Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ВОПРОСЫ 34-50.doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
07.03.2016
Размер:
280.58 Кб
Скачать

ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ – ЭКЗАМЕН

ВОПРОСЫ 34-50

ОТВЕТ 34( Коммерциализация печати в 19 в)

Вторая половина 19 века характеризуется развитием процесса концентрации и монополизации в области печати. Коммерциализация печати превратила печать в одну из отраслей экономики, и в прессе также развиваются явления, которые в целом характерны для экономики зарубежных стран. Рост количества газет, расширение масштаба их деятельности, заметный рост издержек на издание газет и журналов, расходов на технические средства связи приводят к процессу слияния различных изданий периодики, в первую очередь ежедневных и еженедельных газет.

Ранее, чем в западноевропейских государствах начинается этот процесс в Соединенных Штатах. В 60-е-70-е годы капитализм свободной конкуренции достигает расцвета, и в стране зарождаются как промышленные монополии так и газетно-журнальные объединения. Причем первоначально эти объединения носили горизонтальный характер, к началу 20 века стали принимать вертикальный характер. В 70-е годы была основана первая кампания братьев Скриппс, 80-е отмечены появлением крупнейшей монополии конца 19-начала 20 века Уильма Рэндольфа Херста.

Начав, как уже отмечалось, с провинциальной «Сан-Франциско экзаминер», с середины 80-х Херст завоевывает Нью-Йорк и к 20-м годам двадцатого века в его собственности насчитывалось уже 13 газет, 6 журналов, информационное агентство, пресс-синдикат, книгоиздательские фирмы. Херст был обладателем шахт, земель, недвижимости в Нью-Йорке. В ближайшие годы он удвоил количество периодических изданий, контролировал также восемь радиостанций и две кинокомпании. Вплоть до 50-х годов 20 века это была одна из крупнейших монополий США.

Развитие процесса концентрации в Англии связано с именами братье Хармсвортов, которые от создания тематических журналов дл детей и женщин перешли к завоевыванию рынка ежедневной прессы. В 1894 году ими была приобретена лондонская вечерняя «Ивнинг ньюс». В 1896 году появляется новое издание – «Дейли мейл», 1903 году – «Дейли миррор». Кульминацией формирования империи Хармсфортов стало приобретение в 1908 году старейшей английской качественной газеты «Таймс».

Хармсфорты были первыми английским предпринимателями, которые сконцентрировали в своих руках значительное количество периодических изданий. Уже в начале века они владели шестью ежедневными газетами в Лондоне, четырнадцатью еженедельниками, имели газету в Париже. Хармсфортами была создана акционерная компания - журнальный комбинат «Амалгамейтед пресс». Они владели также фабриками по производству бумаги, двумя железнодорожными линиями, портами на побережье Атлантического океана. На территории Канады ими был создан крупнейший лесобумажный комбинат.

Монополии Херста и братьев Харсмортов представляют собой образец монополии, которая имеет горизонтальную структуру.

Процесс концентрации и монополизации коснулся и других западноевропейских стран, хотя масштабы его были не столь значительны как в США и Англии. Первыми газетными монополистами Германии были Рудольф Моссе (1823-1920), Леопольд Ульштайн (1826-1899) и Август Гуго Фридрих Шерл (1849-1921).

Менее выраженным процесс концентрации был во Франции. Только к 20-м 30-м годам двадцатого века в стране стали складываться первые газетно-журнальные объединения. К их числу можно отнести компанию промышленника Жана Пруво, в руках которого находились несколько ежедневных газет, в том числе и вечерняя «Пари-суар». В 1937 году он основывает один из самых популярных женских журналов «Мари-Клер», приобретает еженедельник «Матч», который из скромного спортивного издания превращает в популярный журнал с тиражом 1 млн.экз.

 

В 19 веке журналистика становится важной областью основных сфер жизни общества – политической, экономической, культурной. Происходят коренные изменения во всех областях журналистской деятельности. Совершенствуется техническая база печати – механизируется печатный процесс, появляются ротационные машины, линотип, появляется фотография. Это ускорило процесс печатанья, улучшило качество и изменило внешний вид издания.

Технические новшества – появление пароходов, развитие сети железных дорог, изобретение телефона - значительно ускорили процесс распространения информации. Большую роль в этой области сыграло изобретение системы телеграфной связи и появление телеграфных агентств.

Меняется и экономика газеты – происходит коммерциализация газетно-журнальной индустрии. Реклама из небольшого финансового подспорья становится главным источником дохода издания. Издательское дело превращается в масштабное производство, которое приносит солидную прибыль.

В 19 веке происходят также важные структурные изменения в сфере журналистики. Выделяется две категории изданий – массовые и качественные, предназначенные для различных слоев общества.

К концу 19 века в журналистике, как одной из сфер экономики, наметился процесс концентрации и монополизации, что привело к образованию первых газетно-журнальных монополий.

Ответ 35 (Возникновение журналов)

Начало европейского Просвещения связано с идеями английских деистов и философов конца 16 столетия. Принятие в 1689 году «Билля о правах» стало знаменательным событием не только для Англии, но и для всей Европы, ибо в «Билле о правах» была заявлена новая модель взаимоотношения личности и государства. Высказанное Локком положение о том, что «мы рождаемся свободными, так же, как мы рождаемся и разумными», для многих звучало подлинным откровением (в работе «О гражданском правлении», 1690). Вольтер писал, что «Локк развернул перед человеком картину человеческого разума, как превосходный анатом объясняет механизм человеческого тела». Многие французские просветители (Монтескье, Вольтер, Прево) отправились в Англию, чтобы на месте ознакомиться с тем, что казалось им самим передовым и плодотворным в области культуры, идеологии и государственного устройства. В этот период и стали появляться первые журналы.

Какими же были условия появления первых европейских журналов. Условия эти определялись в первую очередь созданием в 17 веке определенной интеллектуальной среды, вошедшей в историю под названием «Республика литераторов» или «Республика ученых». Это понятие отразило новую форму общения европейских интеллектуалов, ориентированных на антисхоластические методы познания. Это своего рода интернациональное «братство литераторов», объединенных задачей поиска истины в «невидимые колледжи», свободные от теологических догм. Помимо личных встреч члены этих групп нуждались в научной переписке, без которой трудно себе представить духовную жизнь Европы этого периода. Переписка эта была иного свойства, нежели эпистолярное наследие античности, средневековья или Ренессанса: каждый, стремящийся к знанию, должен был ориентироваться теперь не на Учителя и его интерпретаторов, т. е. не на готовое знание, а на самого себя и на других как равноценных личностей (в смысле равного их участия в формировании нового знания). Стали создаваться научные общества, способные к привлечению и аккумулированию средств на издания (в том числе и периодические).

Слово «журнал» восходит к латинскому «дьерналис» («ежедневный»), что напоминает «акта дьерна» Юлия Цезаря. Особенность первых европейских журналов – преимущественно научная ориентация, но научная переписка не могла вовлечь в коммуникацию достаточно большое число участников. Информационно-пропагандистские возможности периодического издания были несоизмеримо выше. Первый европейский журнал («Журнал ученых», 1665-1828) был создан по инициативе французского министра финансов Жана-Батиста Кольбера, которого часто сравнивают с кардиналом Ришелье. Кольбер задумал периодическое издание, которое бы освещало научные, критические и литературные проблемы, стоящие перед интеллектуальной элитой Европы.

Это издание увидело свет в Париже 5 января 1665 года. На должность редактора и издателя был приглашен советник парламента Дени де Салло. Журнал выходил сначала один раз в неделю, потом раз в две недели на 12 страницах. Издание Салло было призвано восполнить пробел в научном общении, в обмене информацией, в плодотворных научных дискуссиях. Публикации научных исследований, новые научные теории и другие материалы облекались в форму писем. Журнал был ориентирован на научную полемику, на «провокацию» спора. В издании Дени де Салло помогали такие известные деятели французской культуры, как Марен Лерой де Гомбервиль и Жан Шаплен. Через год издание журнала перешло в руки аббата Жана Галлуа, профессора греческого языка, остававшегося на посту редактора до 1674 года.

А в Англии, с опозданием всего в несколько недель (1665), появляется журнал «Философские труды Королевского общества» под редакцией Генри Олденберга. Этот журнал, официальный орган Лондонского королевского общества, выходил ежемесячно. Любопытно, что из десяти публикаций, составивших первый номер, три были взяты из Французского «Журнала ученых».

В 1668 году в Риме появился первый итальянский журнал, который был задуман его редактором Франческо Надзари по образцу все того же французского, а в дальнейшем сам послужил образцом для итальянских литературных журналов. Издание, в котором помещались работы литературоведческого, языковедческого, философского характера, просуществовал до 1679 года.

Цензурные преследования, существовавшие в большинстве стран Европы, заставили обратить внимание журналистов на возможность публикаций своих изданий в Голландии. Влиятельный французский мыслитель, философ-скептик Пьер Бейль, которого Г. Геттнер характеризовал как «смелую фаустовскую натуру, в которой неустанно бродят все глубочайшие вопросы человечества», был вынужден за свои религиозные убеждения эмигрировать в Голландию. Там в 1684 году он стал печатать периодическое философско-литературное издание «Новости литературной республики». В предисловии к первому номеру Пьер Бейль писал, что «мы свободны от неразумной пристрастности. Мы будем выступать скорее в роли докладчика, чем в роли судьи, и мы приведем выдержки из книг, направленных против нас, столь же добросовестно, как и книг, выступающих за нас». Издание Бейля имело широкий резонанс, утвердив авторитет редактора в европейских интеллектуальных кругах. Во Франции распространение «Новостей литературной республики» было запрещено. В журнале Бейля содержались рецензии на книги по вопросам философии, богословия, истории и литературы, а также полемические сочинения политического и религиозного характера. Французских религиозных ортодоксов раздражала независимость материалов, публикуемых в издании Бейля. Да и в более терпимой к инакомыслию Голландии ряд публикаций привел к тому, что независимый редактор лишился места профессора истории и философии в Роттердамском университете. Нападки недоброжелателей и пошатнувшееся здоровье заставили Бейля через три года прекратить свое издание. Бонаж де Боваль продолжил труд Бейля, переименовав журнал в «Летопись творений ученых», который в новом виде и просуществовал до 1709 года.

А в 1688 году Жан Леклерк, эмигрант и идеологический противник Бейля, предпринял в Амстердаме издание журнала «Всеобщая историческая библиотека», который просуществовал пять лет и прославился тем, что уже в первых номерах Леклерк опубликовал обширные извлечения из основополагающего труда великого английского философа Джона Локка «Опыт о человеческом разуме», вызвав бурную полемику во многих странах Европы.

Журналы литературно-критического содержания во Франции ведут свое начало от периодического издания «Галантный Меркурий», основанного в 1672году. Королевскую «привилегию» на издание получил популярный в то время драматург и полемист Жан Донно де Визе, известный литературный противник Мольера. В первые годы журнал выходил нерегулярно, однако с 1677 г. де Визе сделал это издание ежемесячным. Особенным успехом у читающей публики пользовался раздел новостей, который можно было назвать разделом светской хроники.