Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебное пособие по социологии.docx
Скачиваний:
98
Добавлен:
07.06.2015
Размер:
304.48 Кб
Скачать

Культурные стили и жизненные формы

В социологической литературе 20 века очень часто употреблялся термин «жизненный стиль». Впервые этот термин вывел М. Вебер, подразумевая под ним способ ведения или организации жизни. Впоследствии в своих работах он выделил принципиальные факторы, конституирующие жизненные стили: религиозную этику, интерпретации и оценки жизненных феноменов, а также институциональные образования, характерные для доминирующих групп и способствующие воспроизведению определенного типа личностей.

Наиболее полный научный анализ стиля принадлежит Г. Зиммелю. Стиль – это «способ или метод действия или представления, особенно если он соответствует какому-то стандарту; отличительная, характерная манера; модный и роскошный образ жизни жить <стильно>; вообще выразительность, мастерство, врожденное умение в представлении, образе деятельности и подаче самого себя».

В 20 веке в нашей стране появились люди, которые, по их собственному выражению, «давили стиль», вопреки навязываемому сверху аскетизму, обязательной серости и незаметности в одежде, поведении и образе жизни. «Давить стиль» означало одеваться и вообще преподносить себя вызывающе ярко, отличать себя от серой массы. Но их роль, можно сказать, была ролью декабристов своего времени: они начали будить общество.

Определения стиля, в общем, похожи друг на друга. В них подчеркивается один момент: говоря о стиле, мы имеем в виду что-то особенное и специфическое в способе изложения, языке и композиции отдельного произведения, творчества писателя, литературной группы или направления или же в поведении, образе жизни и способе самовыражения человека, социальной группы, социального слоя или даже целого народа, то есть мы имеем в виду особенную манеру писать, действовать, жить.

Исследования показывают, что культура в широком смысле слова, то есть культура в ее социологическом понимании, переживала процессы: распадались традиционные, социоструктурные и административные системы и вместе с ними рушились складывающиеся десятилетиями традиции, верования, идеологии, образы мира, жизненные стили и формы, трансформировались структуры престижа, формировались новые идеологические элиты, исчезали старые и возникали совершенно новые социокультурные идентификации.

По определению Ф. Тенбрука, культура представляет собой общественное явление постольку, поскольку она является репрезентативной культурой, то есть вырабатывает идеи, значения и ценности, которые действуют в силу их фактического признания. Она охватывает, следовательно, убеждения, оценки, картины мира, идеи и идеологии, которые воздействуют на социальное поведение в той мере, в какой члены общества либо активно их разделяют, либо пассивно признают.

Репрезентативная культура логически предполагает соответствие между верой и поведением. К ней относятся и такие характеристики, как историчность, изменчивость, коллективность, несводимость к культуре индивидуума и т.д. Практически все выделенные Ансельмом характеристики жизненных форм соответствуют социологическому пониманию культуры.

Главной целью размышлений Г. Зиммеля о жизненном стиле было выяснение специфики современного стиля и его сравнение с традиционным. Он определяет жизненный стиль как «таинственное тождество формы внешних и внутренних проявлений», которое возникает из человеческого стремления к обретению идентичности, то есть стремления «стать законченным целым, образом, имеющим собственный центр, посредством которого все элементы его бытия и деятельности обретали бы единый и объединяющий их смысл».

Г. Зиммель считал, что для современного жизненного стиля характерен нарастающий разрыв, разъединение объективной и субъективной культуры. Объективная культура становится все богаче, субъективная все беднее.

Другая черта современной жизни, особенно важная для нашего анализа, – это прогрессирующая стилевая дифференциация культуры. Зиммель обращает внимание на повседневность нашей жизни, на стилевое многообразие окружающих нас предметов: архитектуры зданий, оформления книг и прочее. Он так объясняет это стилевое многообразие: если каждый стиль – это как бы самостоятельный «язык», то, зная один-единственный стиль, «в терминах» которого сформирована и организована наша среда, мы не можем представить себе стиль как автономное явление, обладающее независимым существованием.

Благодаря существующей в современной культуре стилевой дифференциации, каждый индивидуальный стиль, а значит, и стиль вообще как таковой обретает черты объективности, становится независимым от конкретных людей с их привычками, особенностями, убеждениями. Стиль и человек разъединились. В результате стилевой дифференциации современной культуры мир стилей, то есть мир выразительных возможностей, объективировался, обрел независимое от человека существование, лишился изначальной связи с определенностью жизни, определенностью выражаемого содержания.

Все это типичный путь формирования того, что называется культурным фундаментализмом. Таким образом, культурный фундаментализм можно определить как процесс тотализации культурного стиля с его специфической доктриной, чувствами, нормами, опытом. Любой культурный стиль может быть фундаментализирован.

Каждая жизненная форма и каждый культурный стиль руководствуется собственной классификацией, не совпадающей с классификацией других. Кроме того, в случае, если признается свободное, социально неприкрепленное существование форм и стилей, приходится отказаться от понятия социальной стратификации.

Рассматривая различные подходы к понятию «культура», необходимо раскрыть вопросы жизненных стилей и жизненных форм. Эти вопросы отражают довольно глубокую теоретическую традицию. Древние хроники говорят о том, что понималось под жизненной формой. Прежде всего, это способ удовлетворения витальных потребностей, то есть еда, питье; далее это институты и установления, регулирующие совместную жизнь, так же, как правовой порядок, форма семьи; наконец, это нормы поведения по отношению к чужим.

В средневековье предполагалось, что жизненных форм много и каждая из них считалась связанной с определенным обществом и определенной исторической эпохой. Кроме того, жизненные формы не были свойственны изолированным индивидам – они предполагали наличие коллективности и регулировали процессы общественного бытия людей. Жизненные формы – не какие-то вневременные моральные нормы, а исторически изменчивые и исторически обусловленные правила восприятия, суждения и поведения.

Виды культуры. Современные субкультуры.

В соответствии с современной российской классификацией существуют несколько видов культур.

Во всех обществах существует множество подгрупп, имеющих различные культурные ценности и традиции. Система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества, называют субкультурой.

Субкультура формируется под влиянием таких факторов, как социальный класс, этническое происхождение, религия и место жительства.

Ценности субкультуры воздействуют на формирование личности членов группы.

Некоторые из наиболее интересных исследований субкультур посвящены языку. Например, Уильям Лабов (1970) старался доказать, что употребление нестандартного английского языка детьми из негритянских гетто не свидетельствуют об их «языковой неполноценности». Лабов считает, что негритянские дети не лишены способности общаться, как белые, просто они употребляют несколько иную систему грамматических правил; за многие годы эти правила укоренились в субкультуре негров.

Лабов доказал, что в соответствующих ситуациях и черные, и белые дети говорят одно и то же, хотя употребляют различные слова.

Тем не менее, употребление нестандартного английского языка неизбежно вызывает проблему – неодобрительную реакцию большинства на так называемое нарушение общепринятых правил. Учителя часто считают использование негритянского диалекта нарушением правил английского языка. Поэтому негритянские дети незаслуженно подвергаются критике и наказаниям.

Термин «субкультура» не означает, что та или иная группа выступает против культуры, господствующей в обществе. Однако во многих случаях большинство в обществе относится к субкультуре с неодобрением или недоверием. Эта проблема может возникнуть даже по отношению к уважаемым субкультурам врачей или военных. Но иногда группа активно стремится выработать нормы или ценности, которые противоречат основным аспектам господствующей культуры. На основе таких норм и ценностей формируется контркультура. Известная контркультура в западном обществе – богема, а наиболее яркий пример в ней – хиппи 60-х годов.

Система норм и ценностей, отличающих группу от большинства обществ, называется субкультурой. Она формируется под влиянием таких факторов, как возраст, этническое происхождение, религия, социальная группа или местожительство. Ценности субкультуры не означают отказа от национальной культуры, принятой большинством, они обнаруживают лишь некоторые отклонения от нее. Однако большинство, как правило, относится к субкультуре с неодобрением или недоверием.

Субкультура – это набор символов, убеждений, ценностей, норм, образцов поведения, отличающих то или иное сообщество или какую-либо социальную группу.

Субкультура, которая появилась в результате сильного удара супериндустриальной революции, которая буквально расколола общество. Благодаря огромному выбору продуктов и культурных изделий появляется и огромный выбор социальных структур. И новые субкультуры, такие как хиппи, битники, теософисты, компьютерщики, культуристы, гомосексуалисты и многие другие, врываются в наше существование. Можно сказать, что мы живем при «субкультурном взрыве». Почему же происходит такое деление общества на различные социальные группировки? Психологи и социологи объясняют это тем, что все мы подвержены глубокому влиянию, наши индивидуальности формируются благодаря субкультурам, которые мы выбираем, осознанно или нет, чтобы индивидуализировать себя. Люди ищут свою индивидуальность, причисляя себя к неформальным культурам, кланам или группам различного характера. Рост субкультур наиболее показателен в профессиональном мире. Много субкультур появилось среди специалистов различных профессий. Тут видна тенденция развития субкультур в тесной связи с развитием науки и технологий. Научная общественность может показаться единым целым, но в действительности она состоит из огромного числа фрагментов.

Научная общественность пересекается с формальными организациями и движениями, появляется все больше и больше специализированных журналов, проводятся различные конференции и встречи и т.д. Но эти «открытые» отличительные особенности сочетаются также со «скрытыми» отличиями. Например, исследователи рака и астрономы не просто занимаются разными вещами, они говорят на разных языках, у них совершенно разные типы личности, они думают, одеваются и живут по-разному. Эти отличия очень часто пересекаются с межличностными отношениями. Говорит женщина-ученый: «Мой муж – микробиолог, а я – физик-теоретик, и иногда я удивляюсь тому, что мы уживаемся друг с другом». Ученые какой-либо специальности стремятся к отличительным особенностям, присущим их клану. Они объединяются в маленькие субкультурные общества, работают над престижем этих обществ, их также заботит благоприятное мнение других людей, заботит их внешний вид, политические убеждения, образ жизни. Процесс разделения на ячейки внутри профессии ярко виден на примере Уолл-Стрит. Уолл-Стрит была одной большой Белой Англо-саксонской Протестантской субкультурой. Представители этой субкультуры имели тенденцию посещать одни и те же школы, вступать в одни клубы, заниматься одним видом спорта (теннис, гольф, сквош), посещать одну церковь (Пресвитерианскую или Епископальную) и голосовать за одну партию (республиканцев).

Субкультура, явление, присущее не только научным и финансовым кругам, является частью хобби, игр, видов спорта и развлечений. Можно видеть, как пример, любителей серфинга или парашютного спорта. Данные субкультуры демонстрируют нам то, что досуг может служить основой истинного образа жизни. Здесь можно вспомнить известный лет пять назад художественный фильм «На гребне волны» (американское название «Break point»). Группа серферов представлена там как совершенно обособленная, живущая своей жизнью группа, главной ценностью которой является свобода, не привязанность к одному месту, сплоченность, океан и большие волны. У них свой язык, отличительный внешний вид и манера поведения. Человеку со стороны приходится сложно внедриться в данный клан серферов, это занимает долгое время. Хотя он и становится членом группы, все же отношение к нему остается настороженным и в результате серферы понимают, что он чужак.

Можно ожидать, что в будущем различные субкультурные группы будут разрушать работающее общество не ради материальной выгоды, а ради чистого развлечения. Мы уже видим, что это происходит на примере компьютерных взломщиков, «хакеров» – любителей компьютерных сетей. Также интересен пример фрагментации общества по сексуально-семейным мнениям. Создаются субкультуры, основанные на супружеском статусе. Это в основном относится к западному обществу, но определенные элементы этого движения заметны и в России. Мортон Хант, крупный специалист в области семейных отношений описывает то, что он называет «мир прежде женатых». «Эта группа, – говорит Хант, – является субкультурой со своими собственными механизмами совместного существования, своими собственными моделями регулирования раздельной или в разводе жизни, своими собственными возможностями для дружбы, социальной жизни и любви». Если члены подобной субкультуры отдаляются от своих женатых друзей, они очень быстро становятся изолированными от тех, кто еще в «брачной жизни», и стремятся к созданию своих собственных социальных ячеек со своими местами для встреч, со своим собственным отношением ко времени, со своими сексуальными воззрениями и обычаями.

Примечательный факт состоит в том, что субкультуры возникают в основном в крупных мегаполисах, и это обусловлено большим количеством населения. Хиппи представляют собой прекрасный пример. В середине пятидесятых на Калифорнийском побережье появилась группа писателей, художников и разной прочей богемной молодежи.

Говоря об аспектах культуры, можно упомянуть 4 основных параметра ценностей, выявленных G. Hofstede в результате исследования, они следующие:

  1. параметр индивидуализма/ коллективизма;

  2. дистанция власти (power distance);

  3. терпимость к неопределенности (uncertainty avoidance);

  4. степень социальной дифферентации полов (masculinity-femininity);

  5. взаимоотношение с группой.

В каждой субкультуре существуют свои ценности: модели поведения, этические нормы, степень рациональности, моральные установки.

Все мы подвержены глубокому влиянию со стороны субкультур, наши индивидуальности формируются благодаря субкультурам, которые мы выбираем осознанно или нет, чтобы индивидуализировать себя. Все мы ищем индивидуальности, причисляя себя к неформальным культам, кланам или группам различного характера. И чем больше выбор, тем труднее поиск.

По мнению россицских ученых российскую специфику субкультурных образований в молодежной среде обуславливают три фактора.

Первый – социальная и экономическая неустойчивость российского общества на протяжении последних полутора десятилетий и обнищание основной части населения.

Второй фактор – особенности социальной мобильности в российском обществе. Каналы восходящей социальной мобильности в 90-е годы претерпели коренные изменения, и молодежь получила возможность достигать престижного социального положения в очень короткие сроки.

Возможность быстро достичь успеха, стать богатым, в действительности слишком часто основанная на криминале, является, тем не менее, основой для социальных установок и ожиданий значительной части российской молодежи.

Третий фактор – аномия в российском обществе в дюркгеймовом смысле, то есть утеря тех нормативно-ценностных оснований, которые необходимы для поддержания социальной солидарности и обеспечения приемлемой социальной идентичности. В молодежной среде аномия ведет к парадоксальному сочетанию актуальных оценок и глубинных ценностных предпочтений.

Эти обстоятельства имеют непосредственное отношение к специфике молодежных субкультур в России. Если попытаться выявить черты, свойственные различным субкультурным образованиям в молодежной среде, то связь с субкультурами криминала окажется одной из наиболее часто представленных – наряду с влиянием западной молодежной моды, феноменом романтической компенсации повседневной рутины, а также воспроизводством некоторых черт советского прошлого. Эти четыре характеристики могут выступать как основа типологизации молодежных субкультур в России, и в отборе субкультурных феноменов для описания и анализа мы в основном ориентировались на них.

По мнению некоторых исследователей, сегодня криминализированы многие молодежные сообщества, сформировавшиеся вокруг спортивных комплексов и тренажерных залов, любительских объединений каратэ, кикбоксинга, других видов единоборств, которые в определенных случаях используются криминалом как боевые отряды при «разборках», резерв охраны и телохранителей. В своем большинстве такие объединения имеют легальный фасад спортивной организации, связь с криминалом может быть не известна многим участникам. Субкультурными признаками такого рода групп становятся конкуренция накачанных мышц (искаженная форма бодибилдинга), тренировочный костюм как наиболее приемлемая в любых ситуациях одежда, довольно часто – золотые перстни и другие знаки принадлежности к иерархии преступного мира.

Нередко солидарность криминальной молодежной группы укрепляется совместными действиями по «оздоровлению» общества. В последнее время здесь активно проявляют себя экстремистские праворадикальные группы с более высоким уровнем организации и субкультурной определенности (скинхеды, баркашевцы).

По этому признаку охарактеризовать российские молодежные субкультуры здесь сложно не столько из-за изобилия быстро возникающих и исчезающих форм, сколько из-за того, что в российской среде некоторые из них являются простым заимствованием, в то время как другие могут отражать скорее сходство мотивов действий.

Изложенное выше позволяет сделать вывод, что социология культуры изучает все виды преобразовательной деятельности человека, социальных общностей и общества в целом, а также результаты этой деятельности. Сама целенаправленная созидательная деятельность формирует человека как субъекта исторического творчества. Его человеческие качества есть результат усвоения им языка, приобщения к созданным в обществе ценностям, накопленным традициям, овладения опытом, навыками и приемами деятельности, присущими данной культуре.

Не будет преувеличением определить культуру как меру человеческого в человеке. Культура дает человеку чувство принадлежности к сообществу, воспитывает контроль за своим поведением, определяет стиль практической жизни. Вместе с тем, культура есть решающий способ социальных взаимодействий, интеграции индивидов в общество.

Социология культуры как отрасль социологического знания изучает указанные сложные феноменологические ряды и системы, стремится к пониманию и оформлению в научной терминологии закономерностей указанных явлений.