Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
сборника конференции РГГУ 19.11.12.doc
Скачиваний:
22
Добавлен:
01.06.2015
Размер:
987.65 Кб
Скачать

Литература:

  1. Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ: «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // Рос. Газета. – 2001. - № 151-152. – 9 авг.; Собрание законодательства РФ. – 2001. - № 33. – 13 авг. – Ст. 3418. – (В ред. Федеральных законов от 25.07.2002 № 112-ФЗ, от 30.10.2002 № 131-ФЗ, от 28.07.2004 № 88-ФЗ, от 16.11.2005 № 145-ФЗ, от 27.07.2006 № 147-ФЗ, от 27.07.2006 № 153-ФЗ ).

  2. Давыдов В.С. Способы легализации преступных доходов // Право и безопасность. - 2004. - № 2 (11).

  3. Филимонов М.И. Проблемы, связанные с идентификацией клиента при открытии счета в коммерческом банке//Юридическая работа в кредитной организации. – 2005. - №4.

  4. Information Paper on Financial Intelligence Units and the Egmont Group.

  5. Financial Action Task Force on Money Laundering Annual Report 2002-2003. - 20 June. – 2003. – FATF Secretariat, France.

Орлов В. А.,

кандидат экономических наук, доцент,

доцент кафедры государственно-правовых дисциплин

Новгородского государственного университета

имени Ярослава Мудрого, г.Великий Новгород, Россия

Вопросы совершенствования финансового контроля как эффективный механизм предупреждения и противодействия коррупции

Актуальность темы работы обусловлена тем, что действенная система финансового контроля в условиях рыночного направления развития в экономике страны выступает эффективным механизмом предупреждения и противодействия коррупции в частности и основой качественного преобразования процесса экономики в целом. Функциональное назначение финансового контроля заключается в успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении эффективного использования ресурсов во всех сферах экономики.

Финансовый контроль играет важную роль в выполнении государством своих функций, поэтому изучение финансового контроля представляется весьма актуальным.

Наиболее распространенным является следующее определение финансового контроля: финансовый контроль - это осуществляемая с использованием специфических организационно-правовых форм и методов деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, а в ряде случаев и иных организаций и физических лиц (аудиторская деятельность), наделенных законом соответствующими полномочиями в целях обеспечения законности, обоснованности и достоверности финансовых операций, объективной оценки экономической эффективности финансово-хозяйственной деятельности и выявления резервов ее повышения, увеличения доходных поступлений в бюджеты всех уровней и сохранности государственного и муниципального имущества, механизма обратных связей и иных решаемых прямых и косвенных задач.

Со времен переустройства российского государства на рыночные рельсы развития и по настоящее время в Российской Федерации осуществляют финансово-контрольную деятельность достаточно большое количество органов различных уровней исполнительной и представительной власти, как общей, так и специальной компетенции при отсутствии единого связующего (координирующего) центра. Отдельные принятые в настоящее время законодательные акты, как, например, Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (в ред. от 25.06.2012) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»[1] или Федеральный закон от 07.02.2011 N 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»[2] или подзаконные акты, как Приказ Минфина РФ от 25.12.2008 N 146н «Об обеспечении деятельности по осуществлению государственного финансового контроля» (вместе с «Положением о требованиях к деятельности по осуществлению государственного финансового контроля»)[3], а также административные регламенты, например, Приказ Минфина РФ от 21.09.2011 N 115н «Об утверждении Административного регламента по исполнению Министерством финансов Российской Федерации государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов»[4] и пр., полностью не решают главную проблему – подчинить единому органу государственного финансового контроля все иные органы исполнительной и представительной финансово-контрольной компетенции. А также систематизировать единые принципы осуществления финансово-контрольных действий на территории всей страны (федерация, субъекты и муниципалитеты), обозначить и расписать легально понятия форм, видов, методов контроля и пр. основополагающих понятий.

Случается, что один и тот же экономический субъект последовательно подвергается проверке со стороны нескольких контрольных органов. В результате как бы имеет место непрерывный контрольный процесс. Однако он не имеет подчас практического смысла и вызывает негативное отношение. До сих пор не разработана и не утверждена официальная концепция становления и развития государственного финансового контроля, долгое время происходят дебаты в представительных органах и научных кругах о целесообразности принятия единого закона о финансовом контроле в стране.

Рассматривая вопрос о современном состоянии координации контрольной деятельности, нельзя не упомянуть, что определенные организационные меры по взаимодействию государственных контрольных мероприятий проводятся. Осуществление взаимодействия предусмотрено в Федеральном законе «О Счетной палате Российской Федерации»[5], в указе главы государства «Об утверждении Положения о Контрольном управлении Президента Российской Федерации»[6] и др. Но этого недостаточно. Необходима обеспеченная в правовом и организационном аспектах эффективная система координации взаимодействия органов, осуществляющих функции по контролю в области как централизованных, так и децентрализованных финансов. В целях повышения эффективности контроля, предупреждения параллелизма и пересечения функций контрольных органов Правительством РФ при участии Контрольного управления Президента РФ и других субъектов госконтроля возможна разработка проекта концепции государственного контроля, которая бы предусматривала, например, создание Совета по координации контрольной деятельности.

Снятию противоречий между органами государственного финансового контроля будет способствовать четкое, законодательно оформленное разграничение функций внутреннего и внешнего финансового контроля за исполнением, например, централизованных средств бюджета как подсистемы внутри единой системы государственного финансового контроля. Заслуживает внимания в части рассматриваемого вопроса и зарубежный опыт. Так, в «Лимской декларации руководящих принципов контроля» определены общие правила деятельности контрольных органов, их взаимоотношения, взаимодействие между собой, в том числе с президентом, парламентом, правительством.

Таким образом, представляется возможным сделать следующие предложения в области совершенствования финансового контроля:

Во-первых, предлагается разработать и утвердить официальную концепцию становления и развития государственного финансового контроля до 2020 года.

Во-вторых, необходима обеспеченная в правовом и организационном аспектах эффективная система координации взаимодействия органов, осуществляющих функции финансового контроля. В целях повышения эффективности контроля, предупреждения параллелизма и пересечения функций контрольных органов Правительством РФ при участии Контрольного управления Президента РФ и других субъектов контроля и аудита возможно на первоначальном этапе создание Совета по координации органов финансового государственного (муниципального) контроля, основной целью которого может стать выработка научно и практически обоснованных предложений по приоритетным направлениям совершенствования государственной контрольной политики (например, делегирование полномочий координации Счетной Палате Российской Федерации, а на ее базе создание единых иерархичных органов государственного финансового контроля на всех уровнях государственного устройства).

В-третьих, снятию противоречий между органами государственного финансового контроля будет способствовать четкое, законодательно оформленное разграничение функций внутреннего и внешнего финансового контроля. Заслуживает внимания в части рассматриваемого вопроса и зарубежный опыт. Так, в «Лимской декларации руководящих принципов контроля» определены общие правила деятельности контрольных органов, их взаимоотношения, взаимодействие между собой, в том числе с президентом, парламентом, правительством.

В-четвертых, так как, например, реализация функции контроля за исполнением федерального бюджета возложена на разные структурные подразделения Министерства финансов РФ, то соответственно требуется четко определить компетенцию каждого из них, а также установить нормативный порядок их правоотношений. Например, предварительный и текущий контроль за исполнением федерального бюджета должен быть исключительной прерогативой Казначейства России, поскольку именно на него возложена функция исполнения федерального бюджета, управления счетами федерального бюджета и бюджетными средствами. Последующий контроль за исполнением рекомендуется возложить на Счетную палату Российской Федерации.

Тем самым встает вопрос о необходимости и целесообразности, например, функционирования Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзора) при Минфине Российской федерации, то есть, можно сократить данную службу, влив ее трудовые и материальные ресурсы в единую структуру органов Счетной палаты России.

В-пятых, можно констатировать, что слабым звеном в организации системы государственного (муниципального) финансового контроля является недостаточно проработанная нормативно-правовая база (нет общего ФЗ о финансовом контроле, с расшифровкой единых терминов, методов, форм контроля и т.д.) и организационное распределение иерархии контрольных органов субъектов Российской Федерации, органов муниципальных образований, имеющая ряд недочетов, в числе которых:

  • отсутствие четкой иерархии контрольных органов (как по уровню полномочий и власти, так и по территориальному признаку);

  • неопределенность полномочий органов, наделяемых контрольными функциями;

  • пересечение функций контрольных органов и дублирование их контрольно-ревизионной деятельности;

  • нечеткость круга объектов контроля;

  • неопределенный порядок реагирования объектов контроля на выявленные нарушения;

  • частое отсутствие выявления скрытых резервов и предложения их более эффективного использования.

Также здесь, при совершенствовании правовой базы рекомендуется использовать стандарты контрольно-ревизионной деятельности, предлагаемые Международной неправительственной организацией высших контрольных органов (ИНТОСАИ).

Их цель - унификация контрольной деятельности и увеличение доверия к ее результатам. Например, Международные стандарты аудита определяют основополагающие методы финансового контроля, способствуют повышению его качества в соответствии с возрастающими многообразными требованиями в области международной аудиторской деятельности, а также направлены на повышение эффективности в борьбе с коррупцией, финансовым мошенничеством и забюрокрачивания финансовых отношений.

В-шестых, еще одним предложением является проработка вопроса о замене некоторых органов внешнего контроля – независимыми негосударственными аудиторскими организациями, на основе заключения с ними договоров после конкурсного отбора.

Допускаться к проведению финансового контроля государственных средств будут только высоко зарекомендовавшие себя аудиторские организации, имеющие безупречную деловую и финансовую репутацию, положительную оценку саморегулируемых организаций аудиторов.

Аудиторские организации не требуют постоянного финансового содержания, а это всегда актуально с целью сбережения государственных средств.

В-седьмых, результаты рассмотрения проведенных контрольных мероприятий регионального и муниципального уровня позволяют сделать вывод о том, что, происходит снижение контрольно-ревизионных мероприятий, и повышение экспертно-аналитических действий. Следовательно, можно предложить и вариант качественного усиления данных полномочий экспертно-аналитической деятельности Счетной палаты. Она будет основываться на базе представляемой информации от контрольно-ревизионных мероприятий проводимых специально уполномоченных исполнительных органов, например, Федерального казначейства Российской Федерации, Федеральной налоговой службы и др.

Таким образом, по аспектам совершенствования финансового контроля, как эффективного механизма предупреждения и противодействия коррупции, можно заключить, что организация современного финансового контроля в Российской Федерации еще требует различных совершенствований, как в области правового обеспечения и регулирования такой деятельности, так и организационно по иерархической структуре и координации мероприятий, так и качественной составляющей контрольно-ревизионных, экспертно-аналитических и пр. действий.