Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
преддипломная.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
20.05.2015
Размер:
102.91 Кб
Скачать

«Хищный тип» в подготовительных материалах к роману «Идиот».

В подготовительных набросках к первой редакции «Идиота» можно условно выделить девять хронологически разных сюжетных пластов. В каждом из них претерпевают изменения планы романа, его герои, идеологические акценты в их освещении. Замысел романа еще далек от окончательного, но намечаются некоторые моменты, из которых вырастет план окончательной редакции романа.

Роман претерпел две редакции: первая – «князь-бунтарь», вторая – «тихие черти».

Герой начальных планов ранней редакции — младший нелюбимый сын в разорившемся генеральском семействе. Идиот кормит семью, унижен, болен падучей. Идиотом он прослыл из-за нервности, необычности слов и поступков. Идиот наделен «гордостью непомерной» и «потребностью любви жгучей»: это «формирующийся человек», который при жажде самоутверждения и отсутствии «веры» во что-либо, от избытка внутренних сил способен к крайним проявлениям и добра, и зла, что является одной из характерных черт «хищного» типа.

Во-вторых, подобно другим героям-«хищникам», он совершает множество подлых и скандальных поступков. В тексте рукописной редакции упоминаются его интриги, клевета, он насилует Миньону, падчерицу сестры матери семейства, отравляет Жену, совершает воровство.

В-третьих, в характере будущего Князя Мышкина подчеркивается его непомерная гордость: «… над всеми Идиот, тоскующий, себя презирающий и до бесконечности гордый характер, всеми овладевающий, чтоб насладиться своей высотою, а их ничтожностью». (192) «Идиот говорит, смотрит и чувствует как властелин»(143)

С 7 марта в набросках намечалась эволюция Идиота, его преображение, как бы предвосхищающее рождение образа Мышкина. Это перерождение стало возможным благодаря очищения любовью: он испытывает жгучую потребность любви; «…таким образом он бы мог дойти до чудовищности, но любовь спасает его». (146) Начиная с этого этапа рукописных редакций, Достоевский именует своего героя уже иначе – Князь. Теперь же доминирующими становятся прямо противоположные черты его характера: забитость, испуганность, приниженность, а главное – смирение.

Пройдя различные стадии развития, в том числе и подобную опустошенному предсамоубийственному состоянию Ставрогина, воссозданному затем в «Бесах», главный герой в последних, ноябрьских планах первой редакции психологически предваряет Мышкина: это -своеобразный юродивый. Он тих, благороден, противостоит страстям, кипящим вокруг новых героинь Настасьи и Устиньи. Эти страсти захватывают генеральскую семью, приводят к смерти Генеральшу, к бунту детей, объединяют Генерала с развратником Умецким (что напоминает будущий «союз» в романе Епанчина и Тоцкого). Распадение сложившихся связей, бури, сотрясающие частную жизнь людей, составят в окончательном тексте фон для контрастно выступающей по отношению к нему гармонической личности главного героя.

Обдумывая образ «Князя Христа» (246), Достоевский исходил не только из Евангелия, он учитывал многочисленные позднейшие трактовки этого образа в литературе и искусстве, а также в современной ему философской и исторической науке. В частности, известную роль при создании образа Мышкина сыграли размышления Достоевского над «Жизнью Иисуса» (1863) французского писателя, философа и историка Э. Ренана, имя которого Достоевский трижды упоминает в подготовительных материалах к роману.

Называя в набросках к роману героя «Князем Христом», Достоевский исходит из мысли, что нет более высокого назначения человека, чем бескорыстно всего себя отдать людям, и в то же время сознает, каким препятствием к осуществлению взаимной общечеловеческой любви и братства стали психология современного, во многом эгоистического человека, состояние общества с господством тенденций к обособлению и самоутверждению каждого из его членов.

Почему «Князь»? В Книге пророка Исайи слово «князь» отнесено к Христу: «Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий: на живущих в стране тени смертной свет воссияет… Ибо младенец родился нам – Сын дан нам; владычество в раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира». Та же тенденция наблюдается и в Евангелие от Иоанна: «…ныне князь мира сего изгнан будет вон».

«Главная мысль романа – изобразить положительно-прекрасного человека… Прекрасное есть идеал, а идеал ни наш, ни цивилизованной Европы ещё не выработался. На свете есть только одно положительно-прекрасное лицо – Христос». Перед Достоевским стояла задача – показать, по его собственным словам, «положительно прекрасного», «вполне прекрасного» человека, в котором выразились черты нравственного идеала. При этом Достоевский отдавал себе отчет, что «идеал – ни наш, ни цивилизованной Европы – еще далеко не выработался…»