Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

исламские банки

.docx
Скачиваний:
2
Добавлен:
06.03.2016
Размер:
41.52 Кб
Скачать

Одна из первых в России инвестиционных компаний, которая будет вести свою деятельность в соответствии с законами шариата, – Татарстанская международная инвестиционная компания (ТМИК) — начнет работу к концу I квартала 2010 года; ее уставный капитал составит около трех миллионов долларов. «Компания должна заработать к концу первого квартала. Ее уставный капитал пока составит около трех миллионов долларов», – сказал один из учредителей компании. Примерно 60% средств планируется инвестировать в проекты на территории Татарстана, оставшиеся – в других регионах РФ.

Компания будет работать в форме закрытого акционерного общества и пока не получает банковскую лицензию ЦБ.

Наиболее перспективными инструментами исламского банкинга в России эксперты считают мурабаху (продажа с отсрочкой платежа), мударабу и мушараку (доверительное и совместное управление), такафул (страхование) и sukuk. Созвучным с мурабахой в российской практике является коммерческий кредит. Однако применение каждого из данных инструментов сопряжено с определенными трудностями, в основном обусловленными различиями в законодательстве.

«Российское банковское законодательство, в отличие от законодательства отдельных стран, не предполагает возможности реализации модели банковского бизнеса в соответствии с требованиями шариата. Так, с учетом имеющейся информации о практике финансовых операций, осуществляемых так называемыми «исламскими банками», их операции с точки зрения российского банковского законодательства не могут, строго говоря, именоваться банковскими, т.к. возмездность относится к существенным условиям таких договоров, как банковский вклад и кредит, причем плата по ним установлена в виде процента, что строго запрещено нормами шариата», – поясняет заместитель председателя Национального банка Республики Башкортостан Марат Кашапов.

В то же время статья 421 Гражданского кодекса РФ, по словам Марата Даниловича, устанавливает принцип свободы договора, предполагающий, в частности, что стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. «Таким образом, в принципе, российское законодательство предоставляет возможность гражданам и юридическим лицам вступать в любые, не запрещенные законом правоотношения, в т.ч. соответствующие нормам шариата».

Устранить существующие проблемы возможно при правильном структурировании сделок, уверяют эксперты, но в отдельных случаях необходимы изменения в российском законодательстве, так как любой вид экономической деятельности предполагает необходимость соблюдения целого ряда требований: в области бухгалтерского учета, отчетности, налогообложения, организации корпоративного управления, защиты прав потребителей, финансового регулирования и т.д.

«Так, например, недавно в Казахстане был принят специальный закон об исламских банках. Как нам известно, в настоящее время вопрос обсуждается и в России, как в мусульманской общине, так и в среде финансистов. В частности, эта тема освещалась на ряде конференций, а в Ассоциации региональных банков России для целей юридической проработки проблемы недавно была создана рабочая группа по альтернативным (исламским) финансовым институтам и продуктам, куда вошли авторитетные эксперты в этой сфере», – рассказал Марат Кашапов.

С тем, что необходимы изменения в законодательстве, согласен и руководитель Комитета по стандарту «Халяль» Духовного управления мусульман Республики Башкортостан Ильшат Гизатуллин. С учетом того, что в последние несколько лет власти активно выступают за повышение доступности финансовых услуг, продвижение новых финансовых провайдеров, по словам экспертов, вполне вписывается в этот контекст.

«В случае детальной проработки юридической стороны вопроса и реализации соответствующих законодательных инициатив, как нам представляется, исламская модель финансовых услуг вполне могла бы быть востребована в Башкортостане, учитывая значительную долю мусульманского населения. Реализация исламской финансовой модели способствовала бы расширению объемов финансирования за счет привлечения дополнительных ресурсов, а также снижению рисков благодаря более рациональному вложению средств, повышению ответственности инвесторов и получателей ресурсов. А все это благотворно сказалось бы на состоянии экономики и общества», – резюмирует заместитель председателя Нацбанка РБ Марат Кашапов.

Таким образом, схема исламского финансирования основана на распределении рисков, где клиент и банк совместно несут ответственность по любым инвестициям на согласованных условиях распределения прибыли. Клиенты к таким условиям сегодня готовы, а вот российским банкам для реализации этой модели финансирования требуются законодательные поправки.