Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
36572.rtf
Скачиваний:
16
Добавлен:
12.03.2016
Размер:
758.51 Кб
Скачать

5.Партия умеренно-правых.

Партия умеренно-правых создана в декабре 1908 – марте 1909г.г. на базе фракции «умеренно-правых» в 3-й Государственной думе. Численность – 70 человек. Лидер фракции и партии – П.Н. Балашев. Костяк партии составили землевладельцы западных губерний, для менталитета которых, с одной стороны, были характерны жесткий национал-религиозный антилиберализм и безусловная лояльность царскому правительству, а с другой – признание законодательной Думы, приверженность рыночным отношениям. Видную роль в партии играли В.А. Бобринский, П.Н. Крупенский, Л.В. Половцов.

Несмотря на стремление Балашева создать широкую сеть местных отделов партии и превратить её в организацию, способную конкурировать с «Союзом 17 октября» за лидерство в консервативном думском блоке, ставшем основной законодательной опорой П.А. Столыпина, это удалось осуществить лишь после слияния партии с Всероссийским национальным союзом (январь 1910г.), унаследовавшим основные идейно-теоретические и организационные установки партии.

6.Всероссийский национальный союз (внс).

Образован в Петербурге весной-летом 1908 года. Лидеры партии: С. В. Рухлов, А. П. Урусов, Н. О. Куплеваский, Н. А. Тарасов, М. О. Меньшиков.

Целью союза объявлялось содействие: господству русской народности в пределах Российской империи, укреплению сознания русского народного единства, устройству русской бытовой самопомощи и развития русской культуры, а также упрочнению русской государственности на началах самодержавной власти царя в единении с законодательным народным представительством.

Идеологически ВНС располагался между «Союзом 17 октября» и черносотенными организациями, однако по большинству принципиальных вопросов, связанных с проводимым в стране реформаторским курсом, смыкался с партией октябристов. В социальном отношении в первый период существования ВНС (1908-1910 годах) в нём доминировала консервативная петербургская элита.

По мере того, как в Государственной думе подготовлялось слияние национальной группы (лидер – Урусов) с фракцией умеренно-правых (П. Н. Балашев), создавались предпосылки для организации объединения ВНС и Партии умеренно-правых. Слияние фракций было ускорено П. А. Столыпиным, стремившимся к созданию устойчивого консервативного большинства в третьей Государственной думе. Несмотря на сохранение прежнего наименования, обновлённый ВНС явился организацией, где ведущее место заняли бывшие лидеры умеренно-правых. В основу разработанной ВНС программы легли программные документы обеих фракций. Активную роль в новом руководстве партии и фракции стали играть «умеренно-правые» П. Н. Крупенский, В. А. Бобринский, Л. В. Половцев, Д. Н. Чихаев.

«Пик» организованной активности ВНС пришёлся на избирательную кампанию 1912 года, когда отчётливо проявились симпатии к ВНС со стороны МВД и лично императора Николая II. Истиной «цитаделью» национализма являлись губернии со смешанным населением, прежде всего – Юго-Западная и Северо-Западная, где русские землевладельцы, а также представители городской элиты испытывали экономическое и культурно-политическое давление со стороны польских помещиков, европейских купцов и предпринимателей.

На первом съезде была обновлена тактическая часть партийной программы, на основании которой затем была выработана предвыборная платформа: укрепление позиции Русской православной церкви и материального положения духовенства, рост боевой мощи России; национально-религиозное направление в развитии народного образования; развитие мелкого кредита; «национализация» дешёвого кредита, то есть законодательное отстранение инородцев от широкого к нему доступа. Съезд признал возможность предвыборных блоков «со всеми политическими партиями не левее октябристов», исключались соглашения с поляками. Особо подчёркивалось стремление националистов к «бережению Государственной думы».

Сходясь с октябристами по большинству внутриполитическим и практически по большинству внешнеполитическим вопросам, националисты оказывались на крайне правых позициях по национальным и религиозным вопросам.

По мере того, как общелиберальные реформы заходили в тупик, и октябристы выражали всё большее беспокойство по этому поводу, нарастали их противоречия с националистами, для которых именно вторая политика столыпинского премьерства, связанная с проведением так называемых «политики национализма», явилась периодом их максимального политического могущества.

Обструкция, которой (с тайного ведома императора Николая II) подвергся в Государственном совете законопроект о Западным земстве, привела к конфликту обеих палат с правительством Столыпина, на стороне которого выступили только националисты, полностью оправдавшие действия премьер-министра по проведению законопроекта в чрезвычайном порядке. По мере нарастания кризиса политической системы внутри ВНС и его думской фракции намечались два течения. Правое, которое выступало за тесный союз с крайне правыми. Левое, которое высказывалось в пользу альянса с октябристами и прогрессистами.

Многие националисты приняли участие в Первой Мировой войне. После Февральской революции большинство националистов сходит с политической арены. После Октябрьской революции значительная часть бывших националистов была физически уничтожена, часть приняла участие в Белом движении. Многие националисты эмигрировали.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Весь период с 1895 по 1917 годах можно разделить на несколько этапов.

На первом, в начале века, практически все партии, как уже говорилось, находились в оппозиции к самодержавию, они были объединены одной целью: ликвидация остатков крепостничества и самодержавия как факторов, мешающих России развиваться по пути прогресса. Только поставив политическую власть под свой контроль, российская буржуазия могла начать буржуазно-демократические преобразования во всех сферах жизни общества.

Буржуазные партии либерального направления, отражавшие требования демократизации, составляли либерально-демократический «центр» оппозиционного движения, который уравновешивал две крайние позиции – левых и правых. Это положение отразилось и на составе I и II Государственных дум, где буржуазные партии представляли собой достаточно сильный либерально-центристский блок, в котором определяющую роль играла партия кадетов, а на левом его крыле расположились социалистические партии (трудовики, энесы).

Революция 1905 – 1907 годов постепенно изменяют политическую ситуацию. Социалистические идеи постепенно начинают вытеснять либеральные. Наряду с этим правительственные программы капиталистического преобразования экономики и прежде всего сельского хозяйства требуют укрепления правительственного блока. Таким образом, на этом этапе происходит размежевание классовых интересов в едином оппозиционном лагере. Социалистические партии – и пролетарские, и неонароднические – объединяются в левый блок. Буржуазные партии, например Партия демократических реформ, находящаяся на правом крыле «левого центра», сместилась вправо, к октябристам. Часть партий правого крыла консервативного лагеря, например «Партия правопорядка», перешла к черносотенцам. Происходит некоторое поправение «центра» и резкая поляризация на крайне правых и крайне левых на всей политической арене. Это и отразилось и на составе III Государственной думы.

Заметное поправение в расстановке политических сил замедляет ход буржуазно-демократических реформ. Правительство П. А. Столыпина, подготовившее программу таких реформ и проводившее их в жизнь, критикуется как справа, так и слева. Подобное противостояние в обществе делает общество социально нестабильным.

Следует сказать и о том, что методы борьбы с помощью террора, которые использовались как справа (черносотенцы), так и слева (эсеры), призывы и с той и с другой стороны к немедленному политическому перевороту (с целью установления справедливости) поставили страну между двух огней, но выбор был невелик.

С 1912 года происходит ещё большее смещение вправо. Это связано с нагнетанием национал-патриотических настроений в предвоенный период и возникновением националистических групп внутри почти всех партий, которые затем активно поддерживали царское правительство в войне. Политические позиции крупной буржуазии усиливаются особенно во время Первой Мировой войны, поскольку её интересы совпадают с интересами монархии. Так, неумолимый крен вправо, начавшийся в предшествующий период, завершается во время войны. Уже выборы в IV Государственную думу отразили этот процесс. Опять сложилось два большинства: правые и октябристы – 283, октябристы, кадеты и национальные буржуазные партии – 226. Но теперь уже самой большой фракцией стали правые. Либеральная буржуазия пытается консолидироваться и создаёт прогрессивный блок в Государственной думе. Однако либерализм тесним уже справа (национализм) и слева (социализм). Проявляется реальная угроза не только правой диктатуры, но и ликвидации многопартийности.

Февральская буржуазно-демократическая революция резко изменила ситуацию. Ликвидация самодержавия открыла перспективы для буржуазно-демократических реформ, поскольку буржуазия получила реальную власть и соответственно возможность повести страну по пути таких преобразований. Партии, которые имели более или менее серьёзные программы, образовали коалиционное правительство: кадеты, эсеры, меньшевики, трудовики, в котором кадеты заняли место самодержавия, а остальные – государственной оппозиции. Это положение осложнялось двоевластием в лице Временного правительства (ВРП) и Советов. Либеральной буржуазии теперь противостояли два крайних блока: 1) крайне левый, выступающий за совершение социалистической революции, свержение буржуазного строя и установление диктатуры пролетариата (партия большевиков); 2) крайне правый, выступающий за установление военной диктатуры.

На этом этапе либеральный центр был окончательно ослаблен, даже несмотря на то, что он получил реальную политическую власть: во-первых, его ослабляло двоевластие, во-вторых, Временное правительство не имело конструктивной программы вывода страны из общенационального кризиса. Это толкало крайне правую и крайне левую оппозиции на захват политической власти. У России фактически был выбор только между двумя диктатурами. установление же любой из них означало конец многопартийности в России. Этап этот закончился к октябрю 1917 года, когда партия большевиков захватила политическую власть.

Рассматривая изменение соотношения сил на политической арене в период с конца XIX века до 1917 года, можно сказать, что уже в период революционных событий 1905 – 1907 годов Россия была поставлена перед нелёгким выбором. Однако специфика социально-экономического и политического развития России заставляла её выбирать только между двумя диктатурами. Российская либеральная буржуазия, имевшая реальную возможность реализовать западный вариант буржуазно-демократического развития и выполнявшая роль «центра» в расстановке сил, не смогла справиться с этой задачей. Потеряв контроль над обществом в июле 1917 года, она открыла путь сначала для военных, а затем для большевиков.

Список литературы.

    1. Шелохаев В.В., Волобуев О.В., Горшков М.К., Политические партии России. Российская политическая энциклопедия, М.: изд-во РОССПЭН, 1996.

    2. Шанин Т. Революция как момент истины. Россия 1905-1907, 1917-1922 – М.: Весь мир, 1997.

    3. Верт Н. История Советского государства. М. – 1992.

    4. Бородина О. И. «Россия на рубеже двух эпох.» М. – 1992.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]