Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Дипломка 1.docx
Скачиваний:
51
Добавлен:
19.03.2016
Размер:
83.92 Кб
Скачать

1.3 Исторический аспект уголовной ответственности за преступления против военной службы

В царской России уголовно-правовые нормы, устанавливавшие уголовную ответственность за воинские преступления, стали возникать после начала формирования регулярных воинских частей. Такие нормы, например, входили в Судебник Царя и Великого Князя Ивана IV 1550 г. История развития военно-уголовного законодательства - большая самостоятельная тема. Тем не менее, для настоящей работы наибольший интерес представляет сравнительная характеристика советского и современного российского уголовного законодательства об ответственности за преступления против военной службы.

Необходимо отметить, что советское военно-уголовное законодательство являлось составной частью уголовного законодательства в соответствии со статьей 2 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1958 г. Поэтому, например, положения Общей части советского уголовного законодательства об основаниях уголовной ответственности, понятии преступления были едины для всего уголовного законодательства, в том числе и определявшего уголовную ответственность за воинские преступления. Вместе с тем особенности воинской службы предопределяли выделение специальных видов наказаний, применявшихся только к осужденным военнослужащим. Такими наказаниями являлись: направление в дисциплинарный батальон и содержание на гауптвахте взамен исправительных работ.

Эти наказания отбывались одновременно с выполнением осужденным обязанностей по военной службе и не сопрягались с исключением осужденного из Вооруженных Сил. Помимо этого в соответствии со статьей 31 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик при осуждении за тяжкое преступление лицо, имевшее воинское звание, могло быть по приговору суда его лишено. Согласно Закону о всеобщей воинской обязанности военная служба состояла из действительной военной службы и службы в запасе. Поэтому судебное решение о лишении воинского звания могло быть принято и в отношении лица, находившегося в отставке. В Законе «Об уголовной ответственности за воинские преступления» УК 1960 г. было определено, что воинскими преступлениями признаются предусмотренные им деяния против установленного порядка несения воинской службы, совершенные военнослужащими, а также военнообязанными во время прохождения ими учебных сборов.

До принятия нового Уголовного кодекса на территории Российской Федерации действовал Закон СССР об уголовной ответственности за воинские преступления 1958 г. с последующими изменениями и дополнениями, нормы которого были полностью воспроизведены в статьями 237-269 Уголовного кодекса РСФСР 1960 г. и на практике применялись в виде соответствующих статей этого Кодекса.

В отличие от прежнего законодательства, которое устанавливало ответственность за воинские преступления, совершенные как в мирное, так и в военное время и в условиях боевой обстановки, нормы Уголовного кодекса 1996 года предусматривают ответственность только за преступления против военной службы, совершаемые в условиях мирного времени. Как уже было проанализировано, в части 3 статьи 331, уголовная ответственность за преступления против военной службы, совершенные в военное время либо в боевой обстановке, определяется законодательством Российской Федерации военного времени.

По сравнению с УК 1960 г. в Кодексе 1996 г. количество статей о воинских преступлениях сокращено с 35 до 22. Это произошло за счет объединения некоторых составов преступлений, декриминализации отдельных видов воинских правонарушений и не включения в главу 33 норм о воинских преступлениях, которые могут быть совершены в условиях военного времени и боевой обстановки.

В то же время нельзя признать обоснованным исключение из числа воинских преступлений воинских должностных лиц в виде злоупотребления служебным положением, превышения и бездействия власти, включая случаи применения командирами и начальниками различных видов насилия в отношении своих подчиненных, и распространение на них общих норм о должностных преступлениях. Особенности указанных преступлений по службе воинских должностных лиц, обусловленные тем, что на них возложены специфические обязанности по обеспечению военной безопасности государства и в связи с этим они наделены весьма широкими полномочиями по управлению войсками, включая право командиров на применение оружия в отношении своих подчиненных (статья 9 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил РФ), предопределяют необходимость отнесения их к числу преступлений против военной службы. Не случайно военно-уголовное законодательство дореволюционной России и советского периода неизменно включало в себя специальные нормы об уголовной ответственности командиров и начальников за преступления, совершенные ими с использованием своего служебного положения, и прежде всего за применение насилия к подчиненным и другие формы ущемления их прав и законных интересов.

Анализ показывает, что в главе 33 УК РФ появился новый, неизвестный прежнему законодательству состав преступления - нарушение правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности (статья 343). К несению службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности наряду с органами внутренних дел привлекаются военнослужащие специальных моторизованных частей и соединений и частей оперативного назначения внутренних войск. Законом «Об обороне» от 24 апреля 1996 г. участие военнослужащих Вооруженных Сил в несении службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности не предусмотрено. Поэтому действие статьи 343 УК распространяется лишь на военнослужащих внутренних войск МВД РФ, виновных в совершении предусмотренного в ней преступления. Новой является и статья 347, предусматривающая уголовную ответственность за уничтожение или повреждение по неосторожности оружия, боеприпасов или предметов военной техники, повлекшие тяжкие последствия.

В отличие от советского периода времени, предусмотренные в главе 33 УК РФ преступления против военной службы можно разделить на следующие группы:

1.преступления против порядка подчиненности и уставных взаимоотношений между военнослужащими (статьи 332 - 336);

2.уклонение от военной службы (статьи 337 - 339);

.преступления против порядка несения специальных служб (статьи 340-344);

.преступления против порядка использования и сбережения военной техники и другого военного имущества (статьи 345 - 348);

.преступления против порядка обращения с оружием и эксплуатации военной техники (статьи 349 - 352).

Анализ норм главы 33 УК РФ показывает, что признаки многих составов воинских преступлений существенно отличаются от признаков этих же преступлений, предусмотренных соответствующими статьями УК РФ 1960 г. Исключена уголовная ответственность военнослужащих по призыву за самовольную отлучку продолжительностью не свыше двух суток, уголовная ответственность военнослужащих по контракту может наступать за самовольное оставление части или места службы продолжительностью свыше десяти суток. Весьма важное значение имеют примечания к статьям 337 и 338 УК РФ, в соответствии с которыми военнослужащие, совершившие самовольное оставление части и дезертирство, могут быть освобождены от уголовной ответственности, если эти деяния были совершены вследствие стечения тяжелых обстоятельств. Необходимо, однако, отметить, что профилактическое значение этих норм в значительной мере теряется из-за отсутствия в них указания на добровольную явку виновного в часть в течение определенного срока после самовольного оставления части. Кроме самовольного оставления части или места службы и дезертирства, уголовная ответственность предусмотрена за уклонение от военной службы путем членовредительства, симуляции болезни, подлога документов или иного обмана (статья 339).

В отличие от прежнего законодательства статьи УК РФ, предусматривающие ответственность за нарушение правил несения боевого дежурства, караульной, пограничной и других специальных служб (статьи 340-344), устанавливают, что преступлением признаются не сами по себе нарушения правил несения этих служб, а нарушения, повлекшие причинение вреда охраняемым объектам. Применительно к боевому дежурству (боевой службе) и пограничной службе ответственность наступает за нарушения, которые повлекли либо могли повлечь указанные последствия.

В новом УК РФ в одной статье (статья 332) объединены различные виды неисполнения подчиненным отданного по службе приказа командира (начальника), сохранены составы оказания сопротивления начальнику или принуждения его к нарушению обязанностей военной службы, а также совершения в отношении начальника насильственных действий в связи с исполнением или во время исполнения им обязанностей военной службы (статьи 333 и 334). Статья 335 УК РФ устанавливает ответственность за насильственные действия одного военнослужащего в отношении другого, равного с ним по служебному положению и воинскому званию либо старшего или младшего по воинскому званию, когда эти действия нарушают уставные правила взаимоотношений между военнослужащими, не состоящими в отношениях подчиненности. Воинским преступлением признается оскорбление одним военнослужащим другого во время исполнения или в связи с исполнением обязанностей военной службы (статья 336).

В отличие от УК РСФСР 1960 г. действующее уголовное законодательство в главе 33 УК РФ, посвященной преступлениям против военной службы, не выделяет самостоятельных статей о воинских должностных преступлениях. Теперь деяния воинских начальников, связанные со злоупотреблением властью, превышением должностных полномочий и халатностью, влекут ответственность по статьям об общеуголовных должностных преступлениях главой 30 УК РФ.

Воинским преступлением признается оставление погибающего военного корабля командиром, не исполнившим до конца свои служебные обязанности, а равно лицом из состава команды корабля без надлежащего распоряжения командира (статья 345). Кроме того, к воинским преступлениям против порядка использования и сбережения военного имущества отнесены умышленное либо по неосторожности уничтожение или повреждение, а также утрата оружия, боеприпасов и предметов военной техники. Подобные действия в отношении других материальных ценностей, принадлежащих Вооруженным Силам и другим войскам, в главе 33 УК РФ не предусмотрены, они могут быть квалифицированы по соответствующим статьям об общеуголовных преступлениях (статьи 167, 168 УК РФ).

Вооруженные Силы оснащены различными видами оружия, боеприпасов, взрывчатых или иных веществ, поэтому весьма важное значение имеет обеспечение строгого соблюдения всеми военнослужащими установленных правил обращения с этими предметами и веществами. Статья 349 УК РФ предусматривает ответственность военнослужащих за нарушение правил обращения с оружием, боеприпасами и другими предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих. Воинскими преступлениями против порядка обращения с оружием и эксплуатации военной техники являются также нарушение правил вождения или эксплуатации боевой, специальной или транспортной машины (статья 350), нарушение правил полетов или подготовки к ним либо иных правил эксплуатации военных летательных аппаратов (статья 351) и нарушение правил вождения или эксплуатации военных кораблей (статья 352). Уголовная ответственность за указанные нарушения, кроме нарушения правил вождения или эксплуатации боевых, специальных и транспортных машин, наступает, когда они повлекли за собой человеческие жертвы или иные тяжкие последствия.

Только по статье 350 УК РФ не образует преступления нарушение правил вождения или эксплуатации боевых, специальных и транспортных машин, повлекшее, кроме человеческих жертв, иные тяжкие последствия, в том числе в виде крупного ущерба. В то же время в соответствии со статьей 264 УК РФ нарушение правил дорожного движения на автотранспорте влечет за собой уголовную ответственность как при наступлении человеческих жертв, так и при причинении крупного ущерба. Между тем результатом нарушения правил движения или эксплуатации боевых и специальных военных машин причиненный ущерб может быть намного более крупным, чем ущерб, причиненный транспортным средством вследствие нарушения правил дорожного движения.

В Уголовном кодексе РФ в отличие от советского законодательства получили дальнейшее развитие специальные виды уголовного наказания, применяемые к военнослужащим за совершение воинских и общеуголовных преступлений. Содержание в дисциплинарной воинской части впервые включено в общую систему уголовных наказаний в качестве самостоятельного вида наказания (статья 44 УК РФ). Оно может быть назначено на срок от трех месяцев до двух лет военнослужащим по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву. В санкциях 18 статей главы 33 УК РФ прямо предусмотрено применение этого наказания, а за совершение военнослужащими общеуголовных преступлений оно назначается взамен лишения свободы на срок не свыше двух лет (статья 55). Новым является установление возможности условного осуждения к содержанию в дисциплинарной воинской части (статья 73). Наряду с применением к военнослужащим, отбывающим наказание в дисциплинарной воинской части, условно - досрочного освобождения (статья 79), в части 3 статьи 81 специально предусмотрено освобождение от отбывания этого наказания либо ареста военнослужащих, признанных не годными к военной службе. В отличие от статьи 57 УК 1960 г., согласно которой лица, отбывшие наказание в дисциплинарном батальоне, сразу же признавались не имеющими судимости, по статье 86 УК РФ судимость военнослужащих, осужденных к этой мере наказания, погашается после истечения одного года после отбытия наказания.

В систему наказаний включен специальный вид наказания - ограничение по военной службе (статья 51), который применяется к осужденным офицерам и другим военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, за совершение воинских и общеуголовных преступлений, не представляющих большой общественной опасности. Такое наказание, назначаемое на срок от трех месяцев до двух лет и отбываемое в условиях продолжения военной службы, предусмотрено в санкциях 16 статей главы 33 УК, а за совершение общеуголовных преступлений оно назначается взамен исправительных работ на срок до двух лет. Как и содержание в дисциплинарной воинской части, ограничение по военной службе может быть назначено условно, к лицам, отбывающим это наказание, может применяться условно-досрочное освобождение.

Одним из новых видов наказаний, введенных УК РФ 1996 г., является арест с содержанием осужденного в условиях строгой изоляции от общества на срок от одного до шести месяцев. В 10 статьях главы 33 предусмотрено применение этого наказания за совершение воинских преступлений. Статья 54 устанавливает, что военнослужащие, осужденные к аресту, отбывают наказание на гауптвахте в условиях сохранения за ними статуса военнослужащих. Изложенное дает основание утверждать, что в Уголовном кодексе РФ нормы, регламентирующие ответственность военнослужащих за преступления против военной службы, получили дальнейшее развитие. Вместе с тем нельзя не отметить, что из главы 33 необоснованно исключены традиционно признаваемые воинскими должностные и некоторые другие преступления военнослужащих, санкции ряда статей не отражают реальной опасности предусмотренных в них преступлений, не согласованы с санкциями статей УК РФ о преступлениях против личности, практически не ограничены пределы освобождения от уголовной ответственности за дезертирство и самовольное оставление части. В связи с этим представляется, что отмеченные недостатки должны быть предметом рассмотрения в процессе работы по дальнейшему совершенствованию российского уголовного законодательства. Одновременно необходимо приступить к разработке закона об уголовной ответственности за воинские преступления, совершаемые в военное время и в боевой обстановке, в соответствии с частью 3 статьи 331 УК РФ.