. Перезагрузка – одна из самых ответственных операций – «класс два» по шкале, где «класс один» означает расплавление реактора… Весьма ответственная работа, соответствующая стоимость. Сегодня одно из самых заманчивых направлений роста предприятия.

Производятся так же системы управления дизель-генераторными установками резервного питания для автономного энергоснабжения АЭС. С одной стороны, включить резервное питание в случае отключения штатного энергоснабжения – дело не хитрое. Но когда требуется надёжность включения близкая к абсолютной – скажем, вероятность отказа снижена до «десять в минус шестой» – тогда система управления приближается по своей сложности к небольшому заводику.

Для газовой отрасли разработаны управляемые диагностические комплексы. Это небольшие «луноходы», которые катаются в трубах диаметра от 70 миллиметров и выше, и контролируют физико-механическое состояние труб сразу несколькими способами – лазером, электромагнитным, акустическим. Сочетание всех этих методов даёт высочайшую степень надёжности выдаваемого заключения. Почему такие «луноходы»? Состояние магистральных трубопроводов ревизуется с помощью больших аппаратов – пятиметровых «поршней», начинённых разнообразной диагностической аппаратурой и летящих по трубе с большой скоростью. Однако в относительно короткие ответвления к компрессорным станциям, ответственным за перекачку газа, такой поршень не запустишь. Здесь, где трубы к тому же работают в условиях, более тяжёлых, чем на магистрали, есть подъёмы и спуски, вертикальные участки внутри скользкой трубы, покрытой плёнкой масла и взрывоопасной средой.

Следует добавить, что всё оборудование, разработанное компанией – либо штучное (которое она стремится превратить в серию), либо выпускается серийно. Но пока цены на эту продукцию остаются в разы выше, чем цены на подобное серийное оборудование общего промышленного назначения.

Как?

Чтобы делать приборы и машины нужного сегодня качества (продукция «Диаконта» соответствует стандартам МАГАТЭ и других самых строгих международных инстанций, а по отдельным показателям и превосходит их) нужна действительно хорошая организация производства. Сертификат на соответствие стандарту ISO 9001:2000 «Диаконтом» получен в 2002 г., но он определяет только качество продукции, оставляя вне поля зрения некоторые экономически важные моменты производства – например, скорость прохождения детали по технологической цепочке. Неохваченными остаются производственные ситуации, вызывающие конфликты или способные их вызвать. Есть старое армейское правило: если приказ может быть понят неправильно, он обязательно будет понят неправильно. В компании об этом знают и стараются перекрыть все возможности для неверных истолкований.

Поэтому и введен контролинг по программе MAX английской компании SSA Global. В эту систему управления предприятия вложено уже более двух миллионов долларов. При этом программа на 80% переписана при адаптации к специфике предприятия. «Программа оправдала себя полностью – считает вице- президент компании Николай Саникович, - и оправдала во многом потому, что время для её введения было выбрано правильно – мы ещё могли работать по-старому. Какой-то запас прочности на доработку и освоение новинки у предприятия оставался, поэтому заказчиков переход на новую систему никак не затронул».

«Диаконт» был одним из первых предприятий в России, внедрившим эту систему. В секторе контролинга занято всего восемь человек, а тридцать программистов, экономистов и планировщиков реализуют их алгоритмы. Их задача – достижение максимальной простоты и ясности в работе, упрощение производства до предела.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]