Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

11

.doc
Скачиваний:
23
Добавлен:
22.02.2016
Размер:
1.5 Mб
Скачать

Планировка и интерьер белорусского народного жилья

В различные периоды преобладали те или иные типы народного жилища. Наиболее простой из них — одночастный дом, то есть дом из одного жилого помещения.

Двухчастный жилой дом состоит из хаты и сеней.

Традиционно белорусское жилище было трехчастным: состояло из сеней, хаты, клети

Сени — часть жилого помещения, непосредственно примыкающая к хате. Они выполняли роль летнего жилища, кухни, кладовой, а также были связующим звеном между жилыми и хозяйственными постройками. Пространство сеней занимали бондарные и плетеные емкости, ступа, жернова, корыто для корма скота и др. По стенам в один или два яруса располагались полки для хранения посуды, инструментов. На вбитых в стену деревянных крюках висели сбруя, старые тулупы («кажухi»), на деревянной жерди - мешки. Сени часто использовались, как летнее жилище, поэтому здесь могли стоять кровать, стол, скамеечки. Освещались сени одним-двумя окошками на одно-два стекла.

Хата — общебелорусское название жилого помещения.

Клеть — небольшое приподнятое над землей на фундаменте сооружение, в котором хранили зерно, муку. Она являлась хозяйственным помещением и примыкала к сеням. В клети хранились продукты питания. В более позднее время клеть в центральных и западных районах Беларуси оборудуется под дополнительное жилое помещение. Оно получило название каморы.

Отправной точкой при функциональном разграничении помещений служил внешний угол печи.

До середины ХIХ в. преобладали курные печи, и дым выходил непосредственно в жилое помещение. Печной трубы («коміна») такая печь не имела, а дым из хаты выпускали через специальное отверстие в стене или потолке, а то и вовсе через приоткрытую дверь. Печи с дымоходом получают широкое распространение со второй половины ХIХ в. Тогда же стали делать дополнительную печь («грубку», «стаяк», «шчыток») для обогрева хаты. Эта печь появляется тогда, когда в виде самостоятельного помещения начинает выделяться кухня, где и располагается основная, кухонная печь. На Понеманье вспомогательную печь выполняли иногда в виде перегородки («печ­сцяноўка»), делившей интерьер хаты на две комнаты.

Более древние и простые варианты печей делали на настиле, уложенном на стоявших по углам печи столбах. Обычно в этом пространстве (“падпечак”, “падпечча”) зимой держали кур. Для этого сбоку, под полатями, предусматривали специальный проем, а спереди вырезали несколько отверстий, которые, получив со временем своеобразные формы (крестики, ромбы, треугольники), стали элементами декора. Неслучайно их название – «цацкі», «печ з цацкамі».

Почти обязательным элементом был околопечной столб, который ставили у внешнего угла печи с опорой на сруб основания. Сейчас это чрезвычайно редкий элемент. Обычно он использовался в качестве опоры для палатей, но, имея важные обрядные функции, получал декоративную обработку, становился одним из украшений интерьера. С конца ХIХ в. даже в рядовом жилье в городах, а также в деревнях, расположенных вблизи центров гончарства, получили распространение печи, чаще всего «грубкі», облицованные изразцами, иногда цветными, с рельефным растительным или геометрическим орнаментом, что кроме достижения определенного художественного эффекта также позволяло увеличивать теплоотдачу печи.

Угловое расположение печи, известное как белорусско-украинский тип планировки, было распространено на территории Беларуси. Ориентация топки печи определяла и структуру всего внутреннего обустройства помещения.

На протяжении столетий интерьер народного жилья достаточно устойчиво сохранял традиционные черты. Его организация была предельно простой и отвечала бытовым потребностям. Дверной проем – низкий, что помогало сохранить тепло и, когда открывали дверь, защищало от холода детишек, игравших на полу. Порог обычно делали высоким, что также способствовало сохранению тепла. Но еще больше этому содействовала печь, стоявшая в углу около двери и занимавшая почти пятую часть площади хаты. Напротив нее – хозяйственный угол, где готовили еду, хранили посуду, так называемый «бабий кут». А по диагонали от печи находился «красный угол» («покуць») – наиболее почетное, сакральное место в хате. В красном углу стояли широкие лавы, неподвижно укрепленные на полу или к стене. Они служили местом отдыха и работы, поэтому на них были отверстия и зажимы для прялок, чесальных гребней, тисков, других приспособлений. В красном углу стоял обеденный стол, висел киот (божница) с полками для икон. Кроме того, иконы могли висеть и на прилегающих к переднему углу стенах. В праздник, а нередко и в будни эту часть избы украшали ткаными и вышитыми полотенцами, лубочными картинками, позднее литографиями, искусственными цветами. Передний угол считался самым почетным в избе. Здесь кроме ежедневных трапез совершались праздничные свадебные церемонии, проводы рекрута, крестины и похоронные обряды.

Между печью и торцовой стеной размещался помост из досок («пол»), спальное место, настилаемое на высоте около 1 метра. Размеры его часто определялись шириной печи и угловым припечным столбом, в который нередко врубалась жердь — било. Наброшенный на жердь полог отделял спальное место от остального пространства хаты. В целом жерди («ашостак»), прикреплённые к балкам потолка, являлись традиционным элементом интерьера. Обычно они располагались перед и за печью, над полатями и служили для развешивания полотенец, одежды, пучков трав и др. Над «полом» делали еще один помост («палаці»), где спали старики и дети. Одним концом они опирались на печь, другим – на специальную жердь.

Обычно между «красным» и «бабьим» углами выполнялись всевозможные хозяйственные работы и здесь находился лучник, чаще в виде переносной стойки с зажимом, в который втыкали лучину. На Полесье и в Центральном регионе посреди хаты, ближе к окну, которое находилось напротив печи, делали «посвет» (иногда он также назывался «лучнік»). Это стационарное устройство, плетенное из лозы или сделанное даже из полотна, но обязательно обмазанное глиной, прикреплялось к потолку и имело деревянный дымоход, выведенный на крышу. Снизу к нему подвешивалась металлическая решетка («перасвет»), на которой по вечерам горела смолистая лучина. Такой лучник и освещал, и вентилировал, и даже согревал.

Для создания естественного освещения жилья с учетом его функционального назначения определяли и место расположения окон. Народные зодчие хорошо знали планировку жилья и те участки помещения, которые должны быть лучше освещены. Один из них — угол напротив печи, в котором обязательно прорубалось окно. Хорошо освещался кут — как правило, двумя окнами в смежных стенах. Три оконных проема (одно на уличном фасаде и два на дворовом) — важнейшая общая особенность белорусского народного жилища. Иногда помещики запрещали своим крестьянам прорубать окно на улицу. Окно в глухой припечной стене (в зоне отдыха) было редким явлением не только по функциональным, но и по бытовым соображениям — чтобы не было видно, что творится во дворе у соседа. Известно, что прорубать такое окно можно было лишь с согласия собрания общины и священника.

При разграничении жилья меняется характер мебели. Вместо лав появляются деревянные «канапы», спальный помост заменяется деревянными кроватями. Иногда спальня отделяется дополнительным шкафом, на кухне появляются различные полки и шкафчики. Развитие связи с городом способствует появлению в обустройстве помещений новых функциональных и украшательных элементов: настенные часы, шкатулки, посуда и т. д.

В постройках последних лет разграничение помещений по функциональному назначению приобретает более выраженный характер благодаря устройству двух входов в дом: главного — через парадную веранду, которая связана непосредственно со столовой, и хозяйственного — через сени с кладовой, связанные с кухней. Наличие двух веранд создает дополнительные удобства проживания в доме, особенно летом — на парадной веранде можно организовать летнюю спальню.

Однако все нововведения не изменяют сущность традиционного плана белорусской хаты, а лишь приводят к появлению различных вариантов старой планировочной структуры. Существенные отклонения от традиционной планировки дома встречаются как заметное явление лишь в ближайших пригородах больших городов, где происходят некоторые более значительные изменения сельского образа жизни, где все трудоспособное население работает на городских предприятиях, где практически исчезло индивидуальное скотоводство. В собственно же сельских поселениях повсеместно распространена традиционная планировочная структура, и это не случайно, причины ее кроются в приспособленности функционально-планировочной организации жилого дома к образу жизни семьи, имеющей подсобное хозяйство. Таким образом, белорусская хата, разумно спланированная с учетом функционального назначения каждого из ее составляющих элементов, отвечала потребностям жизни, так как на протяжении веков народ отбирал наиболее целесообразные и выразительные средства для создания строений и обнаружил при этом тонкое чутье природы, глубокое знание свойств материала, его отделочных качеств, усиливаемых росписью и резьбой.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]