Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ. Уч.-метод пособие..doc
Скачиваний:
1454
Добавлен:
15.03.2016
Размер:
1.75 Mб
Скачать

5.Философские идеи развитого средневековья.

Номинализм и реализм

Связующим началом западноевропейского средневекового об­щества являлись церковные иерархические структуры. В миро­воззрении всецело господствовал теоцентризм, где мир представ­лялся в виде колоссальной вертикально организованной иерархи­ческой системы, на вершине которой (на престоле мира) пребыва­ет Бог. В теоцентрическом мировоззрении значимость вещей и событий не ограничивается их непосредственной функцией и внешней формой. В обычных предметах надлежит искать скры­тые высшие смыслы. При этом пространственно-временная ра­зобщенность не существенна. На средневековых иконах органично изображались персонажи и события, разнесенные в пространстве и времени, например, евангелист Лука, рисующий с натуры ма­донну с младенцем.

Важнейшей общественно значимой фигурой был богослов. Именно в его распоряжении находились основные коды для расшифровки значимости тех или иных при­родных или социальных явлений. В средние века Библия – книга исключительно для богословского пользования. Очевидна необхо­димость в особой системе подготовки квалифицированных богословских кадров. В этой системе предоставлено законное место и философии, она становится схоластикой (т. е. «школьной») и служанкой богословия. Апелляция к цитатам из Священного писа­ния, из сочинений отцов церкви и канонизированных авторитетов были основными способами обоснования истинности. Особое значе­ние придавалось логичности рассуждения и вывода. Именно в об­ласти логики философы той эпохи оставили наиболее существен­ные достижения, сохраняющие свое значение и поныне.

Проблемы взаимоотношений мира и Бога, единичного и общего, знания и веры широко дискутировались в философской среде. Одной из важнейших тем философии средних веков является многовековой спор об универсалиях (т.е. общих понятиях). Средневековые реали­сты настаивали на объективно-реальном существовании универса­лий, номиналисты же ставили их в зависимость от познания единич­ных вещей, называли их именами (по лат. Nomen – имя) для обозна­чения общих свойств каких-либо классов единичных предметов.

Реалистическую позицию отстаивал один из отцов схоластики Ансельм Кентерберийский (1033-1109). В понимании мира он придерживался взглядов, близких Платону: понятия обладают ре­альностью. Истина содержится не только в интеллекте, она облада­ет самостоятельным существованием. Универсалии связаны с еди­ничными вещами, но существуют независимо от них. По убежде­нию Ансельма, мышление должно быть подчинено вере. «Верую, чтобы уразуметь» – таков его девиз.

Ансельм известен своими доказательствами бытия Бога, ко­торые в его собственном представлении имели характер не столько аргументации, сколько иллюстрации. Наиболее известно его онто­логическое доказательство. Определив понятие Бога как «то, больше чего не мыслимо», Ансельм утверждал, что поскольку суждение «Бог существует только как понятие в интеллекте» противоречит исходному определению, то Бог по необходимости обладает реаль­ным существованием. Этой аргументации предстояла долгая жизнь. Не имевшая серьезного значения в средние века, она обрела тако­вое уже в Новое время.

Представителями номинализма были англичане Роджер Бэкон (1214—1292) и Уильям Оккам (1290-1350). Бэкон считал универ­салии не самостоятельными, но существующими только в единич­ном, которое объективно, независимо от общего и мыслящего нача­ла. Во времена, когда в методологии господствовали ссылка на ав­торитет и дедуктивный вывод, Бэкон, напротив, предлагал исхо­дить из непосредственного опыта. Он был убежден в том, что опыт необходим для познания не только чувственных, естественных, но и сверхчувственных, сверхъестественных предметов. Истину о Боге возможно приобрести при посредстве не разума, но опыта, который бывает двух видов – внешний и внутренний. Внутренний опыт име­ет интуитивный, мистический характер, он предполагает божест­венное озарение. Бэкон сам активно занимался экспериментирова­нием, предугадал ряд позднейших технических изобретений (теле­скопа, самодвижущейся повозки, летательных аппаратов, пороха и т. п.). Роджер Бэкон опередил свое время, вследствие чего был на подозре­нии у церковного начальства, подвергался репрессиям. Вместе с тем следует отметить двойственность его идей, что проявилось в учении о двух родах опыта. Такие дуалистические мотивы еще бо­лее ощутимы у Оккама.

Судьба Оккама оказалась втянута в водоворот не только идейных, но и политических коллизий эпохи. Вынужденный бе­жать от преследований, он поступил на службу к боровшемуся с папой королю Людвигу Баварскому. Оккам резко критиковал ин­ститут папства, считал его временным учреждением. Универса­лии, согласно Оккаму, являются лишь знаками реальных единич­ных вещей. Единичное является единственным объектом науки. Универсалии используются как логические подручные средства в познании вещей.

Утверждения, не основанные на знании вещей, являются со­мнительными. Так, Оккам высказывает не согласующуюся с ав­торитетом Аристотеля идею о материальной однородности под­лунного и надлунного миров на том основании, что нет нужды делать лишние допущения. Он сформулировал знаменитый прин­цип простоты научного описания, получивший название «бритвы Оккама»: «Не следует умножать сущности сверх необходимости». Это методологический принцип, согласно которому из науки должны быть устранены все не самоочевидные и не проверяемые опытом допущения. Оккам был убежден в том, что философия и теология должны быть автономными, должен соблюдаться принцип двух истин. Его девиз в отличие от ансельмовского выражался словами: «Верую и разумею».

Дуалистические взгляды, альтернативные господствующим в средневековой схоластике идеям, были не только гносеологически­ми (двойственность истины), но и онтологическими. Эти последние проникали в Европу из мусульманского мира, где получил распро­странение арабский перипатетизм.