Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Статті з експертизи.docx
Скачиваний:
44
Добавлен:
11.02.2016
Размер:
96.21 Кб
Скачать

2. Установление у лиц с признаками психической патологии или перенесших нервно-психические вредности вида и глубины эмоцио­нальных реакций в интересующий следователя и суд момент.

Соответствующий вопрос может быть сформулирован так: Находился ли обвиняемый (подсудимый) в момент совершения инкриминируемых ему действий в состоянии аффекта? Типичной ошибкой при формулировании вопроса в данном случае является выяснение судебно-следственными органами наличия у подэкспертного в момент совершения инкриминируемых ему действий состояния физиологического аффекта или иного эмоционального состояния, оказавшего существенное влияние на его сознание и поведение, как того требовало прежнее уго­ловное законодательство.

В новом УК РФ аффект используется только как квалифи­цирующий признак и включает как физиологический аффект и его варианты, так и эмоциональные состояния, оказывающие существенное влияние на сознание и поведение.

3. Установление способности несовершеннолетних обвиняемых, имеющих признаки отставания в психическом развитии, полно­стью осознавать значение своих действий, и определение, в какой мере они способны руководить ими.

Вопросы могут быть сформулированы следующим образом: Страдал ли несовершеннолетний обвиняемый во время совершения инкриминируемого ему деяния психическим расстройством (хрони­ческим психическим расстройством, временным психическим рас­стройством, слабоумием, иным болезненным состоянием психики)? При отрицательном ответе правомерен вопрос: Имеется ли у не­совершеннолетнего обвиняемого отставание в психическом разви­тии, не связанное с психическим расстройством? Основной во­прос должен быть сформулирован следующим образом: Мог ли несовершеннолетний обвиняемый во время совершения инкримини­руемого ему деяния осознавать фактический характер и общест­венную опасность своих действий либо руководить ими ?

Ошибкой является формулирование вопроса о соответствии уровня психического развития несовершеннолетнего обвиняе­мого его паспортному (календарному) возрасту, ибо данный во­прос не входит в компетенцию экспертов.

4. Установление способности свидетелей и потерпевших, пере­несших те или иные нервно-психические вредности и (или) обнару­живающих признаки психической патологии, правильно восприни­мать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания.

При этом не следует формулировать вопросы, относящиеся к определению достоверности показаний свидетелей и потерпевших:

Можно ли доверять показаниям подэкспертного. Есть ли у подэкс­пертного склонность ко лжи? и прочие, ибо оценка показаний — исключительная прерогатива судебно-следственных органов.

5. Установление способности малолетних и несовершеннолет­них потерпевших по делам об изнасиловании, обнаруживающих признаки психических отклонений или (и) перенесших нервно-психические вредности, правильно понимать характер и значение действий виновного и оказывать сопротивление.

Оптимальной формой вопроса будет такая: Могла ли потер­певшая по уровню своего интеллектуального и личностного разви­тия, а также особенностям психического состояния в момент происшествия правильно понимать характер и значение действий обвиняемого или оказывать сопротивление с учетом обстоятельств конкретной обстановки, ситуации (указать, каких)?

6. Установление наличия у лица, покончившего жизнь само­убийством, в период, предшествовавший его смерти, психического состояния, предрасполагавшего к самоубийству, и возможных при­чин возникновения этого состояния.

При этом должны формулироваться следующие вопросы: В каком психическом состоянии находился подэкспертный в период, предшествовавший самоубийству? Существует ли причинно-следственная связь между действиями обвиняемого (указать, какими) и психическим состоянием потерпевшего в период, предшествовав­ший самоубийству?

Перед КППЭ не могут быть поставлены такие задачи, как:

1) определить поведенческие особенности лица в состоянии алкогольного опьянения;

2) выяснить, находилось ли лицо во время происшествия в состоянии алкогольного аффекта.

Раскрытие психолого-психиатрической экспертизой структу­ры личности подэкспертного лица может быть использовано су­дом при анализе мотивов правонарушения. В ряде случаев субъ­ективная сторона так называемых безмотивных преступлений раскрывается на основе расшифровки общих особенностей мотивационной сферы личности.

Общая оценка комплексной психолого-психиатрической экспер­тизой психологического статуса личности. Коль скоро в компетен­цию КППЭ входят имеющие юридическое значение вопросы, связанные с деяниями лиц, страдающих определенными психиче­скими аномалиями и психическими расстройствами, то представ­ляется необходимым проанализировать такие отклонения с пси­хологической точки зрения. В данном случае речь идет о различ­ных психопатологических расстройствах личности, олигофрении в степени дебильности, сходных с ними олигофреноподобных де­фектах и так называемых пограничных состояниях.

Согласно принятому в современной психиатрии перечню психических заболеваний олигофрения относится к заболеваниям непсихотического характера. Это сборная группа патологиче­ских состояний, имеющих различное происхождение и характе­ризующихся общим недоразвитием психики. Чем легче степень олигофрении, тем ярче выражены в процессе психического раз­вития общие для всех детей и подростков закономерности. Осо­бенности психического развития олигофренов изучаются не только психиатрами, но и специалистами в области психологии, дефектологии, олигофренопедагогики, и, следовательно, игно­рирование при анализе состояния психического развития и при экспертной оценке поведения страдающих олигофренией в сте­пени дебильности несовершеннолетних, подвергшихся судебной экспертизе, накопленных в общей, детской и специальной пси­хологии сведений таит опасность неполноты выводов.

Сексуальная расторможенность у некоторых девочек, стра­дающих олигофренией в степени дебильности, принимается не­редко за испорченность, половую распущенность. Тщательное психолого-психиатрическое исследование, опирающееся на дан­ные психиатрии, детской и взрослой психологии, нередко пока­зывает, что бесконтрольное проявление полового влечения соче­тается с полной неосведомленностью девочек о социально-биологической сущности половой жизни, отсутствием представ­ления о возможных последствиях полового сношения, неспособ­ностью дать правильную морально-этическую оценку ни своему поведению, ни поведению других. Иногда рано пробудившееся половое влечение, не имея конкуренции из-за отсутствия или очень слабого развития духовных потребностей, стимулирует на­копление знаний именно в области сексуальных отношений.

Отставание в психическом развитии наблюдается у многих несовершеннолетних с признаками психофизического инфанти­лизма. Некоторые исследователи склонны считать, что инфан­тилизм правильнее рассматривать как неболезненное состояние. Но и в психиатрии накоплен богатый материал относительно специфики психической деятельности детей и подростков, стра­дающих инфантилизмом. Наиболее приемлемой формой экс­пертного исследования такого контингента несовершеннолетних участников уголовного процесса представляется КППЭ. Ее це­лесообразно проводить и в отношении несовершеннолетних, страдающих неврозами, т.е. функциональными нарушениями высшей нервной деятельности. Органической патологии при неврозах не наблюдается, а функциональные нарушения при этом редко достигают большой глубины и силы. В отличие от олигофрении или инфантилизма неврозы не затормаживают нормального интеллектуального развития, хотя при некоторых неблагоприятных обстоятельствах могут вызывать временное снижение продуктивности познавательной деятельности. Но и в таких случаях главное место при неврозах занимают специфиче­ские изменения личности, выражающиеся, в частности, в недос­таточной способности к произвольной регуляции поведения.

Психопатии, как и неврозы, по давней традиции составляют объем «малой психиатрии», изучающей болезненные состояния, занимающие как бы пограничное положение между нормой и патологией. При диагностике возникают трудности в отграниче­нии возрастных особенностей от подлинных болезненных свойств, усугубляемые еще и тем, что при психопатии у подро­стков происходит заострение, гиперболизация черт, характери­зующих в норме их сверстников. В происхождении психопатии, возможно, как ни в одном другом психическом заболевании, большую роль ифают недостатки воспитания. Известно, напри­мер, что многие психопатические черты, если и не изживаются полностью, то значительно сглаживаются под влиянием психо­логически обоснованного педагогического воздействия.

Таким образом, оценивая психологическую характеристику аномалий и расстройств, являющихся предметом КППЭ, следует отметить, что их многоаспектная структура и влияние ее на уголовно-процессуально значимые поступки должны рассматри­ваться только путем комплексного психолого-психиатрического исследования.