Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
вера переданная святым.doc
Скачиваний:
71
Добавлен:
24.02.2016
Размер:
3.57 Mб
Скачать

1. Послание к Галатам 3:28

Я считаю, что вторая позиция основана на правильном понимании библейского учения и на корректном толковании двух стихов, которые имеют непосредственное отношение к спору о роли женщин в церкви2. Первый стих — Гал. 3:28: «Нет уже ни Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (см. Cottrell, «Galatians»; Cottrell, Gender Roles, 217-301). Для того чтобы понять значение слов «нет мужеского пола, ни женского», необходимо спросить: почему Павел в данном контексте приводит именно эти три противопоставления (иудей — язычник, раб — свободный, мужской пол — женский)? Что общего между ними? Почему он не использует другие противопоставления? Контекст свидетельствует о том, что речь идет о полном равноправии в отношении спасения. Выводить из этого какие-то общие принципы некорректно.

Исторический контекст Гал. 3:28 связан с лжеучением иудействующих; стоял вопрос о способе спасения. Иудействующие — это те, кто учил, что бывшим язычникам, обратившимся в христианство, необходимо обрезание. Главная цель Послания к Галатам — опровергнуть это заблуждение. Язычникам для спасения не нужно обрезание. Какое место в этом опровержении занимает текст 3:1-4:7? Очень важно понимать, что в этом тексте объясняется, почему язычникам для получения спасения во Христе не нужен Закон Моисея в целом и обрезание в частности.

Спасение, о котором пишет Павел, — это, конечно же, спасение во Христе. Однако важно отметить, что в приводимых Павлом доводах фигурирует Авраам (3:8-9,14,16). Спасение во Христе называется наследством от Авраама (3:17-18). Именно эта концепция спасения как наследства раскрывает истинное значение Гал. 3:28. Павел пишет, что это наследство дается на основании не закона, а Божьего обетования. То есть, вопреки учению иудействующих, наследство дается не тем, кто исполняет заповеди Закона Моисея и совершает обрезание. Спасение принадлежит тем, кто принимает наследство, поверив обетованиям (3:18).

Итак, в аргументе появляется метафора, связанная с наследием. Возникает следующий вопрос: в соответствии с какими принципами наследуется «благословение Авраамово» в Новом Завете? В соответствии с законом или с обетованием? В ст. 29 сказано, что мы «по обетованию наследники». Мы получили наследство, но как? Не по закону, а по обетованию.

Почему Павел особо подчеркивает эту мысль о наследстве и различие между наследством по закону и наследством по обетованию? Потому, что если бы мы жили по Закону Моисея, на чем настаивали иудействующие, то право на это наследство имели бы только некоторые. По Закону Моисея, в соответствии с обычаями того времени, наследство получали только свободные евреи мужского пола. Язычники, рабы и женщины, как правило, не наследовали семейного имущества. Со временем в некоторых случаях делались исключения, но при обычных обстоятельствах Закон Моисея давал право наследования только свободным евреям мужского пола.

Но Павел пишет, что в Новом Завете положение совсем иное. Строго говоря, Иисус — единственный законный наследник обетования, данного Аврааму, о чем свидетельствует единственное число слова «семя» в Быт. 22:18. Но как же в таком случае кто-либо может наследовать спасение?

Ответ прост: нужно отождествиться с Иисусом! Именно об этом идет речь в Гал. 3:26-27: «Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал. 3 26-21). Принимая Иисуса, мы становимся сонаследниками с Ним. Уверовав и крестившись, мы отождествляемся с Самим Иисусом — Сыном и наследником (см. 4:7). Несмотря на то, что законный наследник обетования Авраама один, мы, если пребываем во Христе, — тоже семя Авраама «и по обетованию наследники» (3:29).

В этом вся суть довода, приводимого в Гал. 3:28. Спасение дается и иудеям, и язычникам, и рабам, и свободным, и мужчинам, и женщинам. Все зависит лишь от того, во Христе ли мы. Правила наследования, изложенные в Законе, к нам неприменимы. Вот в чем значение трех противопоставлений в ст. 3:28. При обычных обстоятельствах Закон не позволял бы ни язычнику, ни рабу, ни женщине получить наследство. Но тем, кто во Христе, наследство дается независимо от Закона, поэтому вышеупо­мянутые различия не имеют отношения к спасению.

Именно в этом заключается значение Гал. 3:28. Те, кто во Христе, наследуют спасительные благословения — неважно, иудей ли это или эллин, раб или свободный, мужчина или женщина. Все крещенные верующие пребывают во Христе и наследуют спасение. Павел также подчеркивает, что «во Христе Иисусе» мы едины друг с другом. Вера и крещение позволяют нам облечься во Христа (3:26-27); мы отождествляемся с Ним, что дает нам право разделить с Ним наследие.

Итак, слова «нет мужеского пола, ни женского» относятся к равенству в отношении спасения во Христе. Контекст не позволяет делать какие- либо другие выводы. Тем, кто ошибочно полагают, что сотериологичес- кое равенство означает также одинаковые роли в семье и церкви, нужно прочитать 1 Пет. 3:1-7. Из этого отрывка явно следует, что равенство в отношении спасения (ст. 7) не подразумевает одинаковых ролей для мужчин и женщин (ст. 1-6).