Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История экзамен.docx
Скачиваний:
1433
Добавлен:
05.03.2016
Размер:
251.42 Кб
Скачать

42.Особенности послевоенного периода в ссср.Ресурсы и приоритеты восстновления народного хозяйства.Рост влияния ссср на международной арене.Начало «холодной войны»

послевоенный период в СССР-

- Вскоре после окончания войны были проведены репрессии среди высшего командного состава Вооружённых сил СССР. Так, в 1946—1948 годах по т. н. «трофейному делу» был арестован и предан суду целый ряд крупных военачальников из ближайшего окружения Маршала Советского Союза Г. К. Жукова, среди которых — Главный маршал авиации А. А. Новиков, генерал-лейтенант К. Ф. Телегин.

В конце 1940-х в СССР усилилась патриотическая пропаганда, которая сопровождалась новыми чистками в ходе компании по «борьбе с космополитизмом».

Идеологический раскол между коммунистической доктриной, которой руководствовался СССР, и демократическими принципами, которыми руководствовались «буржуазные» страны, забытый на время войны против общего врага, неизбежно вышел на первый план в международных отношениях. После знаменитой Фултонской речи Уинстона Черчилля раскол этот уже никто из бывших союзников не пытался скрыть. Началась «холодная война».

В освобождённых Советской Армией государствах восточной Европы при открытой поддержке Сталина к власти пришли просоветски ориентированные коммунистические силы, позже вошедшие в экономический и военный союз с СССР в его противостоянии с США и блоком НАТО. Послевоенные противоречия между СССР и США на Дальнем Востоке привели к Корейской войне, в которой приняли прямое участие советские лётчики и зенитчики.

Поражение Германии и её сателлитов в войне коренным образом изменило соотношение сил в мире. СССР превратился в одну из ведущих мировых держав, без которой, по словам В. М. Молотова, не должен был теперь решаться ни один вопрос международной жизни.

Однако за годы войны выросло ещё больше и могущество США. Их валовой национальный продукт поднялся на 70 %, а экономические и людские потери были минимальны. Превратившись за годы войны в международного кредитора, США получили возможность расширить своё экономическое и политическое влияние на другие страны и народы.

Всё это вело к тому, что вместо сотрудничества в советско-американских отношениях наступало время взаимной конкуренции и противостояния. Советский Союз не могла не беспокоить ядерная монополия США в первые послевоенные годы. Америка же видела угрозу своей безопасности в росте влияния СССР в мире. Всё это и привело к началу «холодной войны».

При этом людские потери не закончились с войной, в которой они составили около 27 млн.[20] Только голод 1946—1947 г. унёс жизни от 0.8 до двух миллионов человек.

В кратчайший срок было восстановлено народное хозяйство, транспорт, жилой фонд, разрушенные населённые пункты на бывшей оккупированной территории.

Органы госбезопасности жёсткими мерами подавили националистические движения, активно проявлявшиеся на территории Прибалтики, Западной Украины.

Осуществлённые мероприятия привели к росту урожайности зерновых на 25-30 %, овощей — на 50-75 %, трав — на 100—200 %.

В 1952 году стоимость хлеба составила 39 % от цены конца 1947 года, молока — 72 %, мяса — 42 %, сахара — 49 %, сливочного масла — 37 %. Как отмечалось на XIX съезде КПСС, в это же время цена на хлеб выросла на 28 % в США, на 90 % в Англии, во Франции — более чем вдвое; стоимость мяса в США выросла на 26 %, в Англии — на 35 %, во Франции — на 88 %[46]. При этом на XIX съезде КПСС забыли отметить, что в перечисленных странах подушевое потребление мяса, сливочного масла, сахара и молока в указанный период разы превышало соответствующие советские показатели (несмотря на повышение цен). Если в 1948 г. реальные зарплаты в среднем были на 20 % ниже довоенного уровня, то в 1952 г. они уже превышали довоенный уровень на 25 %[47]. В целом на протяжении 1928—1952 гг. наибольший рост уровня жизни был среди партийной и рабочей элиты, в то время как для подавляющего большинства сельских жителей он не улучшился или ухудшился.

Рост влияния СССР на международной арене

Война изменила геополитическую карту Европы и соотношение сил на международной арене. Согласно решениям Потсдамской конференции политическое влияние СССР распространялось на Польшу, Чехословакию, Венгрию, Болгарию, Югославию, Румынию, а также советскую оккупационную зону Германии. Несомненный рост влияния СССР на международной арене не ограничивался только политической сферой. Не меньшее значение имели идеологический и морально-нравственный факторы, наиболее сильно проявившиеся на фоне общественных потрясений, вызванных войной. Война принесла Европе разрушения и материальные бедствия, огромному числу людей потерю близких и родных, в корне изменила устоявшиеся привычки и представления о собственных жизненных планах. У многих все начиналось "с нуля". В этой обстановке особую силу имели настроения в пользу демократической ориентации, с которой связывалась надежда на неповторение нацизма в будущем. Новый образ Советского Союза как победителя, освободителя, миротворца вызывал искренний интерес к советской системе, высвечивал наиболее привлекательные ее стороны. Для многих европейцев представление о социализме ассоциировалось с такими непреходящими ценностями, как мир, свобода, социальная справедливость, равенство, созидательный труд. Закрепить успех всячески старалась и советская пропаганда на освобожденной территории Европы.

Стремление к миру, готовность к компромиссу с бывшими партнерами по антигитлеровской коалиции всячески подчеркивало и руководство СССР. Естественная усталость от войны сочеталась с политическим прагматизмом. Обладая правом победителя в войне, СССР мог бы существенно переломить ход мирового развития в свою пользу. Но как бы ни было велико желание диктовать свою политическую волю "с позиции победы", Сталин понимал, что это не означало в данном случае "диктовать с позиции силы", -- война разрушила советскую экономику, привела к колоссальным людским потерям, поставила все население в тяжелейшие материальные условия. Следует учитывать и то обстоятельство, что фактическое закрепление нового раздела мира на сферы влияния "большой тройкой" (Англией, США и СССР) позволяло советскому руководству надеяться, что упрочить и закрепить его можно будет без конфронтации с союзниками.

На этом фоне всячески поддерживалась иллюзия того, что война стерла классовый антагонизм, поскольку во имя достижения общей цели страны с разным социально-экономическим строем сформировали единую антигитлеровскую коалицию. "Встреча на Эльбе" вселяла уверенность, что союзнические отношения сохранятся и после войны, тем более что для их продолжения была подготовлена дипломатическая почва.

"Холодная война"

В исторической литературе долгое время господствовало положение о том, что "холодная война" -- это "враждебный политический курс, который правительства западных держав стали проводить в отношении СССР и других социалистических стран после окончания войны". Это определение не только сводило все события "холодной войны" исключительно к внешней политике, но и как бы ставило Советский Союз в заведомо оборонительную позицию. Сегодня уже совершенно ясно, что СССР был не только участником этой "битвы гигантов", нес не меньшую ответственность за противостояние "на волоске" от ядерного взрыва, но и в целом ряде случаев переходил в наступление, нанося упреждающие удары. Другим важным обстоятельством является то, что на практике "холодная война" была гораздо шире внешнеполитической сферы. Агрессивная внешняя политика должна была иметь и имела соответствующую подпитку во внутриполитическом курсе -- в милитаризации экономики, в ведении идеологической войны, наиболее существенную роль в которой играло формирование "образа врага" обеими сторонами. Атмосфера подозрительности и шпиономания стали неотъемлемой частью общественной жизни: в США с 1953 г. развернулась "охота на ведьм" -- антикоммунистическая деятельность сенатской комиссии Маккарти, а в СССР -- борьба с космополитизмом и "низкопоклонством перед западом". Поэтому можно сказать, что "холодная война" стала формой существования в послевоенном мире, суть которого составляла идеологическая конфронтация просоветского и проамериканского блоков. Все остальные сферы -- внешнеполитическая, военно-технологическая, культурная -- находились в жесткой зависимости от степени конфронтации.

"Холодная война" продолжалась до распада Советского Союза и радикального изменения геополитической ситуации в начале 1990-х годов. Принято выделять два основных этапа "холодной войны" -- до и после Карибского кризиса 1962 г. Если до Карибского кризиса руководство СССР и США рассматривало переход к открытым военным действиям ("горячей войне") как реальность, то после 1962 г. постепенно стало приходить общее понимание невозможности разрешения противоречий с помощью военной силы.

Причины и начало "холодной войны"

Приглушенное с обеих сторон на время войны идеологическое противостояние не исчезло, противоречия между двумя системами -- капиталистической и социалистической -- сохранялись и становились тем сильнее, чем большее число стран вовлекалось в орбиту советского влияния. Открытое неприятие иного социально-экономического строя усугублялось совершенно новым ядерным фактором, постепенно выходившим на первый план. Еще во время Второй мировой войны США стали обладателем секрета ядерного оружия. Ядерная монополия США сохранялась до 1949 г., что раздражало сталинское руководство. Эти объективные причины и создали тот фон, на котором появление конкретных поводов, повлекших начало "холодной войны", не заставило себя долго ждать.

Наибольшие споры вызывает вопрос о том, кто же начал "холодную войну" -- Советский Союз или США. Сторонники противоположных точек зрения приводят все больше и больше подтверждений своей правоты, но спор в данном случае, видимо, не решается количеством аргументов "за" и "против". Важно понять главное: обе страны были нацелены на усиление своего влияния, стремились максимально расширить его сферу и, вплоть до Карибского кризиса, считали, что эта цель оправдывает любые средства, даже использование оружия массового поражения. Существует множество фактов как с советской стороны, так и со стороны бывших союзников по коалиции, свидетельствующих об усилении взаимных разногласий. Так, в 1945 г. руководитель Совинформбюро А. Лозовский сообщал В.М. Молотову о "кампании по дискредитации Красной Армии", организованной в США и Великобритании, о том, что "каждый факт недисциплинированности бойцов Красной Армии в оккупированных странах раздувается и злобно комментируется на тысячи ладов". Советская идеологическая машина, настроенная поначалу на контрпропаганду, постепенно переходила к формированию образа нового противника. Об "агрессивных устремлениях империализма" сказал Сталин 9 февраля 1946 г. в речи перед избирателями. Это изменение настроений в советских верхах уловил временный поверенный в делах США Д. Кеннан, направивший 26 февраля 1946 г. в Вашингтон секретный документ, вошедший в историю под названием "длинная телеграмма Кеннана". В документе отмечалось, что советская власть, "будучи невосприимчивой к логике разума [...], очень чувствительна к логике силы". Так постепенно обе стороны "обменивались ударами", "разогревались" перед решительной схваткой. Ключевым событием, от которого историки ведут отсчет "холодной войны", стала речь У. Черчилля. После нее рухнули последние надежды даже на видимость союзнических отношений и началась открытая конфронтация. 5 марта 1946 г., выступая в колледже американского г. Фултона в присутствии президента США Г. Трумэна, У. Черчилль заявил: "Я не верю, что Советская Россия хочет войны. Она хочет плодов войны и безграничного распространения своей силы и своих доктрин". У. Черчилль указал на две основные опасности, угрожающие современному миру: опасность монополии на ядерное оружие коммунистического или неофашистского государства и опасность тирании. Под тиранией У.Черчилль понимал такое устройство, в котором "государственная власть осуществляется неограниченно либо диктаторами, либо узкими олигархиями, действующими через посредство привилегированной партии и политической полиции..." и в котором существенно ограничены гражданские свободы. Сочетание этих двух факторов делало, по мнению У. Черчилля, необходимой создание "братской ассоциации народов, говорящих на английском языке" для координации действий прежде всего в военной области. Актуальность такого объединения бывший премьер-министр Великобритании обосновывал существенным расширением сферы советского влияния, благодаря которому "железная завеса спустилась на континент", ростом влияния коммунистических партий в Европе, намного превосходящим их численность, опасностью создания прокоммунистической Германии, возникновением коммунистических пятых колонн по всему миру, действующих по указаниям из единого центра. В заключение Черчилль сделал вывод, определивший на долгие десятилетия глобальную мировую политику: "Мы не можем позволить себе полагаться на незначительный перевес в силах, создавая тем самым соблазн для пробы сил".

Речь Черчилля, попав на стол к Сталину, вызвала взрыв негодования. 13 марта, на следующий день после публикации речи в "Известиях", Сталин дал интервью корреспонденту "Правды", в котором отметил, "что по сути дела г. Черчилль стоит теперь на позиции поджигателей войны". Он и его друзья, сказал Сталин, "поразительно напоминают в этом отношении Гитлера и его друзей". Таким образом, ответный выстрел был сделан, "холодная война" началась.

Идеи отставного британского премьера были развиты и детализированы в феврале 1947 г. в послании президента Г. Трумэна Конгрессу США и получили название "доктрины Трумэна". "Доктрина Трумэна" содержала конкретные меры, которые должны были как минимум не допустить расширения советской сферы влияния и распространения коммунистической идеологии ("доктрина сдерживания социализма"), а при благоприятном стечении обстоятельств вернуть СССР к его прежним границам ("доктрина отбрасывания социализма"). И ближайшая, и перспективная задачи требовали концентрации военных, экономических и идеологических усилий: европейским странам предлагалось оказать широкомасштабную экономическую помощь, под руководством США образовать военно-политический союз и разместить сеть военных баз США возле советских границ, поддерживать оппозиционные движения в странах Восточной Европы.

Экономическая составляющая "доктрины Трумэна" была подробно разработана в плане госсекретаря США Дж. Маршалла в том же 1947 г. На начальном этапе в обсуждении "плана Маршалла" был приглашен принять участие В.М. Молотов. Однако оказание экономической помощи США связывали с определенными политическими уступками со стороны Москвы, что было для руководства СССР абсолютно неприемлемо. После того как требование сохранения за советским правительством свободы в расходовании выделенных средств и самостоятельного определения экономической политики было отвергнуто Западом, СССР отказался участвовать в "плане Маршалла" и оказал прямое давление на Польшу и Чехословакию, где план вызвал интерес. Разоренной войной Европе США оказывали колоссальную экономическую помощь -- за 1948--1951 гг. страны Европы получили в общей сложности 12, 4 млрд долларов инвестиций. Логика амбициозного поведения усугубила и без того тяжелое экономическое бремя Советского Союза, вынужденного во имя своих идеологических интересов инвестировать значительные средства в страны народной демократии. К середине 1947 г. в Европе окончательно сформировались два типа внешнеполитической ориентации: просоветская и проамериканская Восточная Европа.

При несомненном влиянии и авторитете коммунистов в послевоенной Европе прийти к власти и сформировать собственные правительства им удалось лишь в Югославии и Албании. В Восточной Европе процесс установления коммунистических режимов шел гораздо более сложно, чем это раньше подавалось в историографии. Утверждение коммунистов у власти в этих странах прошло два основных этапа.

Первый этап охватывал период от окончания войны до середины 1947 г., когда основной моделью государственного устройства была так называемая "народная демократия", в основе которой лежала концепция "национальных путей к социализму". Термин "народная демократия" должен был продемонстрировать отличие как от "старой демократии" (буржуазной), так и от советской формы политической власти. Концепция "национальных путей к социализму" опиралась на признание постепенного поступательного движения к новому строю путем эволюционного развития, а не революции. Этот эволюционный процесс должен был ориентироваться на гражданский мир и широкий межклассовый союз, исключив гражданскую войну и диктатуру пролетариата. В экономике полностью отрицалась советская практика насильственной экспроприации частной собственности, которая должна была трансформироваться в общенародную постепенно. В общем виде эту концепцию сформулировал президент Чехословакии Э. Бенеш, заявив, что наступает новая эпоха "решительной борьбы за новую социальную и экономическую структуру [...], перехода от буржуазной демократии к демократии народной". Такая "мягкая" модель была выгодна и СССР, который получал существенное расширение сферы своего влияния и наряду с этим мог продемонстрировать, что никому не навязывает свой строй силой.

Но "холодная война" внесла существенные коррективы в отношения Москвы со странами "народной демократии". Коммунистическое движение, руководимое Москвой, включалось в процесс конфронтации и становилось одной из его ведущих сил. С середины 1947 г. ситуация в Европе изменилась -- коммунисты потеряли свои позиции во Франции, Италии и Финляндии, коммунистическое Сопротивление потерпело поражение в Греции. У сталинского руководства стала "уплывать почва из-под ног" и оно взяло курс на форсирование революционного процесса. "Холодная война" реанимировала логику предвоенного противостояния между Сталиным и Гитлером, что в коммунистическом движении означало возврат к идее "единого фронта" против империализма, а по сути -- восстановление сталинского понимания интернационализма как верности СССР, подчинения стран социалистического блока советской внешней политике. Боясь потерять свои позиции и стремясь всеми силами оградить Восточную Европу от американского влияния, Москва форсировала в этих странах социально-экономические и политические преобразования.

Второй этап отношений характеризуется установлением в Восточной Европе таких режимов, когда советская модель развития признавалась единственно приемлемой. Начался процесс падения коалиционных правительств "народного фронта" и установления коммунистического правления. Коммунистическое правительство было сформировано в ноябре 1946 г. в Болгарии. В январе 1947 г. президентом Польши стал коммунист Б. Берут. С августа 1947 г. по февраль 1948 г. подобные режимы были установлены в Венгрии, Румынии и Чехословакии.