Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Улица Якова Новицкого.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
28.02.2016
Размер:
248.83 Кб
Скачать

[Править]Курчатов в филателии

Учёному посвящён ряд почтовых марок СССР. В частности, его портрет изображён на марке, выпущенной в 1963 году в ознаменование 60-летия со дня его рождения (Шаблон:ЦФА (ИТЦ)), а также на марке 1979 года с изображением научно-исследовательского судна «Академик Курчатов» 

Блестящая жизнь и молниеносная смерть великого ученого 109 лет назад 12 января родился Игорь Васильевич Курчатов (1903-1960), выдающийся советский физик, «отец» советской атомной бомбы. Академик, основатель и первый директор Института атомной энергии с 1943 г. по 1960 г., главный научный руководитель атомной проблемы в СССР, один из основоположников использования ядерной энергии в мирных целях.  Свою научную деятельность Курчатов начал с изучения свойств диэлектриков, а вскоре открыл новое физическое явление - сегнетоэлектричество. Одним из первых в СССР приступил к изучению физики атомных ядер. Под его руководством был сооружен первый в Москве циклотрон (1944), первый в Европе атомный реактор (1946), созданы первая советская атомная бомба (1949), первая в мире термоядерная бомба (1953), первая в мире промышленная атомная электростанция (1954), первый в мире атомный реактор для подводных лодок (1958) и атомных ледоколов (Атомный ледокол «Ленин», 1959), крупнейшая установка для проведения исследований по осуществлению регулируемых термоядерных реакций (1958). Родился Игорь Курчатов в поселке Симский в семье землемера и учительницы. Младший брат, Борис, впоследствии стал известным радиохимиком и работал вместе Игорем Курчатовым. В 1909 году семья переехала в Симбирск, а в 1912 году Курчатовы перебрались в Симферополь. Здесь Игорь Курчатов в 1920 году окончил гимназию с золотой медалью. В сентябре того же года поступил на первый курс физико-математического факультета Крымского университета. В 1923 году он завершил четырехлетний курс за три года и блестяще защитил дипломную работу. Молодого выпускника направили преподавателем физики в Бакинский политехнический институт. Через полгода Курчатов уехал в Петроград и поступил на третий курс кораблестроительного факультета Политехнического института. Весной 1925 года, когда занятия в Политехническом институте закончились, Курчатов начал работать в физико-техническом институте в лаборатории знаменитого физика Иоффе. Был ассистентом, научным сотрудником первого разряда, старшим инженером-физиком. Курчатов читал курс физики диэлектриков на физико-механическом факультете Ленинградского политехнического института и в Педагогическом институте. 

В 1930 году был назначен заведующим физическим отделом Ленинградского физико-технического института: в это время начинает заниматься атомной физикой. Приступив к изучению искусственной радиоактивности, возникающей при облучении ядер нейтронами, или, как тогда называли, к изучению эффекта Ферми, Игорь Васильевич уже в апреле 1935 года сообщил об открытом им вместе с братом Борисом, Л. Мысовским и Л. Русиновым новом явлении - изомерии искусственных атомных ядер. Одновременно с изучением открытой им изомерии Курчатов ведет другие опыты с нейтронами. Вместе с Л. Арцимовичем проводит серию исследований поглощения медленных нейтронов, и они добиваются фундаментальных результатов. Им удается наблюдать захват нейтрона протоном с образованием ядра тяжелого водорода - дейтрона и измерить сечение этой реакции. В 1940 году под руководством И. Курчатова Г. Флеров и К. Петржак открывают самопроизвольный распад ядер урана. В 1940 году Курчатов доказал возможность цепной ядерной реакции в системе с ураном и тяжелой водой. Но в 1940 году намеченная Курчатовым программа научных работ была прервана, и вместо ядерной физики он начинает заниматься разработкой систем размагничивания боевых кораблей. Созданная его сотрудниками установка позволила защитить военные корабли от немецких магнитных мин.  В 1943 году Курчатов организовал Лабораторию № 2 АН СССР, в которой в широких масштабах были развернуты исследования по атомной энергии, в частности по осуществлению цепной ядерной реакции. В 1945 году был осуществлен пуск циклотрона, построенного всего лишь за год. Вскоре был получен первый поток быстрых протонов. Планы лаборатории расширяются. Проектируются новые здания и для крупнейшего циклотрона, и для экспериментов по созданию уран-графитового котла, разделению изотопов и для проведения других исследований. Курчатов сам строит уран-графитовый котел: у себя в Лаборатории № 2 вместе с братом Борисом получает первые весовые порции плутония, здесь же разрабатывает методы диффузионного и электромагнитного разделения изотопов урана. 29 августа 1949 года на Семипалатинском полигоне было осуществлено испытание первой советской атомной бомбы. Научное руководство испытанием непосредственно осуществлял И. Курчатов. Почти через четыре года, 12 августа 1953 года, прошло успешное испытание первой в мире водородной бомбы. 

Еще в 1949 году Курчатов начал работать над проектом атомной электростанции. 27 июля 1954 года советская атомная электростанция стала первой в мире. Сенсационным стало выступление Курчатова на международной конференции в Англии, где он рассказал о советской программе использования ядерной энергии в мирных целях. В 1955 году лаборатория была преобразована в Институт атомной энергии, директором которого Курчатов был до последних дней своей жизни. Сейчас Институт носит его имя. Президиум АН СССР учредил золотую медаль и премию имени И.В. Курчатова.  7 февраля 1960 года Игорь Васильевич Курчатов скоропостижно скончался. Навещая друга в больнице, он спрашивает врача о его здоровье. Врач предлагает Курчатову: «Давайте я Вас послушаю». — Нет, не надо, все хорошо". И говорит другу: «Пойдем погуляем…» Сел на скамейку, откинул голову назад… смерть наступила мгновенно. После смерти 7 февраля 1960 г. был кремирован, прах помещён в урне в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве.

В Озерске, в городе, который более шестидесяти лет назад основал на берегу озера Иртяш «ядерный» академик Игорь Курчатов, открыта поистине уникальная фотовыставка. Она называется «Курчатов неизвестный». Таких фотографий, а их около пятидесяти, не видели не только жители Озерска, но даже близкие родственники суперзасекреченного ядерного академика, одним из немногих в стране удостоенного звания «Герой Социалистического Труда» трижды.

Выставка, которая потрясает каждого посетителя, мало-мальски знакомого с ядерными проблемами человечества, во многом удивила и автора этих строк. Размещенная в зале музея ПО «Маяк», там, где есть, например, воспроизведенный кабинет Игоря Курчатова, она удивляет, изумляет и заставляет задуматься. Нет, не о бренности бытия.

Меня, в частности, потрясли фотохохмы, где академик Курчатов выглядит не каким-то чиновником, приближенным и приласканным верховными властями, а просто самим собой.

Не каждому дано нести на своих плечах непомерный груз государственной ответственности, чести физика перед наукой, гражданина перед людьми и в то же время в какие-то непротокольные моменты почувствовать себя вновь парнишкой лихим из города Сим Челябинской области.

Уверен, что каждый, увидевший бесценные документальные фотографии апостола ядерной науки, вздрогнет, усмехнется, похлопает в ладоши. Здесь, на этих снимках, представлена совсем не та деятельность Игоря Курчатова, о которой знаем по официальным и очень строго процеженным через множество «фильтров» фото-киноматериалам. Здесь вот он, Игорь Васильевич, свойский, уральский, наш! Гений, родом из города Сим!

Не знаю кого как, но меня поразил и восхитил чисто по-человечески старый фотоснимок, где академик Курчатов с лопатой в руках в канаве, зарывшись по плечи, роет землю на субботнике под будущий реактор будущего города Озерск. Конечно, ни малейшего налета художественности в этом снимке нет. И не должно быть! Подумаешь, мужик в какой-то дырявой замызганной тельняшке-тельнике лопатой машет! Невелика доблесть…

А ведь это — сам «борода», академик Игорь Курчатов в роли землекопа. Тот самый, в подчинении которого были сотни тысяч людей, громадные даже и по нынешним масштабам ресурсы. И вот командир всей этой несметной махины сам лопатой яму роет. Пример людям показывает — не белоручка. Можно было бы представить, что он специально решил позировать перед объективом с лопатой в руках.

Да ведь этого нет ни в малейшей степени! Скоро уже четыре десятка лет, как профессионально занимаюсь фотожурналистикой. Как говорят, стреляного воробья на мякине не проведешь — подтверждаю как профессионал-фоторепортер и человек, лопаты не чуждый — действительно академик Курчатов роет траншею в будущем городе Озерске безо всякой постановки и позы. Это факт!

Замечательная деталь, которая, может быть, видна не всякому. На соседнем фотоснимке академик Игорь Курчатов изображен в ветхой, обтрепанной тельняшке, глубоко задумавшийся и отключившийся от сиюминутных проблем. Что он, носивший тельник не для тепла лишь в качестве майки, но по заслугам перед флотом, думал в сию секунду? Как бы знать… Можно лишь только догадываться.

Это еще не самый высший пилотаж подборки фотографий в Озерске. Снимок – вроде бы ДТП (авария) на Военно-Грузинской дороге. Два роскошных авто, горы слева, справа – ущелье, обрыв. Курчатова по его бороде — символу для всех последующих поколений ядерщиков — узнать легко. А рядом мужик какой-то, с которым на трассе столкнулись. Приглядываешься: так ведь это сам Брежнев! Лихо ребята ездили по горным серпантинам!

Причем сразу видно кто есть кто: Леонид Ильич милостив, добродушен — мол, не шали так больше! А у академика Курчатова во всем его облике — виноват! Лицо, даже знаменитая борода говорят лишь об одном: «Извини, начальник. Больше не буду».

Возникает единственный вопрос, откуда же появились эти фотографии, бесценные мгновения жизни суперзасекреченного ядерного академика? Кто вообще мог это фотографировать? Кого могли к академику подпустить с фотоаппаратом в руках? Ответ вполне очевиден: фиксировал для истории близкий друг семьи Курчатова и его телохранитель Дмитрий Переверзев. О ком другом может идти речь?!

Попробуй кто-либо посторонний сфотографируй Игоря Курчатова, научного руководителя ядерной проблемы!

Мой давний приятель, фотокор газеты «Озерский вестник» Виктор Окулов, тот самый, что вернул к жизни фотографии «Курчатов неизвестный», так рассказывал об этой истории. Однажды он зашел в гости к бывшему заместителю генерального директора ПО «Маяк» Петру Ивановичу Трякину.

— Витя, а я тебя давно поджидаю, — удивил этой фразой ветеран комбината фоторепортера городской газеты. — Вот вручаю тебе неизвестные фотографии Игоря Курчатова. Удалось их раздобыть с полвека тому назад у охранника Игоря Васильевича. Больше их никто не видел, восстанови для истории.

Можно не говорить, в каком прискорбно-плачевном состоянии были эти фотографии — измятые, в пятнах, поцарапанные… Витя Окулов года два занимался реставрацией бесценного клада, компьютерной ретушью фотоснимков.

И вот они: Курчатов в тельняшке или с двумя галстуками, одетыми одновременно ради шутки; Курчатов роет канаву; академик Курчатов подшучивает над коллегами; наконец, встреча с будущим генсеком, тогда мало кому известным Леонидом Брежневым на дороге…

Добавлю, что даже в семье Курчатова, в домашнем архиве, этих снимков нет. Недавно правнучка академика передала в Озерск фотокору «Озерского вестника» Виктору Окулову сердечную просьбу — прислать фотографии ее великого прадеда.

Увы, сам Петр Иванович Трякин, который сумел выпросить всеми правдами и неправдами уникальные фотографии у бывшего телохранителя Дмитрия Переверзева, до открытия выставки не дожил всего лишь год.

Лично я потрясен тем уровнем понимания значимости для истории мгновений, которые нам вернули из небытия охранник-фотограф Дмитрий Переверзев, атомщик Петр Трякин и маэстро фотографии из Озерска Виктор Окулов. И, конечно, руководство нынешнего ПО «Маяк» в стороне не осталось.